Сценарий квн по русскому языку на тему Веселая грамматика


КВН по русскому языку "Весёлая грамматика"
Цель проведения: обогащение знаний учащихся, развитие лингвистического чутья учащихся. Воспитание коллективизма, умения трудиться за свою команду, развитие упорства в достижении поставленной цели. 
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим КВН по русскому языку «Веселая грамматика». Без знаний русского языка нигде не обойтись, Русский язык учит вас писать толково и грамотно. В конкурсе принимают участие команды двух классов: 6 и 7.Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать, они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Речь идет о нашем уважаемом жюри.
Итак, команды готовы к бою. Необходимо вытянуть жребий, кто будет отвечать первым.
В игре участвуют две команды: «Векознап» и «Юнг».
1. Представление команд.
Капитан команды «Векознап».
Векознап - мы себя назвали 
И довольны выдумкой этой
Слова раньше такого не знали:
Его не было просто на свете.
Чтоб не мучиться, голову вам не ломать,
Мы хотим его сейчас расшифровать.
Вся команда (хором):
Внимание! Внимание!
Расшифровываем название!
Мы – веселая компания
Знаков препинания.
Капитан команды «Юнг».
Мы имя придумали очень простое,
Сомнения нет, что понравится всем,
В нем ветер романтики, что-то морское,
Ведь в море грамматики наш КВН.
Мы юнги в том море, где штормы сильнее, 
Когда налетит изложения шквал,
Обрушится бурей вдруг сочиненье
Иль дрогнуть заставит диктантовый вал.
Вся команда (хором):
На вахте мы, Юные грамотеи,
Не страшны нам  вихри, самум, ураган,
Задания выполнить ваши сумеем
Надежно ведет нас вперед капитан.
Песня команды «Юнг»:
Что всего нужнее в КВН-ском море,
Чтобы с трудностью любой могли поспорить?
Знания нужны и капитан-вожатый,
А еще нам верные нужны ребята!
И тогда заданье – нипочем,
Гору мы тогда шутя свернем,
И тогда любой из нас ответит
На вопрос хитрей всего на свете.
Нам нужны для боя быстрота и юмор,
Чтоб любой вопрос был хорошо обдуман,
Выдержка нужна для всех и нужно братство.
Юнги! В этом наше главное богатство!
И команда вся тогда – семья,
И тогда плечом к плечу друзья.
Не страшны сражения и беды,
Верим, что добьемся мы победы!
Пеня команды «Векознап».
Пора-пора-порадуемся дорогим гостям,
И маленьким и взрослым, и всем учителям,
Отбра-отбра-отбрасывая страхи и сомненья,
Все дружно говорим: «Мы рады вам!»
Опять наш КВН зажег огни,
И снова мы торопимся в дорогу.
Ты робость и тревогу прочь гони,
Отваги в каждом сердце нужно много.
Пора-пора-порадуемся яростным боям,
Противникам достойным, болельщикам-друзьям.
Пока-пока-показывая все, на что способны,
Жюри просим быть нестрогим к нам.
Учитель: Итак, Мы начинаем КВН.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Конкурс «Верно или неверно». (Один балл за каждый правильный ответ).
Командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю карточку, если неверно. Утверждения:
1. Слова состоят из звуков?
2. Звуки мы можем увидеть?
3. Звуки мы слышим и произносим?
4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5. Гласные бывают твердые и мягкие?
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7. Ударный гласный слышится ясно?
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо?
Конкурс «Слово-змейка». (конкурс оценивается в три балла, орфографические ошибки снижают балл.
За одну - две минуты нужно записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого слова (например, адрес-салют-тетрадь). Слова: робот и ролик.
Конкурс «Загадка в загадке». Оценивается в пять баллов.
Учитель: Прочитайте загадку, вставляя в слова пропущенные буквы, объясните орфограммы, назовите отгадку.
1. Через поле и л...сок
Подается г..л..сок.
Он б..жит по пр..в..дам.
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
2.И зел..н и густ
На гря..ке вырос куст.
П..к..пай немно..ко:
Под кустом... (Картошка).
Сценка «Наши падежи».
Конкурс «Словообразование». Оценивается в три балла.
1.Приставка этого слова находится в слове «занос», корень – в слове «морозец», суффикс – в сове горка», окончание – в слове «Листочки». (Заморозки).
2. Приставка этого слова находится в слове «залез», корень – в слове «приготовит», суффикс – в слове «ночка», окончание – в слове «коса». (Заготовка).
Конкурс «Наборщик слов».
Учитель: Из букв данных слов в течение одной минуты составьте новые слова (сущ., нарицат., ед. ч., им. пад.)
Контрабас.
Конкурс капитанов.
Учитель: Фонетический разбор.
И несложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово,
И труда в этом нет почти –
Ударение найти,
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать и вся наука.
Слова для разбора: библиотека, читатель. Максимальная оценка 5 баллов.
Игра со зрителями.
Учитель: Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез 
Подумав, одно из двух –
«Да» или «нет» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет.)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем свет согрет,
Он станет льдом  холодным? (Нет.)
Ответь, а может резеда 
Цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (Да.)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да.)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет.)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет.)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да.)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны?(Да.)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет.)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? (Да.)
Конкурс «Шарады»
Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом.
1. Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем все лето,
И целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За-дача).
2. Река, две ноты и согласная
Составят овощ цвета красного. (По-ми-до-р)
3.Первое – нота, второе – игра,
Целое встретится у столяра. (До-лото).
4.Подряд три предлога возьмем,
Целое на дереве найдем. (Сук).
Конкурс «Составь слово».
Подведение итогов.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье:Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму 
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Люблю тебя, грамматика.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика, 
Осилю понемногу я.
Сценка «Наши падежи»
Действующие лица: учитель и ученик Петров.
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и собирается писать.
Учитель (диктуя): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все существительные.
Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да.
Учитель: Начинай!
Ученик: «Папа» и «мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что натворил. Значит, у «поведения» - падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный. Ну а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и все.
Учитель: Да-а. разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, Какую отметку ты бы себе поставил?
Ученик: Какую? Конечно, пятерку!
Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятерку»?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же ее сам предложил!