«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы в процессе воспитания личности ребенка»


«Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он совсем должен отрываться от берега» (Л.А.Кассиль)
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого ребенка невозможно преувеличить.  Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый ребенок, образованный, здоровый физически, духовно и нравственно богатый, умеющий и любящий трудиться.
Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения. Конечно же, педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья»
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения. Действительно, семья- это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия. Ни одно литературное произведение не научит его поступать в соответствии с этическими нормами, так как все-таки семья является примером и образцом поведения. Именно под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Хочется заметить, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем кроме самых близких для него в семье людей.
В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на школу. А бабушки, дедушки и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от своих родителей. Хотелось бы вспомнить строки:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети - мы за слова свои в ответе и за дела! Легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом!
Следовательно, нашими совместными задачами являются:
-сделать школу и семью союзниками в воспитании наших детей;
-обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении общих целей ;- очень важно, обеспечить  единство требований школы, классного коллектива и семьи.
В завершении, хочется всем напомнить притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Давайте и мы будет сто раз терпеть, сто раз прощать, сто раз понимать, сто раз помогать и сто раз любить ребёнка.