Выступление на педагогическом совете Тема: «Семья и школа. Пути взаимодействия». «Формы работы с семьей в коррекционной школе».


Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная организацияспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Семья и школа. Пути взаимодействия».
«Формы работы с семьей в коррекционной школе».
Составила руководитель МО воспитателей:
Касьянова Е.С.
2016г.

«Семья и школа - это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа".
Л. Кассиль
Успех воспитания обучающихся с отклонениями в развитии во многом определяется системностью и согласованностью работы школы и семьи. Вся работа должна быть направлена на развитие личностных качеств детей, коррекция недостатков развития с опорой на сохранные стороны личности, поиск оптимальных условий и средств воспитательного воздействия. В этой связи возникает потребность совершенствования семейного воспитания.
Главной задачей воспитателя является организация системы работы с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.
Семья, родители являются основными воспитателями нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится воспитателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений воспитателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Основная и главная задача воспитателя - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работать с родителями обучающихся с отклонениями в развитии, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Работая с родителями, давая оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка - даёшь оценку и родителям. На публичных собраниях не допускаю разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы, в индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики обучающегося, раскрывая волнующую проблему и вместе с родителями искать пути её решения. "Золотое правило”: относись к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: "Это я! Любите меня таким, какой я есть! ” - вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности воспитателя и родителей.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Задача воспитателя-совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей.
Взаимодействие воспитателя и семьи
Включение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на:
Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Главное в деятельности воспитателя - создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Критерии эффективности работы воспитателя - это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу. Результатом работы с родителями должен быть:
повышение психолого-педагогической культуры родителей - знание принципов коррекционной работы в школе
реализация личностно-профессионального роста педагогов
раскрытие личностного потенциала обучающихся в воспитательной системе школы
Уровни воспитательного потенциала обуславливают основные направления в работе с родителями. Семьи с высоким потенциалом в основном составляют родительский актив класса. Главной задачей в работе с данной группой родителей - привлечь их к активному участию в воспитательной работе класса, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом, использовать передовой опыт педагогического воспитания детей, накопленный в этих семьях. В этих семьях, уважающих детей, наиболее благополучные для воспитания условия.
Формы взаимодействия с родителями
Одним из путей достижения результатов в работе с родителями является объединение их в сплоченный коллектив.
Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Наиболее распространенные коллективные формы коррекционно-воспитательного воздействия:
родительское собрание;
диспут-размышление по проблеме воспитания;
встреча родителей с администрацией школы;
дни открытых дверей и. т.д.
Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
Например:
родители, которые взяли детей под опеку;
родители, решающие какие-либо проблемы в классе;
родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;
родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т.д.
Трудно привлекать родителей к школе. Поэтому есть выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино обучающихся, родителей и педагогов.
Во-первых, необходимо познакомиться с родителями заранее. Знать социальное положение семьи, условия проживания ребенка и уровень подготовленности самого ребенка к школе, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Стараться приблизить каждую семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Одной из важных форм установления контактов является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание обучающихся. Необходимость обучения обучающихся в этом типе заведения и формируя у них положительное отношение к школе, использует различные средства просвещения: знакомство со школой, посещение родителями уроков педагогов, выставок творческих работ, общешкольных праздников. Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство родителей не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них возникает чувство благодарности школе, укрепляется вера в возможности детей.
Родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы.
Темы должны быть конкретными:
«Коррекция отклоняющегося поведения у подростков», «Роль матери (отца) в воспитании детей», «Отцы и дети», «Конфликты и пути их разрешения» и т.д.
Родительские собрания нужны:
для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае воспитателю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; - для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал "без жареных фактов", фамилий родителей и детей;
как консультативные по вопросам воспитания детей в семье, пропаганда специальных знаний. Часто на собрания приглашаю психолога, социального педагога, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;
как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
совместные с обучающимися обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);
как показ "товара лицом", когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учебной четверти, года и разговор педагога с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, и не приходят те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными для родителей, если, например, рассказывать, что проходят дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, который будет изучаться в следующей четверти, о том какими видами заданий должны овладеть дети, как им помогать. Можно познакомить родителей с учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям не безразлично, какая внеклассная работа проводится в классе. Им интересно узнать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какие спектакли увидят дети и в каких поучаствуют и т. д.
В отдельных случаях нельзя не сказать об особых трудностях поведения или усвоения материала, но с родителями таких учеников учитель должен поговорить наедине, после собрания.
Подготовка собрания:
определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
уточнить регламент, продумать ход собрания;
разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
продумать выставочный или информационный материал;
определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.
Основные элементы подготовки собрания родителей:
Выбор темы собрания.
Определение целей родительского собрания.
Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
Приглашение родителей и других участников собрания.
Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Правила поведения на родительском собрании:
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих, детей с девиантным поведением уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама".
Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы педагога, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической. Последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота - сделать так, чтобы семья положительно влияла на обучающегося. А это не простое дело, требующее много сил, времени и терпения.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в году. На таком собрании родителям рассказывают о жизни школы в целом. Могут выступить директор, его заместитель, врач, старший воспитатель и другие. К собраниям приурочиваются выставки детских работ, причем всех школьников без исключения. Каждый родитель ищет на выставке работу своего ребенка, поэтому надо помочь детям подготовить работу как можно лучше.
Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с большим количеством участников. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. Сказки А. С. Пушкина, Я. С. Маршака доступны для учеников всех классов, они интересны и легко запоминаются. Изготовление костюмов, декораций идет с привлечением большого количества детей. К тому же чтение части текста (и не только от автора) может быть поручено взрослому человеку (учителю). Такой спектакль придает собранию характер праздника.
На общешкольных собраниях родителей проходят выборы родительского актива.
Индивидуальная форма работы.
Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если педагог хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, педагог посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, педагог не сможет оказать ученику необходимой поддержки.
Приведем такой пример. В класс поступила новая ученица, бледненькая, худенькая. Прошло несколько дней, и у нее на занятиях случился обморок. Школьный врач установил, что это следствие недоедания. Когда же педагог побывал в семье, оказалось, что дом — полная чаша (мебель, хрусталь, телевизор черно-белый, телевизор цветной). Родители имели хороший заработок, считали обязательным иметь престижные вещи. Но наладить в семье горячее питание, проследить за тем, что ест дочь, им не приходило в голову.
Другой случай. Мальчик был всегда опрятен, все необходимое у него было. Посетив семью, учитель обнаружил крайнюю бедность. Семья состояла из бабушки, которая поучала маленькую пенсию, мамы — нянечки в детском саду и мальчика, на которого мать не получала даже алиментов. Ещё один пример. В школе знали, что ученик живет с родителями, маленьким братишкой и бабушкой в отдельной квартире. Оказалось, же, что у мамы новый муж, который и является отцом младшего братишки. Родной отец и его мать живут в этой же квартире, в соседней комнате, причем оба спившиеся алкоголики. Нетрудно представить, какая жизнь у ребенка в этих условиях.
Приходя в семью ученика, знакомясь с условиями, в которых протекает домашняя жизнь школьника, педагог узнает, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить, время, какой в семье достаток. В домашней обстановке, иногда за чашкой чая, в дружеской беседе люди становятся откровеннее. Рассказывая подробности своей жизни, вспоминая судьбы родственников, приводя некоторые подробности развития ребенка, они раскрывают то, о чем, может быть, не говорит на МПК, в беседе со школьным врачом и что так важно для установления точного диагноза ребенка. Педагог вспомогательной школы знает, как часто родители скрывают истинную причину состояния своего ребенка, особенно если это относится к наследственным заболеваниям.
Беседа с родителями должна быть неторопливой, спокойной и проходить в атмосфере доверия. Родители заранее предупреждаются о приходе. Они готовятся к встрече, наводят в доме порядок, иначе они будут застигнуты врасплох, что вызовет неприязнь к педагогу. Нельзя приходить в дом к учащимся с плохими вестями, с жалобами, по горячим следам каких-то неприятных событий. Встреча должны быть дружеской.
Педагог может пригласить родителей в школу. Однако не всегда возможно создать для встречи необходимую обстановку: нет удобного места, нет достаточного времени, неотложные дела не позволяют учителю вести спокойную беседу. Часто приход родителей в школу бывает вынужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы — свидетельство педагогической беспомощности. Многие умственно отсталые дети совершают проступки под воздействием мгновенной эмоции, импульсивно. Чаще всего возбуждение ребенка бывает спровоцировано обстоятельствами, и если не изменить обстановку усилиями педагога, происходит срыв в поведении. Жалобы родителям ни к чему не приведут, просто нужно быть постоянно с детьми и уметь вовремя разрядить ситуацию, принимающую неприятный оборот, вызывающую напряжение.
Приходя в дом, мы невольно знакомимся с соседями учащегося по квартире, по подъезду. Не сообщая ничего порочащего о своем ученике, мы можем узнать мнение соседей о семье ученика.
Родителей лучше приглашать в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Ребенок участвует в театральной постановке, ему нужен костюм, надо помочь его изготовить, поучить с ним слова роли и т. д.
В школах-интернатах много специфических сложностей в работе с родителями. Если они находятся в другом поселке, городе, между педагогом и родителями должна быть налажена переписка или телефонные звонки. Педагог вместе с учеником может поздравить его родителей с праздниками, или с днем рождения, вместе с ребенком решает, что сообщить о жизни, учебе в школе. Многие из них не умеют свободно излагать мысли. Поэтому при личной встрече необходимо, во-первых, заручиться обещанием родителей отвечать на телефонные звонки или переписку, во-вторых, научить их пользоваться при ответе вопросами учителя.
Работа с родительским активом.
Обычно родители, многие из которых владеют различными рабочими специальностями, не отказываются помочь школе в ремонте помещений, мебели. Их помощь можно использовать при осуществлении профориентационной работы. Например, выпускники вспомогательной школы часто идут в строительные ПТУ и овладевают специальностями маляра, штукатура и т. д. Родителей, имеющих профессию, доступную выпускникам вспомогательной школы, следует попросить продемонстрировать перед учащимися свои практические умения, выступить с рассказами о профессии (если они не смогут это сделать, то с сообщением выступит учитель).
Родители умственно отсталых не всегда могут поговорить с детьми, обсудить случившееся, рассказать о просмотренном по телевизору фильме, растолковать непонятное. Но в каждом классе среди родителей есть хотя бы 1-2 человека, которые умеют говорить с детьми, могут с ними обсуждать фильмы, спортивные соревнования и если они регулярно бывают в школе, то таких родителей также надо выделить, объяснить им, что существует особая необходимость в вовлечении детей в обсуждение известных им событий.
Каждый из родителей рад оказать посильную помощь школе, тем более, если он чувствует, что эта помощь нужна и за нее благодарны педагоги и учащиеся. На общешкольном родительском собрании, на торжественной линейке, возможно, отметить участие родителей в общей работе, поблагодарить их в присутствии детей. Таким образом, не только укрепляется дружба школы с родителями, но и улучшаются отношения в семье, становятся более уважительными, теплыми.