Консультация на тему Роль взаимодействия детского сада и семьи
Роль взаимодействия детского сада и семьи.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея новых требований – это общественный договор между личностью, семьей,
обществом и государством.
Без участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа по обеспечению активного участия родителей и родительской общественности в жизни детского сада занимает важное место.
Процесс взаимодействия семьи и детского сада, направлен на активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, в досуговую деятельность, в сотрудничество с детьми и педагогами.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить закреплению роли родительской общественности в жизни детского сада. В основу понимания сущности и назначения социально – педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения положено представление о нём,
как об открытой и развивающейся системе.
Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования является информационное сопровождение и просвещение. Семья является важным социальным институтом общества, микро группой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества, важнейшей первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребёнка. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование
модели поведения с другими людьми.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально - трудовые и пр. Поэтому, уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребёнка свободно ориентироваться там, где он живёт, где находятся его детский сад, школа, свободно находить контакт со сверстниками, воспитать любовь к малой родине, бережно относиться к окружающей природе и. т.д. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности.
Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида, деятельность которого социально ориентирована, а потому одним из приоритетных направлений является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Основной миссией ДОУ, как и всей системы непрерывного образования РК является формирование успешных граждан, а приоритетной задачей - создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольников.
Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
Полноценное воспитание ребёнка происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но, зачастую, воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Хотя, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Образовательные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Но, несмотря на работу проводимую детским садом по вовлечению родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей. Формирование социального заказа начинается с анкетирования родителей, при этом до них доводится профессиональное мнение специалистов, а также информация со стороны администрации детского сада, педагогов, с ознакомления целей и задач основной образовательной программы, программы развития, а также программ инновационной деятельности (исследовательской, экспериментальной, проектной). Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир нашего детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Большая работа проводится по обеспечению психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми. Особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры),
детский сад (в первую очередь воспитатели),
общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации, лица различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде « педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - общение «на равных».
В нашем детском саду ежегодно проводятся:
· родительские собрания (групповые, общие, с отдельными группами родителей), направленные на знакомство родителей с воспитательно-образовательным процессом, задачами и итогами работы, на знакомство с положениями и изменениями в законодательстве об образовании и т.д.;
· родительские собрания (групповые, общие), в том числе и нетрадиционного типа в форме педагогических студий, совместных встреч, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и детском саду, адаптации, подготовке к школе;
· открытые занятия, обще садовские мероприятия;
· индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми;
· индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объективный анализ работы, достижений, поведения, особенностей воспитанников,
· совместные групповые и общие праздники, спортивные соревнования, конкурсы;
· совместные экскурсии;
Родители принимают активное участие
· в заседаниях родительского комитета;
· в организации кружков, секций;
· в работе родительских комитетов групп;
· в традиционных сезонных мероприятиях;
· в социологических опросах, направленных на выявление степени удовлетворенности родителей процессом и результатами учебно-образовательных потребностей и особенностей различных категорий семей.
Родители - активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что сотрудничество и взаимодействие двух социальных институтов – родительской общественности и детского сада играют огромную роль в успешной социализации ребёнка в современном мире.