Проект «Роль музыкальной предметно-развивающая среды в познавательном и эмоциональном развитии ребенка детском саду»
Проект «Роль музыкальной предметно-развивающая среды в познавательном и эмоциональном развитии ребенка детском саду»
Романова Елена Анатольевна
Музыкальный руководитель МК ДОУ д\с №12
Слайд №1.
Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по проблеме " Роль музыкальной предметно-развивающая среды в познавательном и эмоциональном развитии ребенка детском саду». Это очень благодатная среда, в которой благодаря фантазии, любви к детям, а самое главное, желанию, можно сделать встречу с нашими воспитанниками на музыкальных занятиях очень яркой и запоминающейся.
Слайд №2.
Цель моего мастер- класса : повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в самостоятельной деятельности детей игр на шумовых музыкальных инструментах, показать, что в нашем ДОУ есть совместный с родителями проект, где они, вместе с педагогом создают яркие и необычные самодельные шумовые инструменты.
Задачи:
● приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
● прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности детей;
● познакомить участников мастер-класса с приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах .
Слайд №3.
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Слайд №4.
Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Слайд №5.
Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.
Слайд №6.
Благодаря этому у детей происходит развитие самостоятельной музыкальной деятельности, развивается интерес к музыке, обогащается музыкальная субкультура.
Слайд №7.
ЦЕЛЬ: Создать музыкально - обогащенную среду, отвечающую по содержанию задачам основной общеобразовательной программе ДОУ.
Слайд №8.
ЗАДАЧИ:
1.Формирование интереса к самостоятельной деятельности детей.
2.Обеспечение выполнения задач образовательного процесса музыкально-художественной деятельности.
3.Организация различных видов детской деятельности: музыкальной , игровой , коммуникативной.
ТИП ПРОЕКТА: творческий долгосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники д\с №12, родители, педагоги ДОУ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап проекта – подготовительный.
Слайд №9.
1.Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, я выявление предпочтения. Я изучаю особенности музыкальной субкультуры детей различных возрастных групп. На каждого ребенкапланирую заполнять индивидуальную карту наблюдений «Музыкальные предпочтения ребенка» (материал музыкальных занятий, популярные детские песни, народная музыка, классическая музыка), в индивидуальной беседе выявляю музыкальные предпочтения детей.
2.Наблюдение за деятельностью педагогов с целью выявления навыков по организации игровой самостоятельной деятельности педагогами для ознакомления с музыкальными играми, которая предусматривает разные формы работы. Воспитатели получают практические знания для проведения игр с детьми. Задача воспитателя – раскрыть творческие возможности детей в доступной и интересной для них игровой деятельности.
3.Формирование компетентности родителей о музыкальном развитии ребенка: создание в ДОУ идеальной атмосферы для совместной работы детей и родителей, совместная постановка театральных спектаклей, показ фото и видеоматериалов.
Второй этап проекта – практический.
Слайд №10.
1.Обогащенная музыкальная предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Благодаря этому у детей происходит развитие самостоятельной музыкальной деятельности, появляется положительная динамика в развитии интереса к музыке, обогащение музыкальной субкультуры.
Слайд №11.
У родителей повышается интерес к музыкальной деятельности детей, интерес к проблеме подбора музыкального репертуара для ребенка, стремление к созданию дома музыкально-обогащенной среды, желание вместе с ребенком выступать на различных праздниках и постановках.
Слайд №12.
Педагоги понимают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей, творческого подхода к обогащению музыкально-развивающей среды.
Слайд №13.
Наиболее доступными, а потому любимыми детьми являются шумовые музыкальные инструменты. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой.
Слайд №14.
Надо только постараться услышать эту музыку. Привлекают детей звучание, вид инструментов, и то, что они могут самостоятельно, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Подобные игры со звуками являются первичной формой импровизации.
Слайд №15.
Особенный интерес у детей вызывают инструменты, которые можно сделать своими руками. Причем, заметим, без особых материальных затрат!
Слайд №16.
Коллеги, хочу предложить вашему вниманию свои самодельные детские музыкально-шумовые игрушки. Они изготовлены из подручного, бросового материала, из которого можно извлечь звук. Немного желания и фантазии, и в результате получаем прекрасные «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки». Как уже говорилось выше, специальных материалов для изготовления инструментов не нужно, в ход пойдёт всё, что у вас есть под рукой. Как у нас говорят, «то что, до помойки не донесли»…
Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки. Вот эти изготовлены из бутылочек из- под йогурта.
Наполнителем служит различная крупа, бусинки, пуговки, металлические гайки. Эти инструменты можно активно использовать еще с яслей.
Слайд №17.
Такие необычные, можно сказать, загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей. Дошкольники познают мир через игру, поэтому дайте им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки.
Слайд №18.
Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.
Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми. Все, что нас окружает, может звучать: · пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан; · пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;
Слайд №19.Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными. Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным: барабан – это гремит гром или идет медведь; колокольчик – капли дождя, капель; шуршание бумаги – ветер или падающие листья; расческа – жужжание пчел;
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Слайд № 20.
М.р.: А теперь, дорогие коллеги, перейдем непосредственно к практической части нашей встречи. Я приглашу сюда воспитанников подготовительной группы, для того чтобы продемонстрировать вам как мы справляемся с поставленными задачами и как дети воспринимают материал о котором я вам сегодня расскажу. Наше занятие относится к разряду ознакомительных, дети только начинают знакомиться с шумовыми музыкальными инструментами. Итак, мы начинаем занятие.
Цель занятия:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса к некоторым видам музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Привлечь детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей.
Методы:
Словесный (беседа),
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на шумовых инструментах).
Игровой (присутствие сказочных персонажей).
(Приглашаются дети подготовительной группы (. Дети заходят в полной тишине).
М.р.: Ребята, скажите, пожалуйста, что необычного было в нашем входе в музыкальный зал? (Ответы детей). Правильно, вы зашли в полной тишине, что очень непривычно, ведь вы всегда слышите музыку при входе в наш волшебный музыкальный зал. Давайте посмотрим, что же произошло?
(Слайд №3)
Взгляните на наш волшебный экран! Что вы видите на нем?
Ответы детей.
М.р.: Правильно, ребята. В домике у нот, (который как называется?) произошел настоящий ералаш. Что же случилось?
Ответы детей.
М.р.: Молодцы, ребята, нотки потеряли свой ключ. А как он называется? Правильно, скрипичный. А давайте его поищем с помощью игры, которая называется «Холодно, горячо». Правила вы знаете, давайте посмотрим под вашими стульчиками: есть ли там скрипичный ключ? А под стульчиками у гостей есть? А на окне? А под пианино? И т.д… (Нашли в музыкальном уголке).
(Слайд №4).
А теперь посмотрим еще раз на волшебный экран. Что вы там видите? (Ответы детей). Правильно, в домике нот воцарился порядок, видите все нотки заняли свои места, и улыбаются вам.
Теперь давайте наконец поздороваемся по- музыкальному, раз у нас наведен порядок в нотном стане.
Но сначала послушайте меня:
Сидит Баба- Яга, Костяная нога.
Мы на нее быть похожими не хотим,
Мы ровненько сидим.
Распевка «Здравствуйте, ребята».
М.р.: А теперь поздороваемся с гостями. А они вам должны ответить.
Распевка «Здравствуйте, гости».
М.р.: А теперь давайте разбудим свои горлышки, носики, ушки.
Дыхательная гимнастика:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки смело.
Знаем, знаем, да, да, да, нам простуда не страшна.
Молодцы, ребята, пойдем дальше.
Посмотрите еще раз на наш волшебный экран.
Слайд №5. (М.р. наводящими вопросами выясняет, что видят на экране дети).
Мужчина гуляет в лесу, но звуков нет.
М.р.: давайте ребята, выясним, что же случилось?.
Слайд №4.
Вы знаете, к нам сегодня в детский сад прилетела птичка. Настоящая зимняя птичка, как ее зовут? (Ответы детей). Правильно, снегирь. Он принес в клюве письмо отЗимушки-Зимы. Послушайте его:
Здравствуйте, ребята. Я Зимушка- Зима. В моем волшебном лесу приключилась беда: вышла я утром из своего терема и не узнала свой лес- везде стояла пронзительная тишина. Снег под ногами не скрипит, птицы на ветках не поют, дятел не стучит на дереве. Страшно мне стало. Оказалось, злая Баба-Яга заколдовала мой лес, собрала все звуки и унесла в свою избушку. Вы поможете мне, ребята, вернуть звуки в мой волшебный лес?
Ответы детей.
М.р.: Тогда, ребята, давайте подумаем, как нам помочь Зимушке-Зиме? Как нам вернуть звуки? Вот у меня волшебное покрывало, оно укрыло стол, что на этом столе? (Поднимает покрывало). Что это? (Дети отвечают, что это коробочки из- под йогуртов, от «Растишек», орехи, каштаны, фантики и т.д.). Послушайте, как звучат эти вещи, очень необычные, но очень интересные). Они необычно и звучат: вот послушайте (исполняет на этих инструментах звуки). Давайте разукрасим звучанием этих необычных инструментов сказку про зиму и её волшебный лес. Каждый возьмет какой- нибудь инструмент со стола и поможет Зиме. Итак, мы сейчас разукрасим сказку-шумелку.
Сказка- шумелка «Зима в лесу».
Наступила зима. ( самодельный маракас).
Полетели первые снежинки ( металлофон)
Под ногами заскрипел первый снег. ( фантики)
На ветке запела птичка- синичка ( игрушка- дудочка)
Высоко на дереве застучал трудяга- дятел. (грецкие орехи).
Все сильнее и сильнее дул ветер. ( дуют в пустую бутылочку)
Пригнал тяжелые тучи. ( барабан)
Все сильнее и сильнее дул ветер. ( игрушка-погремушка)
Но вот из-за тучи выглянуло солнышко. ( крышки с кухни)
Осветило солнышко зимнюю полянку. (еще раз)
И увидели мы красивые, усыпанные серебром из снега, деревья. (погремушки)
Днем все собрались на полянке: и птички, и дятел, и белка- они стали радоваться прекрасной, зимней погоде. (все вместе).
Но вот наступил вечер и все смолкло. Стало тихо-тихо. Вот и сказке- шумелке конец.
Слайд №5.
М.р.: Ой, ребята, посмотрите на экран, кто это? Баба- Яга.
М.р.: Видите, ребята, вы помогли Зимушке и теперь в её лесу опять шумно и весело. Так, как и нужно.
Слайд №6.
Зимушка благодарит.
М. р.: Ребята, а вы не засиделись ли ? А давайте- ка, разомнемся. Станцуем наш любимый танец "Помогатор". Приглашаем и наших гостей составить ребятам компанию. Выходить не обязательно, а с места поможем ребятам.
Танец "Помогатор".
М.р.: Устали? Давайте по традиции- расслабимся. Ложитесь на ковер, закрываем глаза и полетели.
Упражнение для релаксации.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Заключительная часть.
- Дети ответьте мне пожалуйста, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей).
А какие вы запомнили инструменты? Как они называются? А почему они называются шумовые? Из чего они изготовлены?
Дети выходят из зала.
Здравствуйте, ребята. Я Зимушка- Зима. В моем волшебном лесу приключилась беда: вышла я утром из своего терема и не узнала свой лес- везде стояла пронзительная тишина. Снег под ногами не скрипит, птицы на ветках не поют, дятел не стучит на дереве. Страшно мне стало. Оказалось, злая Баба-Яга заколдовала мой лес, собрала все звуки и унесла в свою избушку. Вы поможете мне, ребята, вернуть звуки в мой волшебный лес?