Основные направления социально — педагогической работы в образовательном учреждении
Доклад
Основные направления социально - педагогической работы в ОУ
Социальный педагог в школе – это специалист, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать адаптироваться в сложных современных условиях.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
- проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
- изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
- определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
Социально-педагогическая защита прав ребенка
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье
в формировании личности учащегося
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
Социально-педагогическое консультирование
- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
- консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));
- организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
- способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
- сосредоточение внимания педагогов школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
Поддержка социальной деятельности детей и подростков
(возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)
- забота о больных, инвалидах и бедных;
- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
- работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры;
- проведение игр и творческих занятий с младшими школьниками;
- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
Организационно-методическая деятельность
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.
Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений среди учащихся - осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.
В своей работе социальный педагог выделяет два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации и осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.
Школьная дезадаптация – это несоответствие социального и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительными или в крайних случаях невозможным.
Социальная дезадаптация – это устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений.
Направления работы по профилактики такого поведения заключаются в следующем: раннее выявление детей группы риска; консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами; патронаж несовершеннолетнего; привлечение необходимых специалистов.
Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением – это направление связано
с такими формами деятельности, как:
- учет и контроль состояния дел и подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение журнала учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;
- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться ребенку от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – психиатром, невропатологом, наркологом);
- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;
- установление контакта с семьей ребенка, при необходимости;
- защита прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;
- посещение семей с целью изучения условий, в которых проживает ребенок;
- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.
В работу с опекаемыми детьми, живущими с лицами заменяющими родителей входит:
- установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
- помощь в оформлении документов;
- оказание материальной помощи;
- взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;
- собеседование с ребенком, при необходимости – помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;
- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.
Работа с малообеспеченными и многодетными семьями – это изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;
- изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;
- работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;
- взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;
- помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.
Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:
Правовое воспитание родителей:
- знакомство родителей с нормативно- правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;
- взаимодействие с сотрудниками полиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
- деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа – семья, учитель – родитель, родитель – ребенок, учитель – ребенок ( в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка).
2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процессе жизнедеятельности школы.
Работа с педагогическим коллективом школы.
Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.
Формами работы в этом направлении могут быть: консультирование; правоведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «детьми находящимися в трудной жизненной ситуации», СОП и их родителями, обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.Профориентационное направление
- представляет собой обоснованную систему социально – экономических, психолого – педагогических, производственно – технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, консультация, отбор и адаптация.
Основные задачи профориентационной работы – это постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
- формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
- развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
- оказание морально – эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
- формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
- диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
- разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.
Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующее:
- изучение медико - психологических и социально – педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с психологами, учителями и классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод учащихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Остановлюсь подробнее на некоторых направлениях и формах работы социального педагога.
Свою социально – педагогическую деятельность осуществляю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работаю с различными по возрасту категориями детей и взрослых. Организую социально-педагогическую деятельность, исходя, прежде всего из интересов и потребностей ребенка и семьи. Совместно с ними, опираясь на личностные, возрастные и индивидуальные особенности и имеющийся жизненный опыт, активизирую их позицию в интересах реализации жизненных планов.
Содействую развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организую социально-педагогическую деятельность, стремлюсь обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении. Активно использую в целях социального воспитания, социализации личности: социокультурные условия среды обитания личности, национальные традиции и обычаи, региональные возможности, сохраняя и развивая их.
В своей работе направляю усилия на создание гуманных, комфортных условий в системе обучения, воспитания, жизненной среды обитания ребенка, на оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.
Работаю над устранением тех явлений, которые негативно влияют на самочувствие личности, семьи, детского, педагогического коллектива, организацию процесса социального воспитания. Привлекаю различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации.
Профессиональную деятельность в этом направлении осуществляю с помощью овладения методами диагностики социума, изучения ее воздействий на ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение.
Исследую взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении, содействую организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности. Помогаю устанавливать и решать социальные и эмоциональные проблемы в классных коллективах, проблемы, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе. Оказываю помощь педагогическому коллективу: консультирую педагогов, помогаю им понять ребенка и его проблемы, найти пути их разрешения. Информирую и обсуждаю вместе с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов, склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания. Веду совместную работу по планированию социального воспитания, работе с семьей, анализирую педагогическую деятельность и ее результативность.
Работаю с семьями, имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями, с группами "риска". Помогаю семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, углубляю педагогическую образованность членов семьи, содействует процессу семейного воспитания.
Забочусь о благополучии ребенка в семье, вмешиваюсь в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вношу предложения о лишении прав родителей на ребенка. Способствую укреплению семейных отношений, согласовываю действия воспитательно-образовательного учреждения и семьи в интересах развития и воспитания ребенка, нахожу пути включения родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность.
В своей деятельности прежде всего направляю свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям решить как материальные, так и социальные проблемы: социальных, медицинских работников, психологов, юристов, педагогов и т. д.
В работе с детьми-сиротами забочусь об их материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве, направляю свои усилия на снятие у ребенка комплекса одиночества, неполноценности, решаю проблемы социальной депрессии, расширяю сферу их позитивного общения, обучаю способам самостоятельной жизни. Способствую организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи.
Группу "риска" составляют прежде всего те категории детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в нормах поведения.
В работе с ними выявляю причины, мотивы, лежащие в основе развития аномалий, а также направляю усилия на поиск их устранения. Оказываю содействие личности в организации ее здорового образа жизни, включении ее в различные формы социальной деятельности. Совместно с ребенком, его семьей составляю индивидуальные программы реабилитационной и коррекционной работы, слежу и корректирую их выполнение, ищу подходы и варианты для тех, кто нуждается в социальном обустройстве и вывожу на решение этих проблем других специалистов.
В профессиональной деятельности взаимодействую с государственными, муниципальными органами и общественностью.
Социальный педагог Усанова Е.Г