Мастер-класс на тему: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой петушок»
Мастер-класс
ТЕМА:
«Формирование нравственно-патриотическихчувств у детей дошкольного возраста
посредством музыкального искусства»
Автор: музыкальный руководитель
Репницкая Надежда Владимировна
х. Вислый
Январь 2017г.
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Задачи:
обучить участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов;
активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса;
мотивировать участников мастер-класса к применению в образовательной деятельности технологии процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества.
Материалы и оборудование: мультимедийные презентации к игре в оркестре «Добрый мастер» и музыкально-дидактической игре «Угадай мелодию», фартук, платок, тапочки, корзина, мягкая игрушка кошка, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, дудочка, свистулька, бубенцы, саз, зурна), ватманы с контуром музыкальных инструментов, заготовки украшений из бумаги, клеящие карандаши.Ход:
Под песню «Вдоль по Питерской» я вхожу в зал, переодетая во Фрекен Бок.
Слайд 1 – цель и задачи
- Здравствуйте, милые дамы. Узнали меня? Ну, конечно же, это я – самая известная в мире домомучительница! Ой, что же это я говорю, конечно же, я – самая лучшая в мире учительница. Сегодня я буду учить вас, как воспитывать детей так, чтобы они выросли настоящими патриотами. Мой девиз: всех научить Родину любить!
Слайд 2 – основная идея
В саду, где я работаю, применяются различные технологии по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Основная идея моей технологии заключается в том, чтобы развивать нравственно-патриотические чувства у детей посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества.
Как я это делаю:
Слайд 3 – система работы
Посредством народной музыки я знакомлю детей с жизнью и бытом своего народа, приобщаю ребят к народной культуре через различные виды музыкальной деятельности: игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пение, танцевальную и игровую деятельность.
У меня целая система работы по нравственно-патриотическому воспитанию, которая включает в себя различные формы организации музыкальной деятельности:
Слайд 4, 5, 6 –НОД и фото с праздников
НОД, фольклорные праздники и развлечения, музыкальные гостиные, свободную деятельность детей.
Слайд 7, 8 – мини-музей
Я, у себя в музыкальном зале, даже создала мини-музей «Радуга звуков», где ребята не только знакомятся с историей народных музыкальных инструментов и их звучанием, но и сами могут поиграть на них. Для создания мини-музея я привлекла родителей, они охотно согласились помочь пополнить наш музей экспонатами.
Слайд 9 – проблема
В нашем детском саду работа по формированию нравственно – патриотических чувств имеет свою специфику, так как часть детей, посещающих детский сад, относится к турецкой национальности. А это совершенно другая культура.
Слайд 10 – Решение проблемы
И вот для того, чтобы между нашими народами всегда сохранялись мирные, теплые, дружественные отношения, я обязательно учитываю национальный компонент, включая в различные виды музыкальной деятельности не только русский народный фольклор, но и элементы турецкого народного творчества.
Слайд 11, 12, 13 – «мы все – одна семья», фото с праздников
Благодаря этому и дети, и родители доброжелательно настроены по отношению друг к другу, дружат между собой. Русские дети с удовольствием танцуют «Лезгинку» и слушают турецкую народную музыку, а ребята турецкой национальности лихо выплясывают под русские народные мелодии и с радостью играют на русских народных инструментах. И это здорово!
Слайд 14, 15 – Результат и фото детей с НОД
Вот так, в ходе последовательной, систематической и всесторонней работы я приобщаю детей к культуре своего народа. В результате у них развивается любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом и, как следствие, формируется толерантное отношение к другим народам и уважение к их культуре.
Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку, играть и водить хоровод – и все это мы будем делать на основе народного музыкально-игрового материала.
Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть один знакомый – мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты – вот они (раздаю). Приглашаю всех сыграть в оркестре!
Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»
с применением ИКТ
- Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! Через игру на русских музыкальных инструментах русские дети приобщаются к своей родной культуре, а ребята турецкой национальности знакомятся с культурой другого народа.
А у меня еще есть музыкальные инструменты, вот только они почему-то молчат. (На ватмане нарисованы контуры народных музыкальных инструментов: балалайка, саз). Как вы думаете, почему они не играют? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.
Слушание музыки «Ах, вы, сени» + «Турецкая народная»
Коллективная работа - аппликация
«Украшение народных музыкальных инструментов»
Участники мастер-класса украшают музыкальные инструменты,наклеивая заготовки украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).
- Вот и зазвучали наши инструменты. А вы обратили внимание на то, какая музыка звучала, когда вы украшали музыкальные инструменты? (Русская народная и турецкая народная). А как вы думаете, почему было две мелодии? (Потому что мы украшали два музыкальных инструмента: русский народный и турецкий народный).
Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.
- Скажите, а вы когда-нибудь слышали, как звучат картины?У них тоже есть своя музыка. Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов (русских и турецких). Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будете озвучивать действия музыкальными инструментами.
Участники мастер-класса разбирают инструменты по выбору.
Озвучивание картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
народными музыкальными инструментами
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку  погулять. 
Пошли они через поле в лесок. (ложки)
Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться,  (дудочки)
Птичек слушать.   (свистульки)
Не заметила Машенька, как набежали тучи,  (бубенцы – тремоло)
Потемнело кругом, загремел гром.    (бубен)
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула. (саз – перебор)
Взяла Ванечку за руку и побежала.  (ложки)
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал.   (зурна)
А тучи все темнее, гром все громче.  (бубенцы, затем бубен громко)
Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе за плечи  и припустилась со всех ног. (ложки в быстром темпе)
Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром.  (бубен)
Было страшно.Но Машенька не бросила брата.
Упали первые капли дождя. (колокольчик)
Ребята добежали до деревни, (ложки)
И, когда начался ливень,   (колокольчик в быстром темпе)       
Брат и сестрабыли уже дома. (глиссандо на металлофоне)
Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре через игру на народных инструментах, он еще развивает у них творческие способности, фантазию, воображение.
Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального слуха
- Дети в саду, где я работаю, очень любят играть. Ваши тоже такие, да? А мы с вами чем хуже? Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Я, как знала, принесла вам игру. Сыграем в «Угадай мелодию»!
МДИ «Угадай мелодию» (с применением ИКТ)
Участникам игры предлагается отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «А я по лугу» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Я на горку шла» Р.Н.П., «Калинка» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П., «Ах, вы, сени» Р.Н.П., «Яблочко» Р.Н.П. Звучит мелодия, участники отгадывают песню. После того, как дан правильный ответ, на экране появляется заставка – аплодисменты.
Что дает ребятам эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость. Эффект усиливается применением ИКТ.
После игры два педагога имитируют ссору между собой.
- А кто это у нас тут ругается, щипается и толкается? Так дело не пойдет. Давайте-ка мириться, нужно срочно подружиться!
Больше ссориться не будем,
И обиды позабудем!
Выходи, честной народ
В наш веселый хоровод!
Хоровод «На горе-то калина» Р.Н.П.
- И пока мы не разъединили руки, пока мы все - одно целое, я хочу сказать:
Как хорошо, что рядом друг,С которым можно поделиться,Открыто высказать все то,Что на душе твоей творится.Который может поддержать,Направить в нужный след,
Желаю вам, мои друзья,
Здоровья, долгих лет!
Этот вид деятельности помогает ребятам еще больше сдружиться, почувствовать себя частью одного целого. Хоровод всех объединяет, что особенно важно в работе с детьми разной национальности.
Сегодня я создала для вас условия, раскрывающие мою технологию процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества. Мы опробовали ее с вами на практике. И я очень надеюсь, что вам понравилось!
Использованные источники:
Авторская разработка.