Доклад на методическом объединении учителей математики «Инновации в работе учителя-новое качество образования»
Методическое объединение учителей математики
Доклад на тему:
«Инновации в работе учителя-новое качество образования».
14.03.2014 г.
Педагог-психолог ГОУ «РУТЛ-К»
г. Тирасполь
Слободенюк Анна Викторовна
Инновации в образовании; нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Современный этап развития республики характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. В социальной практике они сопровождаются кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни населения. Растущий интерес к педагогическим проблемам требует нового отношения к специалистампедагогам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического труда, в их жизни, в ситуациях стремительного динамического обновления общества. Социальные задачи образования позволяют по-новому осмыслить современную ситуацию через анализ противоречий, которые характеризуют развитие общества, систему образования. способность педагога к адекватной адаптации, необходимость нравственного возвышения .
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль учителей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель школы все более осваивает функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Если в традиционной системе образования основной задачей является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, то в инновационной системе - создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации; проектирование, моделирование новых педагогических практик; экспертиза, анализ, технология опыта.
Содержание традиционной системы образования включает в себя дидактический, воспитательный, методический, физиологический аспект. А инновационная система обучения способствует технологическому (изучение и применение ИКТ, современных образовательных технологий); психологическому (изучение актуальных психологических концепций); культурологическому (формирование методологической, психологической, технологической, методической культуры педагога).
Результатом работы является педагогическое мастерство. В инновационной работе - уровни профессионального саморазвития педагога (педтехника, педмастерство, творческая деятельность, создание индивидуального стиля, авторских программ и технологий, готовность к инновациям). Инновационные принципы работы (системность, диагностичность, дифференцированность, оптимальность, технологичность). Каждая система образования ведет собственный интенсивный поиск путей и их разрешения. При этом, с одной стороны возрастают требования к качеству профессиональной деятельности педагогов в силу усиления открытости образования, с другой, действует индивидуальнокреативное начало, стремление к профессиональному успеху. При этом личностнопрофессиональное развитие педагога рассматривается как его самореализация, побуждение к творчеству, необходимость проектирования собственного профессионального уровня на различных этапах жизненного пути. В профессиональном самосовершенствовании необходимо опираться на высокий уровень самостоятельной мотивации профессиональной деятельности, контроль самим педагогом за собственным профессиональным развитием и самосовершенствованием, где профессиональная подготовка основывается на гуманитарном знании, высокой профессиональной культуре, философской методологии.
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет: сделать урок более интересным, наглядным.
Применение информационных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.» Изучение интерактивных технологий – одно из основных направлений в работе. Работая в этом ключе, обращают внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывают психологические особенности учащихся, обращают особое внимание на работу по схеме «учитель-ученик» в свете решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон.
Что позволяет интерактивный урок?
Это прежде всего высокая мобильность. Например: Урок математики может иметь 42 слайда - это каждая минута урока – новая информация.
Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные уроки позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов.
Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. (см презентацию)
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.3.2. Деловые.3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.7.2. Ученик в роли учителя.7.3. Работа с наглядным пособием.7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1. ПОПС – формула.9.2. Проектный метод.9.3 Шкала мнений.9.4. Дискуссия.9.5. Дебаты.9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.10.2. Дерево решений.10.3. Переговоры и медиация.
Подводя итог своего доклада, хочется отметить, что процесс приобретения знаний превращается в стартовую, но не конечную точку мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении математики, класс превращается в лаболаторию демократического диалога и демократического общества, что важно, для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, что все стратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоит в том, что они систематизированы и проверены.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
В своей работе важно использовать активные и интерактивные методы. Проблема развития критического мышления очень важна и актуальна. Его можно развивать на всех ступенях образования. При этом повышается успеваемость учащихся, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация к обучению.
«Формула ПОПС»
Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.
Это, к сожалению, в нашей «школе памяти» происходит крайне редко. В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний.
Хотел бы обратить внимание на использование этого приёма при устном опросе. У учителей гуманитарных предметов эта проблема существует всегда. Кого мы приглашаем обычно к устным ответам? Чаще всего – «сильных учеников», так как боимся, что сбивчивый, тягостный, с большими паузами, ответ «слабого» повлияет на темп урока.
Мы боимся, что сорвём хронометраж других учебных эпизодов. И нам так кажется, что пока «сильный» ученик отвечает, остальные ребята «внимательно слушают», ещё раз повторяют пройденное.
Но если не обманывать себя, мы быстро заметим, что это далеко не так. Кто-то откровенно скучает, большинство учеников судорожно пролистывают учебник в ожидании, что их тоже вызовут к доске.
И даже ответы «сильных» часто грешат словесным «мусором». Как правило, ответ начинается с междометий «э-э-э», «ну-у-у» и т.д. и сопровождается ими до самого конца. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.
Мы предлагаем ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём мы сразу нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции: «Я считаю, что» или «Мне кажется, что», «Я думаю, что», «На мой взгляд».
Рассмотрим такой прием как «Формула ПОПС» - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:«Я считаю, что».Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:«Потому что ».Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:«Я могу это доказать это на примере ».И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что».
СИНКВЕЙН
Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из 5 строк. Используется как способ синтеза материал. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Правила написания синквейна:
первая строка – тема стихотвореня, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило именами прилагательными.
третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающих отнощение автора к данной теме.
пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном, или философско обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Пример №1
теорема Пифагора
необходимая, важная
строим, доказываем, вычисляем
квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах
прямоугольный треугольник
Пример №2
египетский треугольник
нужный, точный
показывает, определяет, уточняет
три, четыре и ровно – пять Прямой угол нам отыскать
Практика!
Пример №3
прямые
пересекающиеся, параллельные
строим, проекцируем, совмещаем
все прямые не имеют ни начала ни конца
это бесконечность!
Пример №4
смежные углы
красивы, но не всегда равны
чертим, измеряем и знаем
что сумма их равна 1800
теорема
Приложение
Тест на реакцию в экстремальных ситуациях
Тест называется «Не дай человеку упасть». Данная методика показывает ваши действия в критической ситуации.
Работа позволяет на основе принципов целостной психологии выявить особенности и специфику вашего поведения в форс-мажорных ситуациях. Того поведения, которое характерно именно вам в тех ситуациях, когда вы либо поставлены в жесткие рамки, либо захвачены врасплох, либо находитесь в экстремальных ситуациях.
Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. В первую очередь определите, что он делает, он прыгает или падает, осознанно, или случайно.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Запишите первое определение.
А теперь спасите человека от неминуемой гибели или травмы, не дайте ему упасть.
Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картинку необходимыми деталями.
Запишите, пожалуйста, то, что вы дополнили в картине. Это вам пригодится в последующей работе.
Посмотрите сначала саму картинку теста, и только потом приступайте к расшифровке результата. Если вы поступите по-другому, можете сразу закрывать письмо, так как не будет чистоты в вашей работе. И вы возможно, только в очередной раз побалуете собственное Эго.
Обсуждение результатов
Первый шаг, прежде чем что-то нарисовать или пририсовать к тесту, вы должны были определить для себя: прыгает человек или падает?
Если ваш человек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитаете действие размышлениям, вы практик, не теоретик.
Если же вам кажется, что человек падает, то это значит, что вы в данной ситуации в ваших отношениях: нерешительны и излишне терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий, и скорее всего это могло привести к проблеме в ваших сложных отношениях.
А теперь следует подробно остановиться на тех деталях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться.
Если вы нарисовали воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активной и решительно брать быка за рога.
Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать все, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведете.
Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться всем, даже не проверенным людям. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищете человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманывают и подводят.
Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения.
Профессия по дате рождения (Тест)
Вы в поисках новой работы, но не знаете, как найти свое призвание? Воспользуйтесь этим простым тестом, который поможет вам определить, какая профессия по дате рождения подходит именно вам.
Дата рождения человека влияет на множество факторов, включая его профессиональные интересы и потребности. Именно поэтому, выбирая будущую профессию, следует принять во внимание это число, ведь с каждым из них связана определенная профессия, которая больше всего вам подойдет.
Тест «Профессия по дате рождения»
Как узнать свой код
Все, что нужно сделать, это сложить все цифры из вашей даты рождения, чтобы в итоге получить простое число до 9. Например, дата рождения 08.07.1985 имеет такой код 8 + 7 + 1 + 9 + 8 + 5 = 3 + 8 = 1 + 1 = 2
Как найти свое призвание
Код «1»
Сфера деятельности: организаторы, творческие специальности, которые предпочитают активный образ жизни и интересную и динамичную работу. Люди, имеющие код «1» настоящие генераторы идей, которые они сами же и норовят воплощать в жизнь.
Какую профессию выбрать: врачи, менеджеры, общественные деятели, артисты, художники.
Код «2»
Сфера деятельности: помощь и забота о других. Люди с этим кодом прекрасно чувствуют себя в социальной сфере, а так же сфере обслуживания. Им просто необходимо чувствовать пользу от своей деятельности и призвание окружающих.
Какую профессию выбрать: социальные работники, медики, путешественники, специалисты, предоставляющие сервис, философы, домохозяйки.
Код «3»
Сфера деятельности: любое дело, требующее изобретательности и умственной работы. Эти люди отличаются сильным стремлением к самореализации, которая заключается в том числе и заботой об окружающих.
Какую профессию выбрать: менеджеры, спортсмены, военные, журналисты, бизнесмены, автогонщики.
Код «4»
Сфера деятельности: занятие, требующее внимания к деталям, охрану и контроль. Представители этого кода являются прекрасными специалистами по работе с информацией, поиском новый знаний и новых путей решения тех или иных задач.
Какую профессию выбрать: аналитики, преподаватели, врачи, торговые представители, администраторы.
Код «5»
Сфера деятельности: международные отношения и командировки. Эти люди ищут возможности как можно лучше проявить себя и свои организаторские способности, ощущают постоянное стремление к истине и высшему познанию.
Какую профессию выбрать: писатели, переводчики, менеджеры, рекламные агенты, юристы, ученые, чиновники.
Код «6»
Сфера деятельности: общественная деятельность, медицина, искусство. Обладатели магической цифры 6 изначально видят свое предназначение в том, чтобы привносить в мир красоту и гармонию.
Какую профессию выбрать: дизайнеры, дипломаты, фотографы, писатели, музыканты, косметологи, художники, артисты.
Код «7»
Сфера деятельности: общественная деятельность, руководящие должности. Люди, рожденные под кодом «7», стремятся к развитию личности и обретению самостоятельности, именно поэтому из них получаются хорошие руководители и общественные деятели.
Какую профессию выбрать: психологи, продавцы, администраторы, консультанты, стилисты, юристы, банкиры, строители.
Код «8»
Сфера деятельности: творчество, управление. Эти люди наделены талантом управления и изобретения нового. За основу всего они всегда ставят права человека и демократию.
Какую профессию выбрать: маркетологи, механики, учителя, медики, финансисты, автомобилисты.
Код «9»
Сфера деятельности: дело, требующее интуиции и воображения. Представители кода «9» во всем ищут возможность продемонстрировать свои навыки и умения, а так же пути их максимально эффективного использования.
Какую профессию выбрать: ученые, химики, моряки, социальные работники, юристы, психологи, актеры, целители, писатели, детективы.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
Навыки_высокого_мышления_и_таксономия_Блума (1)Заголовок 415