Творческий проект на тему Развитие опыта творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Развитие опыта творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения (программа Л.А.Ефросининой)
Индивидуальный творческий проект

Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения
Понятие и сущность творческой деятельности
Методическое обоснование развития творческой деятельности в процессе изучения литературного чтения
Глава 2. Формирование опыта творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения (при реализации программы «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой)
2.1 Анализ программы «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой»
2.2 Опыт работы по развитию творческой деятельности у младших школьников на уроках литературного чтения
2.3 Выявление уровня развития опыта творческой деятельности
2.4 Реализация условий эффективного развития опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения
Заключение
Литература

Введение
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоритической разработке проблем творчества, изучения его природы и форм проявления, его источников. Стимулов и условий.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития школы, для которого характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».
[33 c.12]
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства её достижения, находят отражение в государственных документах, где делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ребёнка. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной формах обучения.
Необходимо определить средства повышения и организации творческих дел. Младшему школьнику для обеспечения эффективного продвижения креативных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятельности.
По мнению П.П.Пидкасистого творческая деятельность расширяет знания, опят, интересы ребёнка. А Р.В.Львов говорит о тои, что саморакрытие и самовыражение личности осуществляется в творчестве. [31, с.496]
Для того, чтобы творить, необходимо вдохновение. Дети обладают разнообразными потенциальными возможностями. Задача учителя выявить и развить их в доступной форме. Формировать творческую деятельность – это значит вооружить ребёнка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления расцвета и одарённости.
Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются. Расцветают и гибнут в бездействии.
Наиболее эффективный путь развития лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса. Получается, все должны быть творцами? Да! Пусть один в меньшей мере, а другие в большей, но обязательно все.
Аспект целенаправленного обеспечения продвижения младших школьников в развитии креативных способностей в учебном процессе освещён недостаточно.
Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между имеющимся потенциалом развития творческой деятельности и недостаточной разработанность педагогических средств и условий по данной проблеме.
Таким образом, в психолого-педагогической науке возрастает интерес к проблемам творчества, к творческой деятельности. Творчеству нельзя научить, но можно создать такие условия, в которых оно будет развиваться эффективно.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия по формированию опыта творческой деятельности младших школьников в процессе реализации программы «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой.
Объект исследования: процесс развития опыта творческой деятельности младших школьников в учебной и внеклассной работе.
Предмет исследования: педагогические условия по развитию опыта творческой деятельности у младших школьников в процессе изучения литературного чтения.
Задачи исследования:
На основе анализа научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, раскрыть сущность исследуемых понятий.
Выявить, обосновать и реализовать педагогические условия для успешного формирования опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Разработать творческие задания для уроков литературного чтения, способствующие развитию опыта творческой деятельности.
Гипотеза: опыт творческой деятельности будет наиболее успешно формироваться при реализации следующих педагогических условий:
Использование творческих заданий, разнообразных форм и методов в организации творческой деятельности учащихся
Сотворчество детей и взрослых при выполнении творческих заданий
Формирование у учащихся адекватной самооценки работ
Методы:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
наблюдение за деятельностью обучающихся
анализ продуктов творческой деятельности
обобщение опыта работы
Практическая значимость: состоит в том, что реализованные задания с целью формирования опыта творческой деятельности могут использоваться на уроках литературного чтения и во внеклассной работе и по другим вариативным программам.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Понятие и сущность творческой деятельности.
В 90-х гг. 20 столетия в общеобразовательной школе изменилась парадигма образования – учитель уже не является основным источником знаний, а становится организатором познавательной деятельности учащихся. Сегодня ученик является «открытой системой», подверженной активному воздействию (зачастую и агрессивному) ценностей неконтролируемых школой внешнего мира. Это обязывает учителя таким образов организовывать учебный процесс, чтобы, наряду с освоением материала, предусмотренного программой, удалось разбудить познавательную активность ребёнка и организовывать его самостоятельную работу так, чтобы крок стал конкурентноспособен другим источникам информации. Работающим на детей.
Увеличение умственной нагрузки школьников также заставляет призадуматься над тем, как разбудить активность учащихся, поддержать у них интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока. В связи с этим постоянно ведуться поиски новых методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьника, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. [2; с.50]
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте; хотя результаты развития обнаруживаются позже. [8; с.45] Следовательно, перед учителями начальныъх классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей.
В «Словаре русского языка» С.Ожегова творчество определяется как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей, а творческий – это значит созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное». [22; с.509]
Рассмотрим понятие «творчество» в философии. Этой проблемо й занимались Н.Бердяев, В.Библер, Г.Давыдов и др. «Философский словарь» под ред. И.Т.Фролова формулирует творчество как процесс «человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникающую в труде способность человека создавать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям».[38; с.241]
А.Шумилин в работе «Проблемы теории творчества» рассматривает его как деятельность, направленную на решение проблем, нестандартных задач. Движущей силой творчества он считает «противоречие, разрешение противоречий составляет содержание творчества, а удовлетворение потребностей – его цель».
Среди множества выявленных признаков творчества философия (её раздел – теория творчества)выделяет во-первых, только те, которые являются общими для всех видов творчества, и, во-вторых, признаки, существенные для философии, для формирования теории творчества, для решения её собственных проблем, то есть те признаки, позволяющие выделить творчество из всех видов явлений, определить сущность творчества, его структуру, специфические формы, законы и логику развития, возможности оптимизации творческой деятельности, определить роль творчества в развитии человека, определить место категории творчества в системе философских категорий.
Рассмотрим как понятие «творчество» определяется в психологии. «Психологический словарь» под ред. А.Петровского и М.Ярошевского формулирует творчество как «созидание», как «деятельность, результатом которой является созидание новых материальных ценностей. [26; с.274]
Л.С.Выготский творческой деятельностью называет «такую деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий». Он отмечает также, что «творческой деятельностью мы называем всякую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства, живущим в самом человеке».
Исследуя природу творчества, учёные предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фонтазия, мечтательность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить креативные качества:
Эмоционально-образные: вдохновлённость, эмоциональный подъём. образность, воображение, фантазия, символотворчество и др.
Инициативность, изобретательность, смекалка, готовность к придумыванию
Способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми
Раскованность мыслей, чувств, движений
Умение видеть знакомое в незнакомом и наоборот
Наличие опыта реализации творческих способностей а форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах
Огромную роль в творчестве играет не только интеллект, но и вся личность в целом. Человек, совершающий открытие, должен обладать определёнными личными качествами: решимостью не останавливаться на полдороге, смелостью мысли, умением заглядывать дальше того, что видят его современники и что видели его предшественники. Он должен обладать мужеством, для того, чтобы пойти против течения и сломать то, во что верит сегодня большинство.
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности. В нашей повседневности творчеством называют: во-первых деятельность в области искусства, конструирования, составление и реализацию новых проектов и в-третьих – научное познание. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книг (сопереживании героям) в выращивании растений и животных, в пошиве одежды и т.д. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов.. Однообразное «шаблонное» повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей не составляет творчества.
Творчеству нельзя научить, но можно создать условия дл его пробуждения, активизации у учащихся творческих импульсов. Эти условия являются результатом личностного общения учителя и учащихся.
Методическое обоснование развития опыта творческой деятельности в процессе изучения литературного чтения
У истоков современной методики чтения стоит К.Д.Ушинский. По его мнению, процесс обучения в начальной школе должен носить сознательный и развивающий характер. Задания творческого характера широко представлены в хрестоматии «Родное слово». Автор рекомендует для развития устной речи рассказывать по аналогии с прочитанным. Д.И.Тихомиров разработал отдельные виды творческого рассказывания по иллюстрации. Л.Н.Толстой уделяет особое внимание творческой работе.Он писал: «Если учащийся в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать». [37; с.145]Ребёнку на уроке должно быть трудно и интересно. Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображения и мышления. Если ребёнок не переживает вместе с персонажами, если он не видит в своём воображении описанные автором сцены, если ему не над чем подумать, то урок проходит впутстую.
В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его взгляды, чувства, жизненные позиции. Творческие работы – сильное воспитательное средство. Так к творческим работам на уроках литературного чтения относятся:
Участие в беседе по прочитанному
Декламирование стихотворений, прозаических текстов после предварительной подготовки под руководством учителя
Простейшая драматизация, участие в «живой картинке», создание словесной иллюстрации
Знание простейших литературных игр и умение участвовать в них
Умение составить аннотацию к книге
Составление авторских и тематических выставок книг
Оформление иллюстративной карточки (модели)
Метод творческого чтения, в основе которого может лежать любой из методов: эмоционально-понятийный, объяснительное чтение, чтение-рассматривание, литературное чтение, но с целевой установкой на творческое воплощение прочитанного с обращением к аудитории
Отгадывание загадок, которое можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу; составление загадок
Подбор слов для характеристики героя
Минутки поэзии, где дети читают стихи собственного сочинения
Задания «Я начну, а ты продолжи…»
Творческие тетради
Сочинения
Кроме использования творческих работ в процессе обучения необходимо создать следующие условия, которые выделяет Львов М.Ф.
Свободные отношения в классе, без авторитарности; для учеников возможность выбора действия
Доверие и уважение к ученику со стороны учителя; постоянное представление ученика самостоятельной и познавательной деятельности; помощь, по возможности не подсказывание.
Глава 2. Формирование опыта творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при реализации программы «Литературное чтение» Л.Ф.Ефросининой.
2.1 Анализ программы «Литературное чтение» Л.Ф.Ефросининой.
С точки зрения возможности формирования опыта творческой деятельности анализ программы позволил выявить возможности уроков литературного чтения дл развития опыта творческой деятельности. Курс призван привести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное раскрывается во всей своей полноте и многогранности [4; с. 228]
Изучив приёмы развития опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения, можно распределить их на две группы
Приёмы развития опыта творческой деятельности на уроках литературного чтения
Использование графической деятельности Использование словесной деятельности
Составление плана художественного произведения с помощью заместителей
План с эскизными рисунками
Составление модели обложки
Иллюстрирование прочитанного
Изготовление книжек-самоделок
Коллективные творческие работы Драматизация
Работа над характеристикой героя (чтение по ролям, рассказ одного из персонажей о герое, понимание мыслей героя0
Сочинение стихотворений. Сказок, загадок, продолжение рассказа, изложение по текстам
«Проба пера»
Система домашних заданий (задания свободного выбора)
Словесные конкурсы
Составление отзывов о прочитанной книге, аннотации
Через весь учебный материал проходят основные образовательные линии:
Первая линия обеспечивает полноценное восприятие произведения, понимание обучающимися текста, специфики жанра, формирование позиции читателя
Вторая линия определяет состему над навыком чтения.
Третья линия предполагает включение учащихся в эмоционально-твоорческую деятельность, связанную с читаемым произведением.
Четвёртая линия обеспечивает формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства
Пятая линия расширяет круг чтения обучающихся.
В каждом классе программы выделен раздел «Творческая деятельность школьников». В этом разделе указываются виды творческих работ, которые усложняются от класса к классу. Уже с первых уроков чтения и литературного слушания в 1 классе, а затем во 2-4 классах самостоятельные работы творческого характера стали средством обучения на уроках литературного чтения. Система творческих заданий представлена в рабочих тетрадях, что позволяет организовать творческую деятельность обучающихся систематически, усложняя от класса к классу.
Представим методические приёмы развития опыта творческой деятельности, заложенных в рабочих тетрадях по литературному чтению.
Творческое рассказывание произведений или отдельных эпизодов;
Мини-сочинение о герое, о важных событиях;
Отзыв о прочитанной книге, аннотации.
Программа литературного чтения реализуется на уроках разного типа.
Это урок литературного чтения, урок слушания, урок-сказка, урок-утренник,урок творчества.
2.3 Реализация педагогических условий эффективного развития опыта творческой деятельности в процессе изучения литературного чтения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить педагогические условия, способствующие эффективному развитию опыта творческой деятельности в процессе изучения литературного чтения:
- использование нетрадиционных методов, приёмов, творческих заданий на уроках литературного чтения;
- совместная деятельность детей и взрослых при выполнении заданий;
- самооценка творческих работ.
Для формирования опыта творческой деятельности на уроках использовались разнообразные творческие задания, нетрадиционные методы. Обеспечивающие создание творческой атмосферы: экспрессии в творческой ситауции, чтения вслух. развития творческого самочуствия, самовыражения.
Метод экспрессии в творческой ситуации, в основу которого положены известные методики гуманистической технологии, ориентированной на субъективное творчество. Метод базируется на том, что характер и манера движений отражают личностные особенности и внутреннее «Я», которое отражается в визуальных формах.
Рассмотрим использование приёмов метода экспрессии:
Рисование (иллюстрация к прочитанному произведению, рисование главных героев, обложка для книги и др.)
Моделирование
Например для составления обложки и работы с ней применяются следующие приёмы. На начальном этапе (1 класс) на уроках «Литературное слушание» для обозначения фамилии автора и заголовка используются полоски прямоугольной формы. Позднее на этих уроках можно вписывать фамилии и названия. Это формирует умение ориентироваться в книге.
Следующим этапом моделирования является выбор заместителей жанра и темы произведения.
Приведём фрагмент урока по выбору заместителей темы произведения (определения цвета) на примере сказки М.Михайлова «Лесные хоромы» (1 класс)
После прочтения целесообразно задать следующие вопросы:
- Почему это произведение автор назвал сказкой?
- Понравилась ли тебе сказка?
- Перечисли. Кто поселился в кузовке.
Дети называют главных героев, на доску прикрепляются иллюстрации или карточки со словами.
- Назови героев сказки одним словом (животные)
Мы прочитали сказку о животных, попробуем определить цвет, которым дальше будем обозначать произведения по этой теме.
Рассуждения детей:
Влад: «Оранжевый – потому что такого цвета лев, а он царь зверей»
Арина: «Коричневый – потому что такого цвета медведь, с виду он грозный, но очень добрый»
Андрей: «Жёлтый – потому что такого цвета оса, самая нарядная в сказке «Лесные хоромы».
641985274955После всех высказываний выбирается один цвет (например коричневый)
80391073025
1089660280670
918210292100
Для закрепления умения моделировать обложку используются следующие задания:
- составь обложку своей любимой книги;
- сделай модель обложки, чтобы все поняли, что в неё собраны произведения о природе (сказки, рассказы, стихотворения)
- придумай модель обложки книги, которую ты сам «написал»
- подбери книги к данной модели обложки
- подбери книги этого жанра, но другой теме
- подбери книги на заданную тему, но другого жанра
В 3 классе дети учатся писать по плану отзыв о прочитанном произведении. В 4 класе – аннотацию.
План отзыва План аннотации
Фамилия, имя, отчество автора
Тема и жанр книги
Характеристика героев
Идея произведения
Своё отношение к произведению
Кому рекомендуешь для чтения Фамилия, имя, отчество автора
Заглавие книги
Выходные днныеПредисловие, сведения об авторе
Основное содержание книги
Послесловие
При организации работы над содержанием дети учатся моделировать сюжетные линии произведения.
Приведём пример моделирование сюжетной линии с использованием пиктограммы. Тема В.Сутеев «Ёлка» (1 класс)
Детям предлагается задание, каждый круг превратить в героя произведения. Создаются пиктограммы снеговика, щенка, зайца, лисы, сороки, медведя. Деда Мороза . После составления схемы может быть предложено творческое задание: изменение начала или концовки, придумать продолжение сказки, введение в сюжетную линию нового героя, пересказ сказки от имени героя, рассказ по воображению.
Приведём фрагмент урока, где события передаются мальчиком. Тема И.С.Тургенев «Перепёлка» (3 класс)
Предлагается задание, где используется приём рассказа произведения от имени одного из героев.
- А если бы о них рассказывал отец, как изменился бы тон повествования и описание событий?
Чем отличалось бы отношение к событиям взрослого человека от впечатлений мальчика?
Можно использовать приём введения в сюжетную линию нового героя.
- Как бы вы передали события, если бы были их участником?
Написание собственных сочинений является высшим уровнем самостоятельной творческой работы. Это могут быть небольшие произведения по текстам литературных произведений; составление отзывов о прочитанной книге, сочинение загадок, потешек, сказок, составление рассказа по иллюстрациям из газет, журналов, составление буриме, придумывание фразы, где все слова начинаются с одной буквы.
Метод чтения вслух, который уже по сути, является творческим актом, в котором процесс развития ученика направлен на воспроизведение человеческих свойств, способностей и способов поведения. Задача учителя состоит в том, чтобы задать какую-то из потребностей и способов поведения и это будет движением творческой личности.
Обучающиеся 1-2 классов находятся на констатирующем уровне восприятия. Они обладают непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но ещё не могут выразить свою точку зрения, поэтому тексты на уроке читает учитель. В 3 классе появляются хорошо читающие дети, которые уже владеют точной эмоциональной реакцией, видят и передают динамику эмоций, поэтому произведения на уроке читаются вслух в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель». В 4 классе учащиеся эмоционально реагируют на содержание и форму произведения, обладают развитым воображением, любят перечитыватьтекст и поразмышлять над прочитанным.
Одним из методов чтения вслух является чтение по ролям, которое проводится на завершающем этапе работы над произведением. Потому что оно обобщает работу над характеристикой героя, отношениями между героями, передачу своего отношения к героям.
Метод творческого самочувствия, это включение детей в «драматизацию». Суть «театрализации» заключается в том, что ученику предлагается на время перевоплотиться в другого героя или предмет. Это ведёт к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности. Уже на первых уроках литературного чтения обращаемся к технике авторского переживания.
Задаём детям вопрос: Получится ли из вас артист?
Произнеси предложенное слово (да, нет, мама, своё имя) как можно разнообразнее (громко, тихо, растянуто, заикаясь, утвердительно, оживлённо, нежно, злобно, разочарованно).
Прочитайте предложенный текст: быстро, медленно, со скоростью улитки, лани.
Посидите так, как: царь на троне, пчела на цветке, голодная собака.
Походите так, кк ходит младенец, старый человек, лев, гордец, артист балета и т.д.
Улыбнитесь как: кот на солнышке, собака своему хозяину, переполненный счастьем человек
Нахмурьтесь как: ребёнок, у которого отняли игрушку и т.д.
Пантомима: ловим рыбу. Собираем ягоды, а вокруг много комаров.
Способ воздействия по типу «Делай как я» увеличивают возможность педагога сделать доступным преподносимые задания. Однако наглядность должна рождать необходимость размышлять и творить самому. Этот метод повышает уровень коммуникабельности.
Метод творческого самовыражения, который строится на том, чтобы убедить человека в собственной значимости, дать возможность соприкоснуться с собственным творчеством. Этот метод используем на специальных творческих уроках («Сказочные теремки», «Как появляется сказка», «Давайте верить в чудеса», «По страницам басен»)
Одним из условий развития опыта творческой деятельности является совместная творческая деятельность детей и родителей. Особенно важно организовать такую совместную деятельность на начальном этапе (1-2 класс).
Она осуществляется в процессе:
- придумывания загадок, стихов на заданную тему, рисунков по прочитанным произведениям;
- подготовка к литературным викторинам и конкурсам («Зима-рукодельница», «Художник-осень», «Сказки со всего света»);
- подготовка к литературным праздникам («Рыцарский турнир», «По дорогам сказок»).
Необходимым условием развития опыта творческой деятельности является у детей умение оценивать свои работы.
Самооценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь [22; с.429]. Сначала оценка носила спонтанный характер: ученики высказывали только своё субъективное отношение к продукту творческой деятельности, не давая обоснование оценке. Такая оценка основана на чувствах детей.
Для формирования у детей умения адекватно оценивать необходимо приучить их сравнивать творческую работу и находить, чем она отличается от других работ на эту же тему, предварительно научив приёмам такого сравнения, дать критерии оценки творческих работ. Таковыми критериями на наш взгляд являются:
- оригинальность выбранного материала;
- оригинальность идеи;
- оригинальность исполнения;
- оригинальность жанра.
В результате работы учащиеся осознают, что высокий уровень работ характеризуется оригинальностью, эмоциональностью.

Заключение
В настоящее время обществу необходимы творческие личности. Важнейшим источником творчества является литература.
Развитие у младших школьников опыта творческой деятельности способствует формированию творческой личности в целом.
Большой вклад в разработку творческой деятельности внесли такие педагоги, как И.П.Волков, Б.П.Никитин, М.Р.Львов, В.А.Сухомлинский, П.П.Пидкасистый и др., а так же психологи В.В.Богословский, Л.С.Выготский и др.
В ходе работы была выдвинута гипотеза: развитие опыта творческой деятельности у младших школьников в процессе изучения литературного чтения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование творческих заданий, разнообразных форм и методов;
- сотворчество детей и взрослых при выполнении творческих заданий;
- формирование адекватной самооценки раот.
В исследовании изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, дана характеристика понятиям «творчество», «творческая деятельность»
За основу было взято определение творчества (творчесткой деятельности) как деятельности человека, создающего новые материальные и духовные ценности. Творчество младщего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, способа решения задачи, написания сочинений, сказок, стихотворений и т.д. в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, осуществлён их перенос на другой объект, процесс, скомбинированы известные способы деятельности или созданы новые подходы к решению задачи (Волков И.П.)
Выводы теоритического исследования легли в основу опытно-экспериментальной работы. В работе разработаны показатели развития у младших школьников в процессе литературного чтения уровней развития творчества. С целью повышения уровня развития опыта творческой деятельности реализовывались педагогические условия. При этом использовались такие формы организации творческой деятельности как урок литературного слушания, урок литературного чтения, нестандартные уроки: урок-утренник, урок-утренник, урок творчества, а также методы и приёмы творческой деятельности: метод экспрессии, метод чтения вслух, развития творческого самочувтствия, творческого самовыражения. Творческие задания на словесное, изобразительное творчество, драматизацию, инсценировние.

Литература
Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.:Просвещение, 1986.
Асмус В. Чтение, как труд и творчество.//Вопросы литературы, 1991.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности// Начальная школа.- 1994. - №11
Беседы с учителем. Методики обучения. Книги 1,2,3,4. /Под ред.Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2013
Большакова Т. Сочини сказку…О творческих заданиях в процессе изучения детской литературы. //Начальная школа. – 1995. - №5
Бобылевская В.Н. Развитие творческих способностей младших школьников.//Начальная школа. -1990. - №5
Волков И.П. Учим творчеству. – М.:Педагогика, 1998
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
Джежелей О.В. литературное образование младших школьников //Начальная школа. – 1994. - №9
Иванова Л.И. Постоянно в поиске. Из опыта работы. // Начальная школа. – 1994. - № 11
Игнатьева В.Ю. Оживить «остывшее» творчество. – Библиотека.- 2000. - № 9
Кравцова С. Стать творцом. Этому надо учить.//Начальная школа. – 2000. – № 2
Козырева Л.С. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. – 1999. - №3
Леонтьев А.А. Научить человека фантазии. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5
Лейбсон В.И. Развитие навыков творческого чтения. // вопросы воспитания читателя. Сб.тр. – М.: 1977. – с.26-36
Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций.- М.: Юрайт, 1999
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье. – М.: Педагогика, 1987.
Меновщикова Н.А. Уроки творчества. // Начальная школа. – 1994.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1 Общие основы психологии. –И.: Просвещение ВЛАДОС, 1994.
Ожегов С.И. Словраь русского языка./Под ред.Шведовой Н.Ю. 20-е изд.,стерелотип. – М.: Просвещение 1995