Поэтапное формирование учебно — информационных умений на уроках географии и во внеурочной деятельности
«Система поэтапного формирования учебно – информационных умений и навыков учащихся на уроках географии, во внеурочное время»
Филиппова Л.В. учитель географии МБОУ «Нижне – Талицкая ООШ» Очерского района
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. В практике работы каждого учителя со временем формируется методическая система обучения предмету, определяемая школьным учебником, целями педагога и учащегося, их деятельностью, индивидуальностью учащихся, используемыми педагогическими технологиями. Методическая система обучения, умело используемая учителем, играет важную роль в обучении и развитии учащихся.
Система поэтапного формирования учебно – информационных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируется на универсальных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
По классификации Н.А.Лошкаревой выделяют четыре группы общеучебных умений и навыков:
- учебно-организационные,
- учебно-интеллектуальные,
- учебно-коммуникативные,
- учебно-информационные. Виды учебных работ для поэтапного формирования универсальных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время.
6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Учебно-организационные умения и навыки.
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Работать в соответствии с предложенным планом.
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Оценивать работу одноклассников. Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями. Ставить учебные задачи.
Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями.
Владеть различными способами самоконтроля.
Виды работ
Составление учащимися «Описания реки» или «Характеристики реки» (умение различать учебную задачу).
Составление полного и целостного описания реки с сохранением логики заданного плана.
Проверка учащимися своей работы в соответствии с требованиями, её корректировка (при необходимости) Создание компьютерной презентации «Австралия – самый сухой материк планеты» (постановка задачи установления факторов, влияющих на особенности климата континента, подбор источников информации, доказательств).
Оценка учащимися ответов одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты. Создание компьютерной презентации «Роль реки Волга в развитии хозяйства нашей страны» (определение факторов, влияющих на возможности использования, приведение конкретных приме ров этого).
Сопоставление учащимися результатов своей работы с ожидаемыми и оценивание того, насколько точно они с ней справились.Проектно-исследовательская работа «Наша школа» (перепись населения в школе)
Постановка учащимися задач и подзадач, выстраивание логики своей деятельности. Анализ учащимися стратегии и тактики своей деятельности в заданных условиях, с выделением положительных и отрицательных сторон своих действий.
Учебно-логические умения и навыки.
Выделять главное, существенные признаки понятий.
Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Выявлять причинно-следственные связи
Решать учебные проблемные задачи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.
Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
Систематизировать информацию.
Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций. Владеть навыками анализа и синтеза.
Структурировать информацию.
Определять реальные проблемы и пути их решения.
Виды работ
Самостоятельное составление учащимися определений и понятий, знакомых школьникам по темам «Рельеф суши», «Реки». Составлении комплексной характеристики Бразилии с объяснением каждого приведенного факта в эпистолярном жанре (письмо учителю о личных впечатлениях).
Составление страноведческой характеристики региона для «Заочного кругосветного путешествия».
Составление таблицы «Атлантический и Тихий океаны: черты сходства и различия». Создание буклета «Характеристика природно-хозяйственной зоны степей»
Создание буклета «Охраняемые территории России».
Подготовка проблемных материалов к интегрированным урокам по географии, истории, литературе «Географические различия менталитета россиян», а также по географии и обществознанию «У последней черты». Составление логического опорного конспекта изученного параграфа.
Составление схемы «Факторы размещения электростанций разных типов» на основе анализа карт атласа «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России»
Учебно-коммуникативные умения и навыки.
Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.
Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Выступать перед аудиторией. Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы.
Уметь вести дискуссию. Вести полемику, участвовать в дискуссии, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Виды работ
Объяснение правил работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату (сестре). Составление рекламного объявления или буклета путешествия по региону.
Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник» Составление и 5-минутное представление обзоров и аннотаций материалов средств массовой информации.
Подготовка опережающий сообщений на уроках «Калининградская область» (9 класс), «Кавказ» (8 класс) и др.
Подготовка и выступление перед товарищами на экскурсиях.
Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник» Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках работы над проекта- ми.
Подготовка и выступление перед товарищами на экскурсиях.
Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник».
Учебно-информационные умения и навыки
Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определения понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.
Качественно и количественно описывать объект. Классификация и организация информации.
Работа с текстом и вне- текстовыми компонентами: составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы.
Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).
Использование различных видов моделирования, исходя из учебной задачи Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления.
Составление рецензии, аннотации
Виды работ
Составление простого плана по прочитанному тексту учебника.
Выбор из текста учебника опорных слов, которые передают основной содержательный смысл текста.
Составление вопросов к тексту. Составление плана по тексту учебника.
Составление визитной карточки страны.
Составление логической причинно-следственной цепочки по тексту учебника.
Создание комиксов для сравнения географического положения и площадей территорий отдельных стран и России.
Составление таблицы «Климатические пояса и области Евразии» Составление на основе учебного текста логического опорного конспекта.
Составление таблицы «Природные зоны России» Составление диаграмм-сравнений основных показателей экономического развития двух регионов с использованием статистических данных.
Написание реферата на тему «Западно-Сибирский экономический район»
Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии.
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те универсальные учебные и предметные умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
В последние годы я применяю систему поэтапного обучения географии с использованием информационных технологий, целью которой является формирование целостной системы географических знаний и умений применять эти знания в практической деятельности. Методическая система направлена на решение следующих задач: овладение учащимися знаниями о географических закономерностях; формирование у учащихся навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие личности ученика и его способностей; подготовка его к продолжению образования и сознательному выбору профессии. Анализируя свой опыт и опыт других педагогов, я представила систему поэтапного формирования общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время. В используемой мною системе поэтапного обучения географии можно выделить следующие основные этапы:
• Выявление и ликвидация пробелов в знаниях (тестовые задания к опорным конспектам, географические диктанты, интерактивные тесты).
• Изучение нового материала (опорные конспекты, презентации, компьютерные программы).
• Обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности (работа малых групп, работа над учебными проектами).
• Контроль и коррекция знаний (интерактивные тесты, дифференцированные самостоятельные работы, обобщающие уроки, зачетные и контрольные уроки).
Помимо представленных видов работ по формированию ОУУН учащихся по каждой категории, следует отметить, что ещё одним эффективным видом учебной работы, специфическим географическим, является создание географического образа территории, по афористичному определению Н.Н. Баранского, характеризующего всё: «от геологии до идеологии».
Эта работа позволяет использовать широкий спектр различных методов, приёмов работы и их сочетаний, позволяющих повысить эффективность преподавания, сделать более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающихся объемов учебных материалов. Географический образ конструируется в результате взаимодействия различных географических или любых культурологических, исторических, политологических, экономических и т.д. понятий. Формирование образа территории, так же, как и формирование ОУУН, процесс длительный и сложный. Эту работу я провожу с использованием всевозможных форм и методов. Так, например:
зрительный образ;
звуковой образ;
метод ассоциаций;
метод ключей;
моделирование территории.
Техническое оснащение кабинета географии с подключением к Интернету позволяют учащимся с удовольствием изготавливать туристические буклеты и краткие справочники туриста при изучении отдельных стран и регионов. В классический метод географических описаний в виде устных сообщений, обзоров, аннотаций материалов средств массовой информации, я включаю литературно-географические диктанты, составленные из отрывков литературных произведений школьной программы, например проверочный диктант «Циклональный и антициклональный типы погоды» в 8 классе. «Васюткино озеро» в 5-6 классах и др. Этот вид работы вызывает у учащихся неподдельный интерес и оживление, доставляет радость узнавания. Таким образом, осуществляются межпредметные связи, в данном случае, географии и литературы. По аналогии с литературно-географическим диктантом, я провожу художественно-географические диктанты с использованием мультимедиа и репродукциями картин великих художников из Интернета, например «Природные зоны Русской равнины». Страноведческие характеристики, представляющие своего рода географический паспорт или визитную карточку определенной территории – одни из самых распространенных и эффективных форм доведения специально обработанной информации о территориях. Учащиеся с радостью создают визитные карточки стран. Учиться составлению страноведческих характеристик учащиеся начинают с 7 класса. Особое внимание по формированию ОУУН следует уделить внеурочной работе по географии. Традиционно в рамках проведения недели географии или дня науки я готовлю с ними «Заочное кругосветное путешествие» для учащихся 5-6 классов, представляющее собой учебный спектакль «Загадки морей и океанов» и путешествие по станциям-материкам. Ведущие самостоятельно проводят отбор материала и его генерализацию при составлении 5-минутной характеристики отдельного материка, используя при этом слайды, видеоматериалы и рисунки. Кроме того, учащиеся самостоятельно готовят и проводят виртуальные и театрализованные экскурсии. Учащиеся 7-х классов при изучении темы «Страны Южной Европы» представили материал о географическом положении и территории отдельных стран Южной Европы в сравнении с Россией. Эта работа позволила развивать аналитические способности учащихся при сравнении площади территории и географического положения России и выбранной ими страны; умения работы с информационно-коммуникационными технологиями; воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизм. Наиболее эффективным для формирования ОУУН учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников. Самыми удачными из подготовленных под моим руководством школьными проектами стали «10 топ объектов моей малой Родины», «Музея в моем классе», «Наша школа. Экологический портрет школы». Она традиционно включает в себя работу туристического кружка «Шаг за горизонт», на занятиях которого учащиеся овладевают и углубляют знания, полученные на уроках географии и смежных науках, информационно-коммуникационными технологиями при создании различных презентаций. Взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, информационные технологии приобретают на уроке адресный характер, подбираются с учетом особенностей конкретного класса. Взаимодействуя с технологией проблемного обучения и воспитания, информационные технологии помогают учащимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или проблемную ситуацию. Во взаимосвязи с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания информационные технологии усиливают развитие тех личностных качеств и компетенций, которые заложены в цель урока. Интеграция информационных технологий с групповыми технологиями создает благоприятные условия для повышения мотивации к учебной деятельности, роста познавательного интереса. Все это способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет перестроить традиционную методическую систему обучения таким образом, что она становится полностью инновационной.
Использование системы поэтапного обучения географии с использованием информационных технологий обеспечивает усвоение учащимися географических знаний и способов применения их в практической деятельности, способствует формированию ключевых образовательных компетенций.