Доклад на тему Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК Перспективная начальная школа
МКОУ лицей п.г.т. Красная Поляна
Вятскополянского района Кировской области
учитель начальных классов высшей категории
Зинатова Альфия Зиннуровна
Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК «Перспективная начальная школа»
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и я тогда постигну.
Конфуций
(слайд 2)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности (слайд 3). Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Модернизация образования невозможна без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. «А как же учащиеся начальных классов?» - спросите вы. “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает (1, с.26), что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.
Создание условий для формирования, каких бы то ни было умений, должно исходить не только от учителя, но и от содержания изучаемого, следовательно, и от комплекта по которому ведётся обучение. Одной из особенностей учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа», по которому я работаю, является то, что формирование стандартных общеучебных умений заложено в методический аппарат всех её учебников (слайд 4). Именно в УМК «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство личностно - ориентированного обучения. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать.
Работая по этому УМК, я с самого начала приучаю учеников самостоятельно работать с разными источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом. В 1-м классе на уроках русского языка, школьники инструментально осваивают алфавит, учатся ориентироваться на полках с книгами. Второй этап практического применения формируемого умения - поиск слова в словаре, начинается во 2 классе. Дети на уроках русского языка знакомятся с пятью (а к 4 классу с семью) видами словарей и постоянно используют эти словари на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии. Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для целенаправленного и планомерного формирования исследовательских умений. С первых страниц учебника русского языка учу первоклассников исследовательским навыкам: слушать, слышать, задавать вопросы, принимать решения и действовать. Введение сквозных героев Маши и Миши, которые имеют различные точки зрения, помогает выполнять одно и то же задание разными способами: Прав ли Миша? Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста! Ученики анализируют свои ответы, становятся на сторону Маши или Миши, чтобы высказать своё мнение. Самый сложный материал, нестандартные ситуации в курсе русского языка выносим на обсуждение. Школьнику приходится исследовать, проверять, доказать, уметь рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение. В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, это приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы. Дети учатся обсуждать пути решения задач, обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения (слайд 5). Речь детей приобретает личностную окраску. Абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами «Я считаю», «Я думаю», «А у меня другое мнение», «А у меня своя версия». Дети учатся не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение (слайд 6). Высказывая собственную точку зрения, ребенок ощущает психологическую комфортность. Дети учатся деловому общению, обращаясь в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») и в клуб «Мы и окружающий мир». Каждый сам решает, когда им начать переписку. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?». Выполняя задания Михаила Потаповича для вступающих в Клуб, дети пользуются учебниками, по которым занимались весь год, картинами из Музейного Дома. Ученики высказывают самостоятельно свою точку зрения и получают ответ от учёных. Важность этого события подчеркивается не обязательной инструкцией, а советом: «При заполнении конверта обязательно попроси помощи у взрослых - у своей учительницы или у своих домашних». Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и информационной.
Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, мы учимся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. А результатом этой работы становятся коллекции, гербарии, поделки, небольшие сообщения. Так же, с ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами (слайд 7). Замечу, кстати, что 40% содержания программы второго класса по такой предметной области, как окружающий мир, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха; условия, необходимые для развития растений; выращивание гриба (мукора) на кусочке хлеба. Ученик постоянно что-то открывает для себя, рассматривает с разных сторон (с помощью луп, рамочек), делится своим мнением, происходит осмысление, оценивание в конкретной жизненной ситуации (слайд 8). Каждый ребёнок чувствует себя исследователем. Он собирает информацию из хрестоматии, Интернета, совершает поход в библиотеку. Впоследствии дети знакомятся с правилами обработки собранной информации. Они, как настоящие учёные учатся работать с таблицами, правильно записывать литературу (слайд 9). Это помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение (слайд 10), создать свой собственный проект. Создание своего проекта приводит к формированию у младшего школьника опыта практической деятельности, умение применять полученные знания в реальных ситуациях. Своим практическим опытом делятся с учащимися их родители при создании совместных проектов.
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. Методический аппарат учебников (пиктограммы) помогает мне и моим ученикам организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу с соседом по парте, найти нужный материал в словаре, в компьютере (слайд 11), включить детей в интерактивные проекты. Так, например, в 4-м классе (Русский язык, I часть) на материале упражнении № 3, 12, 20, 35, 42 и др. пошагово, поэтапно организуется проблемно-диалоговое обучение. Сначала выбирается одна точка зрения из предложенных, обосновывается, затем выдвигаются гипотезы и делаются выводы. Как вы видите в УМК «Перспективная начальная школа» созданы условия для организации исследовательской деятельности.
Ещё одна из отличительных черт комплекта «Перспективная начальная школа» - внедрение в учебно-воспитательный процесс практических задач (слайд 12). Решение практических задач, проведение экспериментальных работ побуждает детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему (слайд 13). Дети вовлекают в этот процесс своих родителей, ищут дополнительный материал в справочной литературе, в подписках старых местных газет. Собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения (слайд 14). После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности, на данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника. Практические задачи, позволяют не только сформировать у каждого ученика способности применять знания и умения в новых нестандартных условиях, но и создают новый (а для многих единственный) мотив познания.
Важно отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование. Исследовательская деятельность - понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками, это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок - исследование ограничен временными рамками - 45 мин. Под уроком - исследованием я представляю себе деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи. На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Итог урока - новые знания.
Мини-исследования мы проводим, как на уроках русского языка (слайд 15), литературного чтения, математики, окружающего мира (слайд 16),так и на таких уроках, как технология и информатика.
Такой урок предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
1. Актуализация знаний;2. Мотивировка;3. Создание проблемной ситуации;4. Постановка проблемы исследования;5. Определение темы исследования;6. Формулирование цели исследования;7. Выдвижение гипотезы;8. Проверка гипотезы: проведение эксперимента,лабораторной работы, чтение литературы, размышление,просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.9. Интерпретация полученных данных;10. Вывод по результатам исследовательской работы;11. Применение новых знаний в учебной деятельности;12. Итоги урока;13. Домашнее задание.
Помимо традиционных форм организации урока, использую такие интерактивные формы, как урок-экскурсия, урок-практикум, заседание клуба, урок решения практических задач, проектная работа (слайд 17,18). На уроках «Литературного чтения» часто организуем «походы в Музейный Дом» (работа с картинами) и слушание музыкальных произведений. Особое место на уроке и вне урока отводится проектной деятельности учащихся, организации коллективных творческих дел. Например: КТД «Декоративное панно из природного материала» (на уроке технологии), проект «Растения нашей местности» (на уроке окружающего мира и занятии кружка «Люби и изучай родной край»). Многие работы детей: определение по годовым кольцам пня возраста дубовой рощи (слайд 19), условий наилучших для проращивания семян фасоли (слайд 20), чистоты питьевой воды… вряд ли можно отнести к учебным задачам. Таким образом, можно говорить об освоении некоторых форм организации внеучебной деятельности учащихся, которая является компонентом нового базисного учебного плана.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный, педагогический, бесценный в воспитательном отношении - опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, приобретение новых знании и умений, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.
Особую значимость имеет защита работ, это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, получают объективную оценку своего труда. Выступления на школьной конференции Научного Общества Учащихся становятся праздником для школьников. Ребята чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Темы выступлений «Свойства воды», «Свойства льда», «Свойства воздуха», «Как размножаются растения», «Условия прорастания растений» и другие имеют практическую направленность.
Хочется сказать о некоторых результатах исследовательской деятельности учащихся. В начале прошлого учебного года я с двумя ученицами моего класса и в тесном сотрудничестве с учителем биологии Самигуллиной Люциёй Габдрауфовной подготовили научно-исследовательскую работу «Влияние различных условий на прорастание семян». С этой работой девочки выступили на научном обществе учащихся в своей школе, а 13 февраля 2010 года они приняли участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников (7-11 лет) «Я - исследователь» в городе Кирово-Чепецке и получили дипломы участников (слайд 22). Вскоре им предстояло ещё одно испытание, их пригласили для участия в XVII областной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды и школьного мониторинга «Человек и природа» в городе Кирове, девочки с честью выдержали и это испытание, и были награждены дипломом III степени (слайд 23). В этом году наша работа посвящена исследованию состояния дубравы близ посёлка Красная Поляна. В ходе исследования выяснилось, что экосистема дубравы не восстанавливается, ей нужна наша помощь. Планируется посадить дубки, выращенные из желудей и привезённые из других, более густых дубрав. С работой «Дубраве быть или не быть?» ученицы выступили в школе и планируют поучаствовать в областной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды и школьного мониторинга «Человек и природа».
Таким образом, обучение детей началам исследовательской деятельности возможно через урок, дополнительное образование, внеклассную работу. Включение в процесс обучения метода исследования способствует формированию у учащихся познавательной мотивации, общеучебных умений и навыков (учебно-логических, информационных, организационных, коммуникативных), развитию творческих способностей, нравственного поведения, а это даёт возможность учащимся быть конкурентоспособными при участии в научно-исследовательских конференциях областного и регионального уровня.
Список литературы.
1. Журнал «Практика образования» № 3, 2006 год.
2. Р. Г. Чуракова. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе», М.: Академкнига/Учебник, 2007 год.
3. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова, А Л Чекин, Г. В. Трафимова, А. А. Гринёва, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова, Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова, Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2007 год.