Диагностика личностных результатов освоения ООП НОО
Инструментарий по диагностике личностных результатов
по преемственности начального и основного общего образования.
Подбельск 2016 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ
Личностные результаты предлагается определять с помощью тестов.
Тест №1 состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Распределение по вариантам учитель может проводить так, как он это делает обычно на контрольных работах, может чередовать варианты при неоднократном диагностировании.
Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста.
Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.
Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все остальные задания.
Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему.
На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.
Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования».
При проведении диагностики в конце 4-го класса рекомендуется проводить проверку и оценивание работ учеников совместно — педагогам начального и основного звена.
Тест 1. Личностные результаты (25 минут)
Задание 1 проверяет умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.
Ключ оценивания
0~8 - по числу верных ответов
Верные ответы
Вариант 1 Вариант 2
1. Г 1. Б
2. Б 2. Б
3. Б 3. В
4. А 4. В
5. Г 5. В
6. Г 6. Г
7. А 7. А
8. В 8. Г
Задание 2 проверяет умение объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей.
Верные
ответы Вариант 1 Вариант 2
Оценка - б 1. Оценка — а 1.
Объяснение - В1. Объяснение - Б 1.
Оценка - а 2. Оценка - б 2.
Объяснение - Г 2. Объяснение — А 2.
Оценка - а 3. Оценка - б 3.
Объяснение - Б 3. Объяснение - В3.
Оценка - б 4. Оценка - а 4.
Объяснение - А 4. Объяснение — Г 4.
Ключ оценивания 0—8 — по числу верных ответов
Задание 3 проверяет умение определять важные для себя и окружающих правила поведения.
Ключ оценивания
0-8 - по числу верных ответов
Верные ответы
Вариант 1 Вариант 2
1. Б 1. Б
2. А 2. А
3. Б 3. Б
4. Б 4. А
5. Б 5. А
6. А 6. Б
7. А 7. Б
8. А 8. А
Задание 4 проверяет умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам.
Ключ оценивания
0-8 - по числу верных ответов
Верные ответы
Вариант 1 Вариант 2
1. Б 1. Б
2. А 2. Б
3. Б 3. А
4. А 4. А
5. Б 5. А
6. А 6. А
7. Б 7. Б
8. Б 8. А
Задание 5 проверяет умение отделять оценку поступка от оценки самого человека
Ключ оценивания
- не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
— указал верный ответ.
Верные ответы
Вариант 1 Вариант 2
Б
Б Г
Б
Задание 6 проверяет умение определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).
Ключ оценивания 0- 6 - по числу верных ответов
Верные ответы
Вариант 1 Вариант 2
1. Б 1. Б
2. Б 2. В
3. В 3. В
4. А 4. А
5. В 5. Б
6. А 6. А
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вариант 1
Класс__________________ Фамилия, имя___________
Задание 1. Оцени данные в списке поступки.
A.Так нужно делать всегда.
Б. Чаще всего так нельзя делать.
B.Так можно делать иногда.
Г. Так делать нельзя ни в коем случае.
Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.
Список поступков
1. Подсказывать на уроке своему товарищу.
2. Опаздывать на встречу с товарищем.
3. Вступать в разговор двух взрослых людей.
4. Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому человеку.
5. Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон.
6. Читать чужие SMS-сообщения и письма.
7. После еды говорить: «Спасибо».
8. Есть мороженое в переполненном автобусе.
Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.
1) Оцени данные в списке поступки:
а)хороший поступок; б)плохой поступок.
Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.
2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.
A.Потому что обманывать нельзя.
Б. Потому что это поддержит человека.
B.Потому что это унизит человека.
Г. Потому что это пресечёт несправедливость.
Оценка
(а, б) Объяснение
(А, Б, В, Г) Поступки
1. Помочь другу в трудной ситуации.
2. Не признаться в своём плохом поступке.
3. Смеяться над человеком, который заикается.
4. Помочь или позвать на помощь, когда на твоих глазах бьют другого человека.
Задание 3. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех людей, а какие — нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.
А. Очень важно.Б. Не важно.
Список правил
1.Брать зонтик на улицу.
2.Защищать слабых и маленьких.
3.Каждый вечер играть в компьютерные игры.
4.Не брать чужого.
5.Уважать старших.
6.Кататься зимой на коньках.
7.Носить костюм и белую рубашку.
8.Ухаживать за больным родственником.
Задание 4. Ты нашёл в школе сотовый телефон последней модели, о котором давно мечтаешь. Исходя из общепринятых правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.
А. Допустимый поступок.Б. Недопустимый поступок.
1.Никому не скажу, что нашёл телефон. Оставлю его себе.
2.Спрячу телефон, пока его не перестанут искать.
3.Отдам телефон учителю.
4.Найду владельца и верну телефон.
5.Расскажу родителям о своей находке.
6.Напишу объявление об утере телефона.
7.Скажу родителям, что нашёл телефон на улице, а это затрудняет поиски владельца.
8.Буду ждать, когда владелец телефона позвонит.
Задание 5. На школьном празднике Петя случайно задел стол, на котором стояли чашки. Две из них упали и разбились. Этого никто не видел, но все обернулись на шум. Организатор крикнула: «Кто это сделал?» Немного помолчав, Петя сказал: «Извините, я случайно». Он пошёл выбрасывать осколки и услышал, как взрослые и дети говорят о нём. Выбери ОДНУ оценку, с которой ПОЛНОСТЬЮ можно согласиться. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г).
Оценки
A. Какой хороший мальчик!
Б. Этот мальчик всегда говорит только правду и никогда не обманет!
B. Вот глупый! Если бы промолчал, было бы лучше!Г. Молодец, правильно поступил!
Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).
A.Однозначно хороший поступок.Б. Однозначно плохой поступок.
B.Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохими или хорошими.
Список поступков
1.Света разбила мамину чашку и сказала родителям, что это сделал её младший брат.
2.Антон не дал списать домашнюю работу своему однокласснику.
3.Младший брат жалуется Полине, что его обижает одноклассник. Полина отругала одноклассника брата и дала ему подзатыльник.
4.У мужчины из кармана выпали деньги. Инна увидела это, окликнула мужчину и сказала ему: «Вы уронили деньги».
5. Настя не хочет, чтобы её подруга получала отметки лучше, чем она. Поэтому Настя подсказала однокласснице неправильное решение задачи.
6. Петя увидел мальчика, который замахнулся на спящую дворовую собаку палкой. Петя вырвал у мальчика палку и пригрозил ему.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Вариант 2
Класс__________________ Фамилия, имя_______________________________
Задание 1. Оцени данные в списке поступки.
A.Так нужно делать всегда.
Б. Чаще всего так нельзя делать.
B.Так можно делать иногда.
Г. Так делать нельзя ни в коем случае.
Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков.
Список поступков
1.Расталкивать людей на лестнице.
2.Давать списать домашнюю работу своему однокласснику.
3.Перебивать собеседника.
4.Помогать маме нести тяжёлые сумки из магазина.
5.Писать и рисовать на парте.
6.Обзывать другого человека обидными словами.
7.Уступать пожилым людям место в автобусе.
8. Рассказывать взрослому о плохом поступке своего товарища.
Задание 2. Ниже в таблице приведён список поступков.
1) Оцени данные в списке поступки:
а)хороший поступок; б)плохой поступок.
Запиши соответствующие буквы (а, б) в первой колонке таблицы.
2) Найди для каждой оценки объяснение и запиши соответствующие буквы (А, Б, В, Г) во второй колонке таблицы.
A.Потому что воровать нельзя. Б. Потому что это обрадует человека.
B.Потому что это унизит человека. Г. Потому что это пресечёт несправедливость.
Оценка
(а, б) Объяснение
(А, Б, В, Г) Поступки
1. Обозвать человека обидными словами.
2. Защитить слабого от сильного.
3. Подарить человеку игрушку, о которой он давно мечтал.
4. Взять у человека игрушку и не вернуть её.
Задание 3. Какие правила из приведённого списка очень важны для тебя и всех близких, дорогих тебе людей (родственников, друзей и т.п.), а какие - нет? В квадратиках рядом с правилами запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.
А. Очень важно.Б. Не важно.
Список правил
1.Кататься на велосипеде в шлеме и в очках.
2.Уважать старших.
3.Каждый вечер смотреть телевизор.
4.Вешать шапку на крючок.
5.Ходить только в кроссовках.
6.Помогать родителям.
7.Не обманывать.
8.Приходить на помощь другу.
Задание 4. Ты случайно разбил окно в классе, когда этого никто не видел. Исходя из общечеловеческих правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответствующие твоим представлениям.
А. Допустимый поступок.
Б. Недопустимый поступок
1.Убегу из класса и ни за что не признаюсь, что стекло разбил я.
2.Сам подойду к учителю и расскажу, что случайно разбил стекло.
3.Когда будут спрашивать, скажу, что стекло разбил сосед по парте.
4.Когда учитель будет спрашивать, признаюсь, что стекло разбил я.
5.Скажу, что стекло разбил камень, брошенный кем- то с улицы.
6.Признаюсь родителям и попрошу папу вставить стекло.
7.Попрошу маму перевести меня в другую школу.
8.Буду неделю прогуливать занятия, чтобы о разбитом стекле за это время забыли.
Задание 5. Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»
Что ты подумал об этой ситуации? Выбери ОДНУ, наиболее точную формулировку. (Обведи одну букву: А, Б, В, Г):
Формулировки
A.Этот человек плохой.
Б. Этот человек плохо поступил.
B.Этот человек хороший, просто он очень торопится.Г. Этот человек злой.
Задание 6. Дай оценку поступкам людей, чьи имена выделены жирным шрифтом. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими? В квадратиках рядом с описанием поступка запиши буквы (А, Б, В).
A.Однозначно хороший поступок.Б. Однозначно плохой поступок.
B.Поступки, которые нельзя однозначно назвать плохими или хорошими.
Список поступков
1.Коля дразнит и высмеивает другого мальчика.
2.Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется.
3.Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно его ударил.
4.Учитель раздаёт контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там стоит плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это её работа.
5.Наташу чуть не сбила машина, у неё на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала, что играла на площадке и случайно поцарапалась.
6.Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у неё ранец. Паша крикнул: «Прекрати!» - и изо всех сил отпихнул мальчишку.
Тест №2 «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
- Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.Форма: анкета.
Вопросы Варианты ответов
1.Тебе нравиться в школе?
Нравиться
Не очень нравиться
Не нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? Иду с радостью
Бывает по-разному
Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? Не знаю точно
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
Доволен
Бывает по-разному
Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе? Часто
Иногда
Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
Не очень много
Много
Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
Большинство не нравится
КЛЮЧ:
№вопроса Бал за 1 ответ Бал за 2 ответ Бал за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет? А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе. А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине? А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса? А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.