Педагогический совет Деловая игра
Выступление по теме:
«Педагогический совет - «деловая игра»
Заместитель директора по УВР Манаенкова Т.И.
Педагогический совет – одна из наиболее важных и демократических форм работы педагогического коллектива, направленная на решение основных вопросов развития школы, совершенствование образовательного процесса и повышение профессионального мастерства. Cлужит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей их совместного решения.
Педагогический совет - деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Широкое применение игровых технологий в учебном и воспитательном процессе школы захватило и сферу методической работы, в частности, педагогические советы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления учебно-воспитательным процессом.Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной (производственной, управленческой или др.) задачи.
Для педагогического совета-деловой игры необходимы следующие признаки-условия:
1. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив. Проигрыванию подвергаются либо взаимоотношения, либо взаимодействия, либо организационные структуры.
2. Имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате это приводит к коллективному решению проблемы.
Позиционная динамика в общей игре (группа) или в работе отдельной группы (участники) может быть представлена в зависимости от модификации деловой игры различными ролями. Чаще всего разыгрываются социальные роли: ученик, учитель, родители, администрация школы, органы власти и др.
Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер.Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.Психологические позиции: лидер, предпочитаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
3. Реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и др.
4. Соблюдение игровых правил и условий.
5. Наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.
Весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 6 этапов:
Первый этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:
– проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;
– определяется проблема (название) педагогического совета-игры;
– формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;
– составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;
– разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.
Необходимо отметить, что конструирование игр – трудоемкое дело, требующее знаний основ управления современной школой на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии ее проведения каждый директор может успешно осуществить заложенную в нее управленческую задачу.Второй этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает (назначает) секретаря и экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно использовать экспресс-опрос (Какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре? Кого хотели бы вы видеть в роли руководителя? С кем бы вы хотели работать вместе? И т. п.). При наличии времени эта методика применяется и в группах.Третий этап – наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством игротехника (завуча, психолога, социального педагога) или избранного группой лидера. Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего. Общепринятыми принципами групповой работы являются:
Правило «здесь и сейчас»: ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории.
Умение в «малом видеть проявление большого»: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;
Целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания.
Краткость: следует высказывать свое мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведенное для дискуссии время:
Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.
Для подготовки выступления – общего решения – группе дается определенное время.Затем следует четвертый этап – межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты (руководитель) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.
Главное в игровом последействии – это то, что является социально-психологическим следствием участия в игре – эффект самодвижения, саморазвития учителя.
2. Формы деловой игры.
1. Одной из форм деловой игры является «мозговая атака» (брейнстроминг). Она применима при поиске идей, разработке путей решения какой-либо проблемы.Коллектив учителей разбивается на группы по 7–9 человек.- Первая группа – «генераторы идей». Она должна в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения проблемы, которую обсуждают. При этом группа не имеет права обсуждать предложения. Все возникающие идеи фиксируются протоколистом в полном объеме (для этой цели можно также использовать магнитофон).- Вторая группа представляет собой «аналитиков». Они получают от первой группы списки предложенных вариантов. Эта группа не имеет права добавить в списки что-либо новое, она рассматривает внимательно каждое предложение, выбирает наиболее разумные и подходящие. Выбранные предложения группируются, фиксируются, объявляются коллективу. После того как прошел первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и снова выполняют работу по изложенному сценарию. Во время проведения «мозговой атаки» директор школы является и заказчиком, и дирижером игры. Он кратко излагает суть проблемы и условия, правила проведения. Строго запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Можно высказывать самые неожиданные предложения, их должно быть как можно больше. Как показывает практика, «мозговая атака» в ряде случаев эффективнее долгого слушания, анализа, обоснований и т. п.
2. В управленческой практике образовательных учреждений применяются и более крупные формы игровой деятельности – ОДИ и ООИ.
Организационно-деятельностные (ОДИ) и организационно-обучающие игры (ООИ) являются формой коллективной мыследеятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование (создание) новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем, с целью порождения новой практики в некоторой профессиональной сфере. ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно большого времени (нескольких дней) и дополнительных экономических затрат.
3. Разновидность ролевой деловой игры представляет собой «педагогический совет – защита инноваций».
Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предварительно подготовиться (изучить, ознакомиться с опытом) и на совете в лаконичной форме (10–15 минут) изложить идеи и особенности данной педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом применения педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:
автор-новатор – носитель передовых идей, руководитель группы;
оптимисты – сподвижники новатора, защитники идеи, ее пропагандисты;
пессимисты – консерваторы и скептики, противники идей;
реалисты – аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.
В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций возможно выделение творческих групп по указанным ролевым направлениям, а также и по другим (ученик – учитель – родитель; учитель – администрация и др.).
В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или другому решению о целесообразности ее применения. Деловые игры бывают следующих видов:
-имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.
-управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);
-исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
-организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.
-игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
-игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.
Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. «Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.
В заключении нужно отметить, что именно такая форма работы позволяет за короткое время активизировать участников педсовета, вовлечь их в коллективное обсуждение проблемных вопросов, поиск правильного варианта. И конечно, при проведении таких форм работы с коллективом не стоит забывать о большом помощнике в создании положительных эмоций и хорошего настроения – о юморе, который даже при ответах на серьезные вопросы раскрепощает людей, объединяет их и снимает напряжение.