Инструментарий для для контроля предметных результатов освоения ООП ООО по русскому языку в 6 классе


Инструментарий для контроля
предметных результатов освоения
ООП ООО по русскому языку в 6 классе

Учитель Евдокимова Л.Н.
Стартовый мониторинг
В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.
 Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.
Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.
Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
                                   (По Д. Мамину-Сибиряку)
Грамматическое задание
1. Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:
А) проверяемая гласная в корне слова;
Б) непроверяемая гласная в корне слова;
В) чередующаяся гласная в корне слова;
Г) непроизносимая гласная в корне слова;
Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.
2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.
3. Обозначить части речи в первом предложении.
Контрольный диктант №1. по теме «Морфология. Имя существительное (Повторение)».
 Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
      Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
      Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
      Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.
      Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.  
                                                                              ( По К. Паустовскому.)    
Грамматическое задание
1. Произвести синтаксический разбор простого предложения:
1 вариант – 3 предложение 4 абзаца;
вариант – 2 предложение 5 абзаца.
2. Произвести фонетический разбор существительного:
1 вариант – дорогам;
2 вариант – березой.
Контрольный диктант №2 по итогам 1 четверти.
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в атом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждёт своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
(По Т. Головановой.)
Грамматические задания
1. Выписать из текста диктанта не менее трех сложных прилагательных, объяснить их правописание.
2.Выписать из текста диктанта прилагательные с орфограммой «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных», графически объяснить их правописание.
(По Б. Васильеву)
Контрольный диктант №3 по итогам 2 четверти
Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.      На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.      Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)
Грамматические задания
1. Синтаксический разбор Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок.
2. Морфологический разбор : усталое, ночная (пол вариантам)
Тест по теме «Причастие» 1 вариант
1. Укажите предложения, в которых есть причастный оборот (стоит после определяемого слова). Знаки препинания не расставлены.
А) Ученики с интересом разглядывают открытки на которых изображен Кунгур лет сто назад с удивлением обнаруживая что здания мимо которых проходили десятки раз имеют давнюю историю.
Б) В сознании учеников укрепится чувство сопричастности к окружающему миру своей земле и ее истории
В) Гостиный двор старейшее каменное здание построенное в 1876 году.
2.Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
А) скрипящий звук
Б) колющее оружие
В) выбираемый вариант
Г) вручаемый конверт
Д) пишущий письмо
3.Отметьте слова, в которых пишется Н:
А) здание построе…о
Б) материалы собра …ы
В) выполне…ое задание
Г) спасе…ый из огня
Д) нагруже…ый вагон
4.Отметьте слитное написание не с причастиями:
А) (не) забываемые впечатления;
Б) пока (не) раскрытый секрет;
В) (не) сморщенное, а свежее яблоко;
Г) (не) доумевающий взгляд;
Д) (не) прочитанный учеником текст
5.Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ущ-, -ющ-:
А) терп…щий боль;
Б) люб…щий макароны;
В) бре…щийся юноша;
Г) ка…щийся грешник;
Д) кле..щий листы
6.Укажие предложения, в которых причастия является сказуемыми:
А) Деревья, волнуемые ветром, словно о чем-то шептались.
Б) Нарастающие раскаты грома сотрясали небо.
В) Книга прочитана.
Г) По лугу бежал мальчик, запускающий воздушного змея.
Д) Задание выполнено.
7.Укажите предложения, в которых причастия являются определениями.
А) Приводимые факты нуждаются в проверке.
Б) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного дерева.
В) Завод никогда не разорится.
8.Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.
А) прокипяче (н, нн) ое белье
Б) топле (н, нн)ое масло
В) чище (н, нн)ые орехи
Г) сплете (н, нн)ые ветви
Д) коше (н, нн) ая трава
9.Укажите отглагольное прилагательное:
А) сделанный
Б) выжатый
В) нефтяной
Г) моченый
Д) исписанный
10.Отметьте словосочетания с определяемым словом-причастием:
А) выполненное упражнение
Б) сложенные аккуратно
В) спасенный из огня
Г) созревающие груши
Д) причесанные волосы
11.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:
А) Эл…ктрический ф…нар…к наход…щийся на сучке сосны таинстве…ым светом осв…щал лица мальчиков.
Б) Ночами на реке г…рит много бак…нов предупрежда…щих к…питанов об опас…ных местах.
12.Списать, вставить гласные (страдательные причастия) перед НН, Н; обозначить суффиксы.
А) расе…нные тучи
Б) выкач…нная нефть
В) замеш…нное тесто
Г) подстрел…нная утка
Д) заброш..нная деревня
13.Образуйте от глагола причастия:
Читать -
14.Отметьте нарушения норм употребления причастных оборотов. Запишите предложение в исправленном виде.
1.Мы плыли в тумане, закрывшего берег.
2.Созданный роман молодым автором вызвал много споров.
Тест по теме «Причастие» 2 вариант
1. Укажите предложения, в которых есть причастный оборот (стоит после определяемого слова). Знаки препинания не расставлены.
А) В средние века арена была крепостью защищавшей целый город с домами улицами даже с церковью.
Б) Россия – самая большая страна в мире многонациональное государство в котором проживает 193 народа.
В) Тихие лестницы освещены фонарями снятыми со старинных карет.
2.Какие словосочетания содержат действительные причастия?
А) освежающий ветер
Б) решающий задачу
В) волнующееся море
Г) высушенная трава
Д) покрашенный потолок
3.Отметьте слова, в которых пишется Н:
А) полы покраше…ы
Б) испуга…ый ребенок
В) задание реше…о
Г) беле…ый известью
Д) груже…ый состав
4.Отметьте раздельное написание не с причастиями:
А) (не) утихающая боль
Б) буква (не) прописа…а
В) (не) написанная а напечатанная работа
Г) (не) годующий мужчина
Д) (не) распустившийся цветок
5.Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ащ-, -ящ-:
А) тяжело дыш…щий;
Б) стел…щиеся травы;
В) круж…щиеся листья;
Г) ка…щийся грешник;
Д) та..щий весной снег
6.Укажие предложения, в которых причастия является сказуемыми:
А) Деревца выращены.
Б) Стройный мальчик с красивыми чертами лица.
В) Книга еще не прочитана.
Г) По мху то тут, то там разбросаны мелкие желтые цветы.
Д) На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.
7. Укажите предложения, в которых причастия являются определениями.
А) Молчаливо стоят березы и клены одетые листвой.
Б) Широко разливаются реки наполняемые талой водой.
В) Необычный мед.
8.Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.
А) кипяче (н, нн) ая вода
Б) жаре (н, нн)ые в сметане
В) сгуще (н, нн)ое молоко
Г) ране (н, нн) ое животное
Д) избалова (н, нн)ый ребенок
9.Укажите отглагольное прилагательное:
А) копче (н, нн)ая колбаса
Б) связа (н, нн)ый пуловер
В) пута (н, нн)ый ответ
Г) пале (н, нн)ая шерсть
Д) подстреле (н, нн)ая дичь
10.Отметьте словосочетания с определяемым словом-причастием:
А) тисненный золотом переплет
Б) написанные аккуратно
В) давно не топленный
Г) груженный улем
Д) вязанный мною свитер
11.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:
А) Сол…це выгл…нувшее из-за тучи осв…тило лес.
Б) Ещ… (не) прочита (н, нн) ая книга лежала на подоконнике уже неделю.
12.Спишите, вставьте гласные (страдательные причастия) перед НН, Н; обозначить суффиксы.
А) вывал…нные на пол игрушки
Б) украш…нная елка
В) заслуж…нная премия
Г) задерж…нный грабитель
Д) развенч…нный герой
13.Образуйте от глагола причастия:
Запирать –
14.Отметьте нарушения норм употребления причастных оборотов. Запишите предложение в исправленном виде.
1.Приехавшие ученые на конференцию расселены в гостинице.
2.Работа, выполняющаяся в прошлом году, облегчила написание дипломного сочинения.
Контрольный диктант №4 по теме «Причастие».
С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. В тайге начиналась весна. Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу. Она шла по дороге, уже освобожденной от снега. Широкие деревянные пластины, подернутые ледком, освещенные зарей, блестели, как яркие ленты, стремительно брошенные вдоль просеки. Изумительные зори на Севере. Марину всегда зачаровывало богатство красок, сверкающих на чистой синеве вечернего неба. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам, протянутым вдоль горизонта, нанизано ожерелье мелких облачков —золотых, синих, опаловых. И над всем этим буйством красок и присмиревшей тайгой широко раскинулся великолепный бархат неба.
1.Найти в тексте причастия и подчеркнуть их как члены предложения.
2.Выполнить морфологический и морфемный разбор одного причастия:
1 вариант - 1- 6 предложения;
2 вариант – 7-11 предложения
Тест по теме «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
1 вариант
А1.Деепричастием является:
Внушаемый
Внушая
Внушающий
Внушивший
А2.На месте каких цифр должны быть запятые?  Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.
1, 2, 3
2, 3
3
1, 3
А3.Как правильно продолжить предложение:   Работая над сочинением,
сначала составляются тезисы.
вы не должны отвлекаться.
вас не должно ничто отвлекать.
вам нужны будут дополнительные материалы.
А4.Как правильно продолжить предложение:Услышав длинный гудок,
после этого набрали номер.
я набрал номер абонента.
набирается номер абонента.
значит, линия свободна.
А5.В каком случае НЕ пишется раздельно:
(не)годуя
(не)доумевающий
(не)спеша
(не)закрытое окно
А6.Укажите правильное утверждение:
Деепричастие причастно к наречию и прилагательному.
У деепричастия не бывает зависимых слов.
Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.
Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффикса вши.
А7.В каком предложении допущена грамматическая ошибка:
Окончив училище, нас направили на стройку.
Переводя текст, я пользовался словарем.
Идя домой, мы попали под дождь.
Бабушки, сидя на лавочке, беседовали.
А8.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
Отдавши приказ, отец удалился в кабинет.
Оглядевшись в сумраке и никого не заметив, Тарас удалился.
Она шла, наслаждаясь прогулкой.
Он бросил работать и отойдя к окну, открыл его.
А9. В каком предложении есть деепричастный оборот (знаки не расставлены):
Спортсмены победили на соревнованиях и возвратились домой.
Спортсмены победив на соревнованиях возвратились домой.
Спортсмены победившие на соревнованиях возвратились домой.
В1. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
В2. Из данного предложения выпишите деепричастия.
Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.
С1. Напишите, что общего у деепричастий с глаголами. Ответ оформите в виде сочинения-рассуждения.
2 вариант
А1.Деепричастием является:
Задумавший
Задумали
Задумавши
Задуманный
А2.На месте каких цифр должны быть запятые?
   Бросив поводья(1) и (2) опустив голову (3) на грудь (4) я ехал еще долго.
1, 2, 3
1 ,2, 3, 4
4
1, 2, 4
А3.Как правильно продолжить предложение:   Записывая математическое выражение,
вы должны использовать только натуральные числа.
мною была допущена ошибка.
должны соблюдаться определенные правила.
требуется внимание.
А4.Как правильно продолжить предложение:  Отправляя телеграмму,
требуется указать обратный адрес.
обязательно укажите обратный адрес.
без обратного адреса ее не примут.
мне не хватило денег.
А5.В каком случае НЕ пишется раздельно:
(не)взлюбив
(не)красивый
(не)доумевая
(не)разрешая
А6.Укажите правильное утверждение:
В предложении деепричастие является обстоятельством.
Деепричастие причастно к наречию и прилагательному.
Деепричастие с НЕ пишется слитно.
У деепричастия не бывает зависимых слов.
А7.В каком предложении допущена грамматическая ошибка:
Читая текст учебника, я был сосредоточен.
Решая задачу по алгебре, мы обнаружили ошибку.
Зайдя в класс, учитель поздоровался.
Заболев, у него поднялась температура.
А8.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
Солнце прячется в листве весело играя.
Прикорнув за широкой спиной отца, я клюю носом.
Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.
Синея, блещут небеса.
А9. В каком предложении есть деепричастный оборот (знаки не расставлены):
Спортсмен подпрыгнул и забросил мяч в корзину.
Спортсмен высоко подпрыгнув забросил мяч в корзину.
Высоко подпрыгнувший спортсмен забросил мяч в корзину.
В1. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
В2. Из данного предложения выпишите деепричастия.
Читая и перечитывая Лермонтова, восторгаясь неповторимым лирическим содержанием его поэзии, мы думаем о нем как о живом.
С1. Напишите, что общего у деепричастий с наречиями. Ответ оформите в виде сочинения-рассуждения.
Контрольный диктант №5 по теме «Деепричастие».
Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.
Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.
Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
113 слов.                                                                                   (По И. Дегтярёвой)
Задания.
1.Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.
2.Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.
3.Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.
Контрольный диктант №6 по итогам 3 четверти
 Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.      Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.      Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
Грамматические задания
1.Морфемный разбор : бросьте, камышовых, долго, зверюшки.
2. Синтаксический разбор. Ежи — полезные зверюшки. (1 вариант)
Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами (2 вариант)
Тест по теме «Имя числительное» Вариант № 1.
А 1. В каком ряду оба слова – числительные?
четырёх, удвоить
тройка. Пятёрка
второй. Двадцать
шестому, пятёрка
А 2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
сем..надцать
сем..десят
сед..мой
сем..сот
А 3. Какое числительное написано с ошибкой?
двенадцать
триста
миллион
двести
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
четырёхсот двадцати делегатов
(о) сорока килограммах
семистам восьми номерам
шестистами рублями
А 5. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением речевой нормы).
к две тысячи десятому году
на обоих сторонах
двое суток
полутора месяцев
А 6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
к семнадцатое октября
до трёхсот восьмой квартиры
в полутораста километрах
трое подруг
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В3 и С1.
(1) Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли.(2) Его вес – пятьсот восемь килограммов. (3) За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. (4) Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.
В1. Сколько порядковых числительных в предложении (1)? ____________________________________________
В 2. Выпишите из текста дробное числительное.
------------------------------------------------------------------------------------------------
В 3. Напишите, каким членом предложения (2) является числительное.
Вариант № 2.
А 1. В каком ряду оба слова – числительные?
утроили, один
первый, десятка
седьмой, двенадцать
А 2. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?
восем..сот
вос..мой
восем..десят
восем..надцать
А 3. Какое числительное написано с ошибкой?
миллиард
четыресто
одиннадцать
девяносто
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
девятисот десяти банок
пятидесятью восьмью участниками
двумстам тридцати граммам
(о) девяноста книгах
А 5. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением речевой нормы).
к двум пятым объёма
до двух тысячи десятого года
у обоих берегов
трое котят
А 6. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки (нарушения речевой нормы).
до двадцатое декабря
полтораста тоннами
на шестисот десятом километре
семеро козлят
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В3 и С1.
(1) Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году.(2) Её вес – сорок тонн, длина – пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр – восемьдесят девять сантиметров. (3) Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века.(4) Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.
В 1. Из предложения (2) выпишите составные числительные.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 2. Из предложений (2), (3) выпишите порядковое числительное.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 3. Напишите, каким членом предложения (1) является числительное.
Контрольный диктант №7 по теме «Имя числительное».
Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.
На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. «Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника»,- говорил я себе.
(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И.Чуковского.)
Грамматическое задание.
1.Подчеркнуть в тексте диктанта все числительные, сверху указать разряд.
2. Просклонять числительное:
1 вариант – триста;
2 вариант – четыреста
3. Приведите по два примера числительных.
Количественных:
целых
собирательных____________________
дробных_________________________
порядковых______________________
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение».
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов) 
Задания.
1.Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.
2.Проведите морфологический разбор местоимения:
вариант - из 1 предложения 4 абзаца;
2 вариант - из 3 предложения 4 абзаца.
Тест по теме «Местоимение»
Вариант 1
1. Местоимение -
а) это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет его
б) это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, признаки, количество
в) это служебная часть речи, которая служит для обозначения предмета и признака
г) это самостоятельная часть речи, которая всегда изменяется по падежам, числам, родам.
2. Назови строчку, в которой даны определительные местоимения.
а) тот некто себя
б) весь самый другой
в) я какой наш
г) себя тот я
3. Укажи строчку, где даны относительные местоимения.
а) сам тот где
б) весь такой сколько
в) который сколько каков
г) никто другой отсюда
4. Укажи указательные местоимения
а) там тут туда
б) кто-то никого сам
в) некий всякий несколько
г) всюду каждый никакой
5. Укажи строчку с «третьим лишним».
а) мой твой наш
б) я он мы
в) кто что чей
г) никто себе ничей
6. Как изменяются местоимения «кто, что»?
а) по падежам
б) по родам и числам
в) по падежам и родам
г) по лицам и падежам
7. Как изменяются местоимения «всякий, каждый, другой»?
а) по падежам числам родам
б) только по числам
в) только по родам
г) по числам и родам
8. Укажи местоимение с приставкой НЕ
а) н…которые из класса
б) н…кто не пришёл
в) н… с кем не дружит
г) н…кто не любит
9. Укажи местоимение с приставкой НИ
а) н… с кем посоветоваться
б) н…кий человек
в) н…чего делать
г) пришёл н…какой
10. Каким членом предложения является местоимение в предложении
«Никто не был готов к экзамену»?
а) подлежащим
б) сказуемым
в) дополнение
г) обстоятельством
Ответы: 1) а; 2) б; 3) в; 4) а; 5) г; 6) а; 7) а; 8) а; 9) г; 10) а.
Вариант 2
1. Местоимение -
а) это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет,
признак, количество, но не называет его
б) это знаменательная часть речи, которая обозначает предметы, признаки, количество
в) это самостоятельная часть речи, которая всегда изменяется по падежам, числам, родам.
г) это самостоятельная часть речи, которая имеет форму только именительного падежа единственного числа
Начало формы
2. Назови строчку, в которой даны личные местоимения
а) меня тобой с вами
б) который что куда?
в) некто нисколько что-то
г) твой наш их
3. Укажи строчку, где даны притяжательные местоимения.
а) никто ничто ничего
б) тот этот такой
в) некто нисколько что-то
г) свой мой твой
4. Укажи вопросительно-относительные местоимения
а) мой сам тот
б) где куда откуда
в) всякий такой тогда
г) кто-то всегда чей
5. Укажи строчку с «третьим лишним».
а) я ты они
б) некоторый некий какой-то
в) никто нисколько этот
г) поэтому оттуда так
6. Как изменяются местоимения «кто-то, что-то»?
а) по родам
б) по родам и числам
в) по падежам и родам
г) по падежам
7. Как изменяются местоимения «самый, иной, любой»?
а) по падежам числам родам
б) только по числам
в) только по родам
г) по числам и родам
8. Укажи местоимение с приставкой НЕ
а) н… к кому обратиться
б) н…чем потчевать
в) н… у кого спросить
г) н…кто не явился на уборку
9. Укажи местоимение с приставкой НИ
а) н… с кем не посоветовался
б) н…где расположиться
в) н…за чем уходить
г) н…сколько минут погодя
10. Каким членом предложения является местоимение в предложении
«Некоторые пришли на уборку территории»?
а) подлежащим
б) сказуемым
в) дополнение
г) обстоятельством
Ответы: 1) а; 2) а; 3) г; 4) б; 5) в; 6) г; 7) а; 8) б; 9) а; 10) а.
Итоговый контрольный диктант №9
 Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.
  За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
  Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную.
  Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.
  Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.
  Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.
(По К. Паустовскому)
(125 слов)
 
  Задания к тексту:
  1) Выпишите из текста по два слова с орфограммами в приставках и корнях слов.
  2) Графически объясните знаки препинания в 1-м предложении второго абзаца.
  3) Выпишите из текста по два глагольных и именных словосочетания, укажите в каждом главное слово и обозначьте части речи.
  4) Разберите по составу выделенные слова (по 2 слова для каждого варианта).