Секреты воспитания полноценной личности «Понять. Простить. Принять.»
Родительская академия
Занятие 3 Секреты воспитания полноценной личности «Понять. Простить. Принять»
Цели занятия:
развитие у родителей умения распознавать эмоциональное состояние ребенка, определять явные и скрытые причины этого состояния и поступков;
повышение психологической компетентности родителей.
Оборудование: бумажная ромашка с изображением на лепестках детских лиц, выражающих различные эмоциональные состояния (радость, гнев, страх, удивление, грусть, слезы), листы бумаги, ручки.
Продолжительность: 1,5 часа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы продолжаем очередное занятие в нашей «Родительской академии». Я очень рада вас всех сегодня видеть! На прошлой встрече вы написали свои предложения, пожелания для нашего дальнейшего сотрудничества, среди которых множество вопросов связанных с воспитанием детей. Часто причиной детско-родительских конфликтов становится непонимание взрослыми истинных причин нежелательного поведения детей. Родителям бывает проще и быстрее просто наказать ребенка, чем выяснять, что на самом деле толкнуло его на неблаговидный поступок. Ведь в этом случае может оказаться, что данный поступок оказался следствием их собственного неправильного поведения или ошибок воспитания. Я предлагаю поработать над этим. А для начала поиграем в игры для сплочения родительского коллектива.
1. Игры для сплочения родительского коллектива 1.1. «Перемена мест»
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Стульев на один меньше, чем участников. Тот, кому не досталось стула, стоит в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто соответствует названному условию. Участник, оставшийся без стула, старается занять место во время перехода.
Поменяйтесь местами те...
кто был единственным ребенком своих родителей;
у кого есть братья или сестры;
у кого есть дочери;
у кого есть сыновья;
у кого больше одного ребенка;
у кого есть взрослые дети;
у кого уже есть внуки;
кто любит своих детей;
кто ни разу в жизни не испытывал негативных эмоций, связанных с поведением своего ребенка.
Участники объединяются в три-пять подгрупп. Вопросы родителей: «Как помочь адаптироваться
Гомеостат (прыжки)
Родители каждой группы выстраиваются в отдельную шеренгу. Задача участников не договариваясь, с закрытыми глазами прыгнуть всем в одну сторону. Прыгают до тех пор пока все участники не выполнят задание одновременно.
Передай информацию нарисовав на спине или «нож и масло»
Коллективная деятельность – поймать яйцо.
Каждой группе родителей выдается несколько листов бумаги А-4, стиплер, клей. Задача участников создать устройство, которым можно поймать яйцо- бросает психолог. На сооружение дается несколько минут. Далее каждая группа проходит испытание.
Психолог. Все мы любим своих детей и желаем им только добра, но даже в самых благополучных семьях иногда случаются конфликтные ситуации. Причинами конфликтов часто становится непонимание. Сегодня мы будем учиться понимать причины различных эмоциональных состояний и поступков своих детей.
Упражнение «Ромашка эмоций»
Представители подгрупп по очереди отрывают по одному лепестку от ромашки с изображенным на нем детским лицом. Каждая подгруппа определяет, какое эмоциональное состояние испытывает ребенок, и высказывает предположения, что могло вызвать это состояние.
Кризис 7-и лет (выступление психолога - см. приложение)
Ситуации для обсуждения «Проблемное поведение»
Психолог. Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребенка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.
Каждой подгруппе предлагается ситуация для обсуждения. Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребенка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.
Примеры ситуаций
Ваш ребенок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу, чтобы вы эту отметку не увидели.
Возможные причины: страх перед наказанием, боязнь огорчить родителей; желание избежать ссоры между родителями из-за плохой отметки («Это ты его избаловала!»); уверенность в несправедливости оценки; желание получить обещанное заранее поощрение за хорошую учебу.
Ваш ребенок устроил драку с одноклассником.
Возможные причины: одноклассник нанес ему оскорбление, которого он действительно не смог вынести; защищал слабого; самоутверждение в классе; ребенка «довели», и инцидент с этим одноклассником стал «последней каплей»; агрессивные установки родителей («Бей первым!»); физические наказания в семье, драки между родителями; ребенок выместил на однокласснике агрессию против отца, учителя (кого-то, кто значительно сильнее его); желание привлечь внимание девочки (мальчика).
Ваш ребенок украл у одноклассника сотовый телефон.
Возможные причины: зависть; желание иметь вещь, которую родители не могут или не считают нужным купить; взял на время, собираясь потом незаметно вернуть; месть за что-то этому однокласснику; нужны деньги на что-то другое (возможно, на наркотики или азартные игры); вымогательство более сильных учащихся, старшеклассников; желание привлечь к себе внимание; непонимание того, что совершил (нарушение интеллекта, несформированность нравственных понятий); клептомания.
Психолог.Как видите, причины одного и того же поступка могут быть различными, и, следовательно, реакция родителей и меры воздействия на ребенка могут и должны быть совершенно противоположными. В любом случае ребенок должен понимать, что если он признается родителям в своем неблаговидном поступке, то не будет отвергнут ими и встретит с их стороны понимание и желание поддержать в трудной ситуации. Иначе он будет искать понимания и поддержки у других людей, чье влияние на него может оказаться отрицательным.
4. Корзина грецких орехов (родителям дается возможность озвучить не названные, не обсужденные проблемы которые будут решены на последующих встречах; грецкий орех – ассоциация с чем-то крепки, небольшим)
5. Завершение занятия «Копилка добра»
В заключение занятия психолог предлагает родителям сложить в воображаемую копилку ласковые слова, которыми они когда-либо называли своих детей, и впоследствии почаще пользоваться этим богатством.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515