Презентация Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения
Организация работы с одаренными детьми в процессе обучения химии Джанкойская общеобразовательная школа I –III ступеней №8Учитель химии БУЯКЕВИЧ М.Я.2011 г. АКТУАЛЬНОСТЬ Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстроразвивающимся, динамичным, высокотехнологичным, в большой степени виртуальным. Электронно-информационные технологии кардинально меняют наш мир. Поэтому необходимо формировать у старшеклассников моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. В таком мире человек вынужден будет выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать, — это постоянно реализовывать свой потенциал Цель: показать систему работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности; Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей Задачи: развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика;способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей. Эти условия побудили к созданию собственной системы работы с одаренными детьми «Мы не знаем, каким будет завтра, но дверью в него станет школа.» Тина Кандилаки Одаренный ребенокОдаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.. Особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками:Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще не по силам, и в решении некоторых из них добиваются успеха. Особенности одаренных детей очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, строить альтернативные модели и системы происходящих событий.легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не приемлют готовых ответов.длительное время концентрируют свое внимание на одном деле.постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще не по силам, и в решении некоторых из них добиваются успеха. Ключевые компетентности одаренных детей автономизационная - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;коммуникативная - умение вступить в общение;информационная- владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;продуктивная - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт. Основные принципы работы с одаренными детьми: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности; психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; Основные принципы работы с одаренными детьми: целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; индивидуализация обучения; дифференциация обучения; совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др. Этапы работы с одаренными детьми Поиск детей, восприимчивых к новой информации, умеющих находить нестандартные решения поставленных задач.Углубленное изучение предмета, участие в олимпиадах и конкурсахОрганизация личностно ориентированного подхода к обучению за рамками школьной программы (спецкурсы, факультативы, кружки) Публичные выступления, защита проектов, выражение собственных мыслей Технологии успешного развития химической одаренности учащихся: личностно-ориентированного обучения; информационно – коммуникационные технологии; технологию исследовательской деятельности;проблемное обучение;проектное обучение;модульное обучение. олимпиады Допрофильнаяподготовка Проектнаядеятельность Исследовательскаядеятельность Наблюдениеза деятельностьюучащихся Профильные классы Структураопыта Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде Проектная деятельность ·Планирование. Подготовка. Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.) ·Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.·Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.·Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта. Спецкурсы. Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. Профильная школа В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности. В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности. олимпиада Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассниковучастие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Анкетирование учащихся профильных классов 2010-2011г. Выбор профиля обучения связан:а)подготовка к ВНОб) восполнение пробелов в знанияхв)по совету родителейг) случайный выбор Распределение часов на изучение химии по разным уровням содержания образования Учебные предметы Количество часов в неделю в классах Уровень стандарта Академический уровень Профиль-ный уровень 10 11 10 11 10 11 Химия 1 1 1 2 4 6 Кадровый состав Биология 1,5 ч – Миронович Н.М. , учитель высшей категории, «старший учитель»Химия 4 ч – Буякевич М.Я. , учитель высшей категории, учитель-методист Спецкурс 1 ч « Решение расчетных химических задач» – Буякевич М.Я. Результативностьитоги контрольных срезов Выпуск 2008-200917 учащихся – 8 поступило в ВУЗыс профилирующим предметом - химия Выпуск 2009-201016 учащихся – 11 поступило в ВУЗыс профилирующим предметом - химия Летняя практика профильных групп Экскурсия наСивашский опытный завод ВЫВОДЫ работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей. Перспектива Данная система работы с одаренными детьми не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует:· Саморазвитию;· Самореализации;· Освоению новых технологий, практик;· Развитию информационной культуры “ “Если путь твой к познанию Мира ведет, - Как бы ни был он долог И труден – вперёд!” (Фирдоуси).