Статья на тему СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Перова Л.Н

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Проблема здоровья детей является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьника. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:
20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни
Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-экономическим проблемам. [1]
Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей: тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся.
Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  включаются  школьники  в групповую и парную работу, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. [2]
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;  проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения. Необходимо наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями, учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.
С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради. [2]
Необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. [3]
Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.
Здоровьесберегающая деятельность в учебном процессе позволяет укрепить и сохранить здоровье учащихся. Результатом работы будет осознание того, что ты внёс свой вклад в то, что здоровье наших детей стало лучше, что современные дети стали духовно, нравственно и физически здоровы.

Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.
3.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с. (Педагогическая мастерская).
 



15