Презентация на тему: Эмоциональное благополучие детей в ОУ и в семье
Эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста в семье и дошкольном отделении образовательного учреждения. Автор презентации: воспитатель ГБОУ ЦО «Тропарёво» г. МосквыДмитриева Татьяна Сергеевна Содержание работы: ВведениеГлава 1. Теоретические аспекты эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.1.1. Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.1.2. Роль взрослых в достижении эмоционального благополучия ребёнка младшего дошкольного возраста Глава 2. Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей.2.1. Изучение роли родителей и педагогов в эмоциональном благополучии детей младшего дошкольного возраста 2.2 Педагогические рекомендации родителям и педагогам по достижению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ. Заключение. Список использованной литературы. Научный аппарат: Проблема: педагогические условия эмоционального благополучия ребенка младшего дошкольного возраста в семье и дошкольном образовательном учреждении. решение данной проблемы составляет цель исследования.Объектом исследования является эмоциональное благополучие ребёнка младшего дошкольного. Предмет – роль взрослого в эмоциональном благополучии ребенка младшего возраста в семье и дошкольном образовательном учреждении. Гипотеза исследования: для достижения эмоционального благополучия ребёнка в условиях детского сада и семьи необходимо создавать такие условия, при которых дети могли расти и развиваться комфортно:осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку,наличие у ребёнка дома своего места для игр, занятий и др., поддержание оптимального стиля общения родителей с ребёнком, целенаправленное педагогическое просвещение родителей, взаимодействие детского сада и семьи, их единство в воспитании ребенка. Задачи:1. Раскрыть особенности эмоционального развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.2. Охарактеризовать влияние семьи и педагогов дошкольного образовательного учреждения на эмоциональное благополучие ребенка младшего дошкольного возраста.3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по достижению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста. Глава 1. Теоретические основы эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и в семье.1.1. Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Эмоции (от лат. Emovere – возбуждать, волновать) – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности .К. Изард, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта: переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, И.Ю.Ильина, Г.А.Свердлова, Е. П.Арнаутова и др.) устойчиво-положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Г.Г.Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребёнка и его психического здоровья. Ею выделены компоненты эмоционального благополучия:эмоция удовольствия-неудовольствия содержание преимущественного фона настроенияпереживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;переживание успеха – неуспеха в достижении целей;переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности. 1.2. Роль взрослых в достижении эмоционального благополучия ребёнка младшего дошкольного возраста. Роль родителей в эмоциональном благополучие детей главным образом заключается в принятии ребёнка таким какой он есть, осознание и понимание всех его потребностей, понимание того, что они для ребёнка первые и самые важные люди. А также создание условий для развития, наличие у ребёнка дома своего места для игр, занятий и др. Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребёнка в эмоционально благополучной среде, по многочисленным наблюдениям, сегодня являются:состав семьи и её структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.Для того чтобы выдвинуть условия, в которых ребёнок младшего дошкольного возраста мог расти и развиваться в эмоционально благополучной среде в условиях семьи, важно учитывать типы семей и стили семейного воспитания. Типы семьи: - патриархально-модернизированный - детоцентрический, - супружеский, - материнский и - неполный. Воспитательные позиции родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребёнку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребёнку с точки зрения дистанции между ними: «Оптимальная дистанция» («уважение») «Сокращённая дистанция» («слияние»).Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений – авторитарный и демократический. Для достижения эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта и выбрать наиболее адекватную форму педагогического взаимодействия. Для предотвращения устойчивого эмоционального неблагополучия дошкольника важно не только адекватное взаимодействие воспитателя с ребенком по устранению причин, но и формирование умения самого ребенка справляться с ситуацией эмоционального неблагополучия. Глава 2. Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей. 2.1. Изучение роли родителей и педагогов в эмоциональном благополучии детей младшего дошкольного возраста. Констатирующие исследование направлено на:выявление эмоционального благополучия детей в ДОУ и в семье;анализ причин эмоционального неблагополучия детей; определение стиля общения воспитателей и родителей с детьми;выявление эмоционального фона в группе детского сада;анализ взаимодействия педагогов и родителей и его влияние на эмоциональное благополучие ребёнка. Исследовательская база ГДОУ № 1266 г.Москвы воспитывающий своих детей под лозунгом «Детский сад и семья – как команда корабля». Нами был использован ряд методик: родительское сочинения на тему «Мой ребёнок» (автор – В.В. Столин), Наблюдение с целью выявления характера взаимоотношений между сверстниками, между педагогами и детьми, между педагогами и родителями, Анкетирование (родителей и педагогов),Тест для определения эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада . Методика «Моё настроение» проводилась нами с целью:познакомить детей с базовыми эмоциями (радость, грусть, обычное настроение); определить эмоциональный фон в группе детского сада. 2.2. Педагогические рекомендации родителям и педагогам по достижению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ. По всем проведённым методикам, были даны рекомендации как для родителей так и для воспитателей. Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Спасибо за внимание.