Урок окружающего мира 3 класс тема Русские оружейники


Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: "Русские оружейники"
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Тема урока: «Русские оружейники»
Цель:
Познакомить детей с возникновением и развитием русского оружейного ремесла.
Универсальные учебные действия:
личностные:
-учебно-познавательный интерес к теме урока, морально – нравственная ориентация.
познавательные: 
-поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
 регулятивные: 
-постановка учебной задачи и целей урока (целеполагание), умение принимать и сохранять учебную задачу, контроль, коррекция, оценка.
коммуникативные: 
-определение способов взаимодействия, навыки сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке, а я в свою очередь тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке. Постарайтесь быть активными и внимательными.
Давайте вместе прочитаем четверостишье на слайде, которое станет девизом нашего урока: (слайд)
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
-Как вы понимает эти слова?
-Всегда интересно разгадать и узнать, что-то новое.
- Вот и мы с вами сегодня на уроке постараемся разгадать тайны и загадки окружающего нас мира.
-Обратите внимание. У вас на партах лежат схемы – листочки, в них три колонки, что знаю, что узнал, что хочу узнать. В течение урока вы будете заполнять схемы. (Подпишите их). В конце урока мы узнаем, что же нового вы узнали, какие знания у вас уже были и пригодились на сегодняшнем уроке, а что вас заинтересует и захочется узнать на следующих уроках.
Что знаю Что узнал Что хочу узнать
2. Повторение пройденного материала и проверка знаний.
-Для того, чтобы хорошо работать на уроке и узнавать новое, предлагаю вам вспомнить то что мы уже знаем.
-Вспомним с какой темой мы познакомились на прошлом уроке.
-Ремесла и ремесленники.
- Вспомним что называют ремеслом?
-Ремеслом называют труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели.
- С какими ремёслами мы уже познакомились?
-гончарное ремесло, ткацкое ремесло.
- Предлагаю вам с помощью кроссворда вспомнить и угадать ремесленников по материалу, с которыми они работают: (слайд)
Глина.
2. Железо.
3. Стекло.
4. Золото.
5. Дерево.
6. Ткань
Какое слово получилось у нас по вертикали.
Ремесленники.
Кого же называют ремесленниками?
Людей, которые занимаются тем или иным ремеслом.
Слайд3.
3. Введение в новую тему.
- Догадайтесь, о каком ремесле мы будем сегодня говорить? Посмотрите на экран. По слайдам.
На слайде картинки: стрелы, кинжалы, мячи, копья.
- Как можно назвать то что вы увидели на слайдах одним словом?
(оружие)
- Как вы думаете, как называют ремесленников, которые изготавливают оружие? (оружейники).
Попробуем сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?
Оружейники. Русские оружейники.
Нам также нужна и цель урока.
Попробуем сформулировать цель урока.
Цель урока: узнать о русском оружии и русских оружейниках.
Цель поставлена будем ее достигать. Что нам в этом поможет?
Материал учебника, имеющиеся знания
Откроем учебник на стр. 121
Итак, тема нашего урока «Русские оружейники».
- Посмотрите, на слайд перед вами слова.
кольчуга, шлем, железные налокотники, щиты.
Возможно некоторые вам известны некоторые нет, все они относятся к теме урока. В процессе нашей работы по тексту учебника мы с вами попробуем объединить эти понятия и найти для них общее объяснение.
Читают текст учебника.
4. Работа по теме урока (учебник, толковой словарь)
-Ребята вернемся к нашим словам. Как одним общим словом можно их назвать?
Доспехи.
- До какого века у воинов - славян не было доспехов?
- до 8-9 века
- Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, какие виды военных доспехов
вы увидели ?
кольчуга
- Найдите в тексте учебника, что такое кольчуга и когда она впервые появилась?
- Это длинная рубаха , сплетенная из нескольких тысяч маленьких колец. Появилась в 10
веках.
- Какие ещё военные доспехи носили наши воины? (По рисунку) стр. 122
- Щиты, шлемы, железные налокотники.
- Назовите первое оружие у славян?
(копья, кинжалы, стрелы, мечи)
- Кого называли копейщиком?
Воин вооруженный копьем или мастера который изготовляет копья.
- Нам встретилось незнакомое слово в тексте учебника. Это слово пищаль.
Попрошу найти ученика из толкового словаря.
Найдите по толковому словарю значение слова пищаль.
(слайд)
-Внесите в свою схему то, что вы уже знали и то новое, что вы узнали из
этой части урока.
Что знаю Что узнал Что хочу узнать
Физминутка
Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши дружно, веселее,
Застучали наши ноги громче и быстрее.
По коленкам мы ударим тише, тише, тише,
Руки наши поднимаем выше, выше, выше.
Мы на месте покрутились дружно все остановились.
5.Путешествие в прошлое.
- Сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Из него мы
Узнаем кто же начал изготавливать первое русское оружье?
(Сообщение ученика о Никите Демидове).
- Кто являлся первым русским оружейником?
(Никита Демидов)
- Что вы узнали о первом русском оружейнике.
(Ответы).
Прочитаем об этом разговоре Петра Первого и Никиты Демидова из рубрики «Жил был
Человек».
Когда говорят о Родине русского оружия, всегда называют город Тула. Оттуда был родом
и Никита Демидов. Давайте подробнее узнаем об этом городе, как о месте изготовления
Русского оружия. Читают текст учебника.
- Почему город Тула стал родиной русского оружия?
В тульской земле были залежи руды и стали, постепенно появились мастерские, где
плавили железо, а после и мастера –оружейники занимавшиеся изготовлением
оружия.
6. Работа в паре. (стр. 124).
Мастера- ремесленники всегда старались работать вместе и сообща. И уже в 16 веке в Москве появились слободы.
- Какое незнакомое слово вы услышали? Слобода.
- По словарю найдите значение слова – слобода (слайд) Ученик находит.
Слобода- место, где жили и работали ремесленники.
- Поработаем в парах. Предлагаю вам по названию слобод определить, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них: Оружейная, Плотничная, Каменная, Гончарная, Кузнецкая, Котельная. Обсудить, и ответы внести в таблицу.
В форме таблицы. Проверка на слайде.
Название слободы Чем занимались ремесленники
Иконная Создавали иконы
Плотничья Строили дома
Гончарная Лепили из глины, изготавливали разную посуду.
Кузнецкая Ковали железо, делали различные изделия из него (топоры, плуги и т.д.)
Оружейная Изготовление оружия
7. Работа с текстом учебника по теме урока.
-Оружейники изготавливали оружие вы правы. А знаете ли вы ,что наши оружейники могут похвастаться изготовлением одного из оружий, которое хорошо знают в нашей стране. Попробуйте догадаться, какое это оружие. Известно, что это оружие в настоящее время находиться в Москве в кремлевском дворе.
-В Москве на кремлевском дворе стоит Царь-пушка (слайд).
- Может кто -то из вас сам видел Царь-пушку? Расскажите какая она?
Ответы.
- Прочитаем в учебнике о Царь- Пушке.
- Что интересного вы узнали о Царь-пушке?
Одна из самых больших пушек, длина ее составляла более 5 метров, а вес
сорок тон.
-Ребята, известно, что эта пушка никогда не стреляла. Как вы думаете почему?
Большие размеры мешали ее использованию, требовались также и тяжёлые ядра.
Найдите кто её изготовил?
(Андрей Чохов)
В начале урока мы с вами уже говорили о том, как называли людей изготовлявших оружие. Как их называли…?
Оружейники.
- Наша страна всегда славилась оружейниками и я хочу рассказать вам о
них. Посмотрите на экран, перед вами знаменитые русские оружейники.
(слайд).
Имя генерала-майора Сергея Ивановича Мосина известно русской военной истории. Благодаря ему наши солдаты получили одну из лучших в мире винтовок, верой и правдой прослужившую более 50 лет. (слайд)
Начало созданию нового класса автоматического стрелкового оружия, известного в настоящее время как автомат, положил выдающийся русский оружейник Владимир Григорьевич Федоров. Он является создателем первых русских автоматических винтовок и автоматов. ( слайд)
Великую Отечественной войну старший сержант Михаил Калашников начал в качестве командира танка. В октябре 1941 года под Брянском он был тяжело ранен. После этого произошло событие, определившее дальнейшую деятельность конструктора. Когда с другими ранеными из вражеского тыла они пробирались к своим, почти весь отряд расстреляли фашисты из автоматов. Калашников с двумя товарищами уцелел. С тех пор его не покидала мысль о том, что при наличии и у них автоматов исход боя был бы другим. И это оружие он решил создать. Уже в госпитале Калашников начал делать чертежи нового оружия. В 1945 году Калашников принял участие в конкурсе по созданию автомата, но только и после испытаний в 1947 г. конструкцию его оружия признали лучшей и стала носить его имя. ( слайд)
- Назовите имена этих оружейников? Чем они прославились?
-ответы.
- Какой праздник отмечает наш народ 9 мая? День победы. 70- летие Победы.
Как это праздник может быть связан с темой нашего урока?
Оружие всегда нужно для ведения войны.
- Как вы думаете, для чего было нужно оружие и оружейные заводы в годы Войны?
Много оружия было изготовлено в годы ВОВ для помощи фронту и солдатам в
борьбе с врагом.
Ребята, хочу вам рассказать о крупных оружейных заводах на территории нашей
Страны, которые оказывали фронту и солдатам помощь в годы ВОВ.
В годы войны тульские оружейники развернули производство винтовок, пулеметов пистолетов, револьверов, противотанковых ружей и других оружий - всего 18 наименований изготавливал Тульский оружейный завод.
Начал строится перед Великой Отечественной оружейный Завод в городе Ижевске. Во время великой отечественной войны завод производил пулеметы и авиационные пушки, автоматы, противотанковые ружья.
Ускоренное изготовление пулеметов Воронежский механический завод начал с наступлением Великой Отечественной войны. Из-за мобилизации мужчин призывного возраста, заводу не хватало рабочих людей, знающих свое дело. Поэтому в цеха пришли подростки, женщины и пенсионеры, которых в кротчайшие сроки обучили заводской работе. Еще не выросшим мальчишкам приходилось вставать на специальные подставки, чтобы достать до станков.
Какой вывод можно сделать? Кто же «ковал нашу Победу»? (в переносном
значении этого выражения. )
Старики, женщины и дети.
Люди не жалея своих сил, работали для того, чтобы поставлять оружие
На фронт, для скорейшей победы.
Внесите в схемы то, что новое что узнали и возможно то, что вы уже знали.
Что знаю Что узнал Что хочу узнать
8. Подведение итогов урока.
А сейчас мы сделаем выводы по уроку (слайд) не обычном образом. Выполним
эту работу в группах. Вам необходимо выбрать командира группы.
Ваше задание следующее.
Ответы групп. Я тоже выполнила заранее это работу и вот ,что у меня получилось.
1. Определите тему в виде одного существительного. Оружейники.
2.Описание темы (2 прилагательных) – Русские, первые.
4. Описание действия (3 глагола) – Придумали, изготовили, прославились.
4 Фраза, выражающая личное отношение к теме – Русские знамениты своим оружием.
Опрос по схемам. Выборочно.
То, что уже знал. То, что узнал нового. Что хочу еще узнать.
Что знаю Что узнал Что хочу узнать
Ответы детей.
Рефлексия.
9.Домашнее задание.
- Узнать значение следующих слов по толковому словарю:
- булава, меч, палица, сабля, секира. На слайде.
Подготовить сообщение об одном из оружий
Девочки найдут значение этих слов, а мальчики подготовят сообщение об оружие.
- На следующем уроке мы с вами вновь отправимся в путешествие в прошлое.
- Наш урок окончен, встаньте, попрощайтесь с гостями.