Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков ЗОЖ


Программа развития класса
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков ЗОЖ».
Учитель: Ткачук О.В.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Русской академии образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», авторская программа О.А. Шороховой «Играем в сказку».
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Актуальность:
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
   Здоровье детей младшего школьного возраста,   зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, здоровья педагогов, психологического климата в школе, правильное питание.
Сегодняшняя эпоха глобализации оборачивается унификацией, стремлением к упрощению, повсеместным распространением готовых полуфабрикатов стандартного веса и стандартного вкуса. В итоге вырабатываются навыки нездорового питания, а процесс приготовления пищи утрачивает главное – творчество.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» приказ № 373 от 6.10.09 г. и изменением приказ № 1241 от 26.11.2010 г.;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
cанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049-13.
Цели:
дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
познакомить с русскими кулинарными традициями;
помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания;
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
формирование у детей знаний о законах здорового питания;
расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;
формирование представлений о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своем здоровье.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1.Общегигиеническая работа
обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы; использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
организация рациональной системы питания учащихся;
обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
2. Физкультурно-оздоровительная работа
организация работы спортивных кружков и секций школы;
физкультминутки;
проведение дней здоровья;
проведение спортивно-массовых мероприятий.
3. Культурно-просветительская, профилактическая работа
организация родительского всеобуча.
4. Инструктивно-методическая работа
проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
Работа с родителями
Цель: формировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний
1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о психологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
3-й год. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол).
4-й год. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностными результатами программы является формирование следующих умений:
установка на здоровый образ жизни;
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметными результатами программы - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений для укрепления здоровья;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
осознавать ценность собственного здоровья и необходимость его сохранения;
овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коммуникативные УУД:
выполнять правила общения с людьми;
жить с друзьями в мире и согласии;
выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;
применять советы докторов Природы в жизни; применять правила поведения в разных жизненных ситуациях;
умение донести свою позицию до других;
слушать и понимать речь других;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), советы;
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всём его проявлениях.
Предполагаемый результат:
1. Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса.
стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
высокий уровень сплочения детского коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание учебного курса
1 класс
Тема 1. «Здравствуйте, друзья!» (1 час)
Характеристика героев:
внешний вид;
характер;
особенности поведения.
Правила этикета: знакомство. Ролевая игра. Игра «Азбука волшебных слов».
Тема 2.«Овощи, ягоды, фрукты – самые полезныепродукты».
Знакомство с витаминами;разгадывание загадок; дидактическая игра «где что растет»; игра «Шифровальщики».
Тема 3.«Умеем ли мы правильно питаться?»
Чтение стихов под музыкальное сопровождение с выполнением упражнений; оздоровительная минутка «Вершки и корешки»;советы Доктора Айболита.
Тема 4. « Каша к завтраку нужна, каша каждому важна».
Игра «Пословицы перепутались». Беседа «Полезные свойства каши».Игра «Отгадайте загадки о крупах и кашах».Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку».
Тема 5. «Цена ломтика».
Чтение стихов о хлебе, разгадывание загадок о хлебе.
Тема 6. «В гостях у молока».
Кроссворд «Молочные продукты». «Молочная каша - пища наша» - работа со схемами.
Тема 7. Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой.
Знакомьтесь - тетя Дина, наш школьный шеф-повар. Секреты поварского искусства.Интервью с поваром. Мастер-класс шеф-повара.Чтение и обсуждение стихотворений.
Тема 8. «Мы за чаем не скучаем».
История появления чая в России. Конкурсная программа.
Тема 9. Разработка проекта по теме «Завтрак в моей семье».
О пользе завтрака. Рецепты вкусных и полезных завтраков. Создание книги рецептов «Завтрак в моей семье».
Тема 10. Причины болезни. (1час)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 11. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 12. Как здоровье? (1час)
Игра - соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 13.Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 14.Здоровый образ жизни. (1час)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 15. Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема16. Инфекционные болезни. (1час)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
Тема 17. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 18.Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 19. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 20. Отравление лекарствами. (1час)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 21.Пищевые отравления. (1час)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 22.Если солнечно и жарко. (1час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 23. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 24. Опасность в нашем доме. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 25. Как вести себя на улице. (1час)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 26.Я принимаю подарок.(1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Тема 27. Что такое дружба. (1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Кто может считаться настоящим другом. (1час)
Беседа по теме. Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)
Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Тема 31. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)
Тема 29. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.
2 класс
Тема 1.«Молоко от кота Матроскина».
Кот Матроскин рассказывает о полезных свойствах молока. Соревнование команд. Целебная сила молока. Рецепты от Матроскина.
Тема 2.«Собираем урожай».
Чтение стихов об осени. Пословицы о хлебе. Отгадывание грибов по рисункам. Разгадывание загадок об овощах. Аукцион «Продаётся чудо-овощ». Конкурс «Дары осени».
Тема 3. «Чудо Земли – хлеб».
История появления хлеба. Пение и инсценировка песни. Этапы выращивания и приготовления хлеба. Профессии людей, имеющих отношение к хлебу.Плетение венка из пословиц. Разгадывание загадок.
Тема 4. «Званый обед».
Инсценирование стихотворений. Составление меню из предложенных продуктов.
Музыкальное представление семейного блюда. Обмен рецептами.Выбор продуктов для приготовления любимого блюда своей семьи.Музыкальное представление своего блюда.
Тема 5.«На охоту вместе с Шариком».
Шарик собирается в лес» (разгадывание загадок о лесе и его обитателях). Игра «Отгадай название».Конкурс рисунков «Выстрел из фоторужья».
Тема 6. «Поешь рыбки - будут ноги прытки!»
Разнообразие рыб на Земле. Конкурс загадок. Чтение стихотворений. Викторина. Конкурс рисунков «В подводном царстве».
Тема 7.«День рождения Зелибобы».
Мы в гостях у Зелибобы (обыгрывание стихотворения). Инсценировка отрывка из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Игры и конкурсы для именинника.
Тема 8. «Кулинарное путешествие по деревне Простоквашино».
Сказка о Крупяничке. Виды круп и каш. Продукты, необходимые для приготовления каши.
Тема 9.Разработка проекта по теме «Кулинарные традиции в моей семье».
Традиции правильного питания в семье.Создание книги «Кулинарные традиции моей семьи». Создание фотовыставки «Здоровое блюдо моей семьи».
Тема 10. Вода – наш друг.(1час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 11.Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 12.Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 13. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 14.Травмы. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 15.Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 16. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 17.Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 18. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 19.Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 20. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 21. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 22. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 23. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 24. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 25. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 26. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)
Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Тема 27. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)
Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 28. Помоги себе сам. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 29. Умей организовать свой досуг. (1час)
Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 30. Что такое дружба. (1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Тема 31. Кто может считаться настоящим другом. (1час)
Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 32. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 33. День здоровья. (1час)
Игры и соревнования.
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
Содержание программы
3 класс
Тема 1.Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)
Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие». Работа по стихотворению Э. Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2.Учимся думать. (1час)
Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».
Тема 3.Спеши делать добро.(1час)
Игра «продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час)
Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 6.Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Тема 7.Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)
Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 8.Все ли желания выполнимы.(1час)\
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема 9.Как воспитать в себе сдержанность.(1час)
Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема 12-13.Я дарю подарки.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э. Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 14.Наказание. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э. Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.
Тема 15.Одежда. (1час)
Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Тема 16.Ответственное поведение. (1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Тема 17. Боль. (1час)
Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».
Тема 18.Сервировка стола. (1час)
Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».
Тема 19.Правила поведения за столом. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»
Тема 20.Ты идешь в гости . (1час)
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»
Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)
Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».
Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)
Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)
Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)
Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 25. Помоги себе сам. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)
Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Тема 27. Веселые вечеринки (1 час)
Фольклорный праздник. Полезные свойства овощей, фруктов, ягод; разгадывание загадок.
Тема 28. Секреты поваренка (1 час)
Круглый стол. Ранжирование полезных и неполезных продуктов.
Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)
Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».
Тема 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь. (1час)
Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Тема 31. Спешите делать добро. (1час)
Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.
Тема 32. Огонек здоровья. (1час)
Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)
Игра - путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.
Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)
Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.
Содержание программы
4 класс
Тема 1. Что такое здоровье? (1час)
Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Тема 2. Что такое эмоции? (1час)
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Тема 3. Чувства и поступки. (1час)
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Тема 4.Стресс. (1час)
Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Тема 7. Умей выбирать. (1час)
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Тема 8. Принимаю решение.(1час)
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 11. Зависимость. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)
Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)
Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 16. Волевое поведение. (1час)
Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 17. Алкоголь. (1час)
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. (1час)
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Тема 20. Наркотик. (1час)
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Тема 23. Давайте правильно питаться! (1 час)
Режим питания. Рациональное питание. Лекция.
Тема 24.«Молочные братья» (1 час)
Ролевая игра. Молочные продукты у разных народностей.
Тема 25. Кулинарное путешествие (1 час)
Составление меню завтрака, обеда, ужина. Основные продукты питания.
Тема 26.Питание и красота (1 час)
Сервировка стола. Изготовление украшений из овощей и других продуктов питания.
Тема 27.Чудо – крупяничка (1 час)
Занятие с игровыми ситуациями. Игры.
Тема 28. Удивительное превращение колоска (1 час)
Беседа. Чтение сказки.
Тема 29.Правильное питание (1 час)
Пресс-конференция. Основные факторы, влияющие на питание.
Тема 30. Проект «Кафе «Здоровей-ка».
Разработка меню, оформление кафе, презентация кафе.
Тема 31. Мама, папа и я – спортивная семья (1 час)
Семейный спортивный праздник.
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)
Тема 34. Будем здоровы. (1час)
Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
Содержание программы по классам
Ступень образования Содержательные линии
1 класс            Овладение основными культурно – гигиеническими навыками «я умею, я могу, сам себе я помогу». Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью. Правильный режим дня и правильное питание, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни.
2 класс Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. О правильном и здоровом питании.
3 класс О правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.
4 класс Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!
Тематическое планирование
1 класс (33часа)

п/п Наименование разделов, тем Всего
часов Количество часов Формы проведения
Аудитор
ныеВнеуадиторные 1 Здравствуйте, друзья! 1 1 Знакомство с героями «Улицы Сезам», участие в диагностической методике «Настроение»
2 Овощи, ягоды, фрукты -
самые полезные продукты. 1 1 Знакомство с витаминами;
разгадывание загадок; дидактическая игра «Где что растет»; игра «Шифровальщики».
3 Умеем ли мы правильно питаться? 1 1 Участие в диагностической методике. Рисуночный тест «Питание в нашей семье». Игра-инсценировка.
4 Каша к завтраку нужна, каша каждому важна. 1 1 Участие в игровой программе.
5 Цена ломтика. 1 1 Участие в диагностической методике. Занятие-беседа. Чтение стихотворений о хлебе.
6 В гостях у молока. 1 1 Игра-инсценировка.
Участие в диагностической методике. Занятие-беседа.
7 Путешествие в «тайную комнату» школьной столовой 1 1 Занятие-экскурсия.
8 Мы за чаем не скучаем. 1 1 Конкурс-соревнование.
9 Завтрак в моей семье. 1 1 Работа над проектом.
Создание книги рецептов «Завтрак в моей семье».
10 Причина болезни. 1 1 Повторение мудрых слов.
11 Признаки болезни 1 1 Игра – соревнование «Кто больше знает?».
12 Как здоровье? 1 1 Тест «Твоё здоровье»
13 Как организм помогает себе сам. 1 1 Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
14 Здоровый образ жизни. 1 1 Игра «Вставь словечко».
15 Какие врачи нас лечат 1 1 Беседа по теме.
16 Инфекционные болезни 1 1 Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
17 Прививки от болезней 1 1 Игра «Полезно – вредно».
18 Какие лекарства мы выбираем 1 1 Оздоровительная минутка
19 Домашняя аптека 1 1 Игра «Светофор здоровья».
20 Отравление лекарствами 1 1 Практическая работа.
21 Пищевые отравления 1 1 Первая помощь при отравлениях.
22 Если солнечно и жарко 1 1 Практическая работа «Помоги себе сам!»
23 Если на улице дождь и гроза 1 1 Правила поведения при грозе.
24 Опасность в нашем доме 1 1 Правила безопасного поведения в доме.
25 Как вести себя на улице 1 1 Правило перехода улицы в местах, где нет светофора.
26 Я принимаю подарок. 1 1 Игра «Подбери слова благодарности».
27 Что такое дружба.
Кто может считаться настоящим другом. 1 1 Игра «Хочу быть». Чтение сказки «3 рубля 28 копеек». Игра «Продолжи предложение». Чтение сказки «Не гоже чужую жизнь проживать».
28 Чистота и здоровье.
Откуда берутся грязнули? 1 1 Праздник чистоты с Мойдодыром. Игра – путешествие.
29 Будем делать хорошо и не будем плохо 1 1 Высказывания о доброте.
29 16 13 Тематическое планирование
2 класс (34часа)

п/п Наименование тем Всего
часов Количество часов Формы проведения
Аудитор
ныеВнеуадиторные 1 Молоко от кота Матроскина1 1 Игровая программа
2 «Собираем урожай» 1 1 Игра-путешествие
3 Чудо Земли - хлеб 1 1 Фольклорный праздник
4 Званый обед 1 1 Конкурсная программа
5 На охоту вместе с Шариком 1 1 Игровая программа
6 Поешь рыбки - будут ноги прытки! 1 1 Игровая программа
7 День рождения Зелибобы1 1 Конкурсная программа
8 Кулинарное путешествие по деревне Просто-квашино1 1 Практическое занятие
9 Разработка проекта по теме «Кулинарные традиции в моей семье» Проектная деятельность
10 Вода – наш друг 1 1 Правила поведения на воде.
11 Как уберечься от мороза 1 Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
12 Чтобы огонь не причинил вреда 1 1 Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
13 Чем опасен электрический ток 1 1 Повторение правил поведения при пожаре в доме.
14 Травмы 1 1 Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах
15 Укусы насекомых 1 1 Признаки аллергии.
16 Что мы знаем про собак и кошек 1 1 Составление правил «Это интересно!»
17 Отравление ядовитыми веществами 1 1 Признаки отравления ядовитыми веществами.
18 Отравление угарным газом 1 1 Игра «Вставь пропущенные слова».
19 Как помочь себе при тепловом ударе 1 1 Признаки теплового удара.
20 Растяжение связок и вывих костей 1 1 Практическая работа в группах.
21 Переломы 1 1 Виды переломов.
22 Если ты ушибся или порезался 1 1 Практическая работа в парах.
23 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1 1 Отгадывание кроссворда «Органы».
24 Укусы насекомых 1 1 Признаки аллергии.
25 Расти здоровым 1 1 Беседа.
26 Умеем ли мы вежливо обращаться. 1 1 Игра «Комплимент».
27 Умеем ли мы разговаривать по телефону. 1 1 Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора».
28 Помоги себе сам. 1 1 Игра «Закончи предложения».
29 Умей организовать свой досуг. 1 1 Игра «Давай поговорим».
30 Что такое дружба. 1 1 Игра «Хочу быть».
31 Кто может считаться настоящим другом. 1 1 Игра «Продолжи предложение».
32 Воспитай себя 1 1 Тест «Оцени себя сам».
33 День здоровья 1 1 Игры соревнования.
34 Я выбираю движение 1 1 Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
34 14 20 Тематическое планирование
3 класс (34 часа)

п/п Наименование тем Всего
часов Количество часов
Формы проведения
Аудитор
ныеВнеуадиторные 1 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. 1 1 Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
2 Учимся думать. 1 1 Беседа «Свое мнение».
3 Спеши делать добро. 1 1 Игра «продолжи сказку».
4 Поможет ли нам обман. 1 1 Творческая работа.
5 «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. 1 1 Заучивание пословиц о правде и лжи.
6 Надо ли прислушиваться к советам родителей. 1 1 Творческая работа «Портрет родителей».
7 Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. 1 1 Игра «Почему нам запрещают?».
8 Все ли желания выполнимы. 1 1 Толкование пословиц, крылатых выражений.
9 Как воспитать в себе сдержанность. 1 1 Игра «Проверь себя».
10- 11 Как отучить себя от вредных привычек. 2 1 Беседа по теме «Вредные привычки».
12-13 Я дарю подарки. 1 1 Игра «Выбери ответ».
14 Наказание. 1 1 Творческая работа.
15 Одежда. 1 1 Игра «Найди правильный ответ».
16 Ответственное поведение. 1 1 Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми».
17 Боль. 1 1 Разгадывание кроссворда.
18 Сервировка стола. 1 1 Беседа «Мы идем в кафе».
19 Правила поведения за столом. 1 1 Работа над правилами поведения за столом.
20 Ты идешь в гости. 1 1 Составление приглашений.
21 Как вести себя в транспорте и на улице. 1 1 Игра «Выбери правильный ответ».
22 Как вести себя в театре, кино, школе. 1 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
23 Умеем ли мы вежливо обращаться. 1 1 Игра «Комплимент».
24 Умеем ли мы разговаривать по телефону. 1 1 Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора».
25 Помоги себе сам. 1 1 Игра «Закончи предложения».
26 Умей организовать свой досуг. 1 1 Игра «Давай поговорим».
27 Веселые вечерки 1 1 Фольклорный праздник
28 Секреты поваренка 1 1 Круглый стол
29 Как доставить родителям радость. 1 1 Игра «Давай поговорим».
30 Если кому-нибудь нужна твоя помощь. 1 1 Игра «Выбери правильный ответ».
31 Спешите делать добро. 1 1 Инсценировка отрывка из произведения
32 Огонек здоровья. 1 1 Викторина «Будь здоров!»
33 Путешествие в страну здоровья. 1 1 Игра - путешествие «В страну здоровья».
34 Культура здорового образа жизни. 1 1 Урок - соревнование.
34 11 23 Тематическое планирование
4 класс (34 часа)

п/п Наименование разделов, модулей,
тем Всего
часов Количество часов Формы проведения
Аудитор
ныеВнеуадиторные 1 Что такое здоровье? 1 1 Творческое задание «Здоровье – это…»
2 Что такое эмоции? 1 1 Практическая работа.
3 Чувства и поступки 1 1 Творческая работа в тетради.
4 Стресс 1 1 Чтение сказки
5 Учимся думать и действовать 1 1 Игра «Что? Зачем? Как?»
6 Учимся находить причину и последствия событий 1 1 Игра «Почему это произошло?»
7 Умей выбирать 1 1 Беседа по теме.
8 Принимаю решение 1 1 Практическая работа по составлению правил.
9 Я отвечаю за свои решения 1 1 Игра «Что я знаю о себе»
10 Что мы знаем о курении 1 1 Встреча с медработником.
11 Зависимость 1 1 Игра «Давай поговорим».
12 Умей сказать НЕТ 1 1 Оздоровительная минутка.
13 Как сказать НЕТ 1 1 Игра «Зеркало и обезьяна».
14 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? 1 1 Работа с плакатом «Дерево решений».
15 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 1 1 Творческая работа.
16 Волевое поведение 1 1 Игра «Сокровища сердца».
17 Алкоголь 1 1 Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
18 Алкоголь – ошибка 1 1 Игра «Выбери ответ».
19 Алкоголь – сделай выбор 1 1 Игра «Список проблем».
20 Наркотик 1 1 Встреча с медработником.
21 Наркотик – тренинг безопасного поведения 1 1 Практическая работа.
22 Мальчишки и девчонки 1 1 Игра «Противоположности».
23 Давайте питаться правильно! 1 1 Сочинение-размышление «Умеем ли мы правильно питаться?»
24 «Молочные братья» 1 1 Ролевая игра
25 Кулинарное путешествие 1 1 Путешествие
26 Питание и красота 1 1 Мастер-класс по оформлению блюд
27 Чудо-крупяничка1 1 Игры, конкурсы
28 Удивительное превращение колоска 1 1 Экскурсия
29 Правильное питание 1 1 Пресс-конференция
30 Проект «Кафе «Здоровейка» 1 1 Проектная деятельность
31 Мама, папа, я – спортивная семья 1 1 соревнование
32 КВН «Наше здоровье» 1 1 33 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 1 1 Урок - праздник
34 Будьте здоровы! 1 1 Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
34 12 22