рабочая программа по профилю Швейное дело 6 класс
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Л.П. Никонорова«___» _________________2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного областного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 7
_______________ О.П. Мозговая
«____»__________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Швейное дело
для 6-го класса
на 2014/15 учебный год
Рассмотрено на МО учителей
Протокол от _______ № ______
Составила: Беляева Т.Н.
учитель трудового обучения
Великий Новгород
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 6 классе разработана на основе примерной программы «Швейное дело, 6 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.
Целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Задачи:
- развитие познавательно-трудовой активности;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда.
Принципы отбора содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.
Содержание рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения, устройства бытовых швейных машин, технологии пошива легкой одежды.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений.
Основное содержание обучения по предметуВ рабочую программу 6 класса включено изготовление таких простейших швейных изделий, как фартук, ночная сорочка, поясное спортивное бельё. При их изготовлении учащиеся отрабатывают правильность выполнения трудовых приемов работы на швейной машине, формируются навыки выполнения машинных строчек и швов. В программу включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых других бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа, ремонта одежды.
Программа рассчитана на срок обучения 1 год, по 6 часов в неделю.
I четверть – 48 часа
II четверть – 48 часа
III четверть – 60 часов
IV четверть – 48 часа
Количество часов за год – 204 часа
№ п.п. Темы, разделы Количество часов
I четверть 48 часов
1 Вводное занятие 1
2 Обработка обтачкой срезов ткани 7
3 Обработка долевой обтачкой косого среза ткани 10
4 Обработка сборок 4
5 Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии 16
6 Ремонт одежды 6
7 Самостоятельная работа 4
II четверть 48 часов
8 Вводное занятие 1
9 Запошивочный шов 7
10 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом 16
11 Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии 10
12 Практическое повторение 4
13 Самостоятельная работа 4
III четверть 60 часов
14 Вводное занятие 1
15 Бытовая швейная машина с электроприводом 5
16 Обработка мягких складок 5
17 Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью 12
18 Обработка подкройной обтачкой внешнего угла 9
19 Построение чертежа и раскрой фартука для работы 8
20 Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой 12
21 Практическое повторение 6
22 Самостоятельная работа IV четверть 48 часов
23 Вводное занятие 1
24 Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья 7
25 Пошив поясного спортивного белья 15
26 Ремонт одежды 10
27 Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора 5
28 Пошив летнего головного убора 6
29 Контрольная работа 4
I четверть
Вводное занятие
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани
Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани
Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия.
Обработка сборок
Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии
Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Ремонт одежды
Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Самостоятельная работа
Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Запошивочный шов
Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный шов. Выполнение запошивочного шва на образце.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом.
Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.
Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.
Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии
Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практическое повторение
Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.
Самостоятельная работа
Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).
III четверть
Вводное занятие
Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина с электроприводом
Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей.
Обработка мягких складок
Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью
Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Выполнение на образце накладных карманов — гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла
Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани. Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы
Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокн .Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой
Виды ткани. Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.
Настрачивание кармана. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Практическое повторение
Вид работы. По выбору изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой. Фартука для работы в столярной и слесарной мастерских. Нарядного фартука для участницы драмкружка.
Самостоятельная работа
Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.
IV четверть
Вводное занятие
Виды предстоящих работ.
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья
Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Пошив поясного спортивного белья
Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов-плавок.
Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Обработка нижнего среза. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия.
Ремонт одежды
Эстетика одежды. Штопка изделия. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора
Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.
Пошив летнего головного убора
Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма).
Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
Контрольная работа
Пошив головного убора по готовому крою.
Формы текущего контроля
Контроль осуществляется в форме проведения тестовых работы, практических работ, самостоятельных работ, а так же контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Основные критерии для оценки знаний и умений учащихся по трудовому обучению.
1. Уровень знаний учащихся теоретических и практических вопросов технологии и их умения применять эти знания в практической работе.
2. Знание инструментов, приспособлений, другого оборудования и умение
подготовить их к работе.
3. Степень овладения приемами выполнения работы (рабочими операциями).
4. Продолжительность выполнения работы в целом или части ее.
5. Знание и выполнение требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении работы.
6. Умение пользоваться при выполнении работы письменно-графическимидокументами (технологическими картами) и правильно составлять простейшие их них.
7. Умение правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем при выполнении задания; бережно относиться к инструментам; экономное расходование материалов.
8. Степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявления элементов творчества.
9.Качество выполненной работы в целом (точность и чистота отделки изделия, возможность использования его по назначению и т.п.).
- оценку "5"- ставить тогда, когда выполнены все названные критерии,
- оценку "4" - когда один или два критерия нарушены,
- оценку "3" - когда нарушены три критерия и прежде всего: качество выполнения работы, самостоятельность, точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов;
Оценка устных ответов по трудовому обучению:
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:
-полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотно, в определенной последовательности, точно используя технологическую терминологию и символику;
- правильно выполнил технологические карты, рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, допускаются наводящие вопросы учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на отличную отметку, но при этом имеет один из недостатков:
-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие технологическое содержание ответа;
-допущены один-три недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-допущены две ошибки или более трёх недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка "3" ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто основное содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании технологической терминологии, в чертежах, таблицах, картах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных практических умений и навыков.
Оценка письменных ответов по трудовому обучению:
(Тесты, контрольные и самостоятельные работы, комбинированные работы)
Отметка "5":
- работа выполнена полностью;
- в рассуждениях и обосновании ответов нет погрешностей;
-используются знания в нестандартных ситуациях;
- в решении нет технологических ошибок (возможна 1 неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка "4":
- работа выполнена полностью, но допущены 1-3 ошибки или 2-3 недочета в тестах, картах, выкладках, рисунках, чертежах, эскизах.
Отметка "3":
- ученик владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Работа выполнена на 2/ 3 объёма.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
1 уровень:
К концу обучения в VI классе учащиеся должны знать:
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
- выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;
-отшивать изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контролировать качество выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- соблюдать правила безопасности труда.
2 уровень:
Должны знать:
-основные технологические понятия;
-назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения простейших технологических операций.
Должны уметь:
- организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения простейших технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять простейшие технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
- выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;
- соблюдать правила безопасности труда.
Учебно-методическое обеспечение
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, Москва, «Владос», 2001, сборник 2.
Учебник «Швейное дело» для 6 класса под редакцией О. Б. Картушиной, Г. Г. Мозговой, Москва, «Просвещение», 2007
ТСО
Плакаты
Контрольная работа
1 полугодие
N п\пВопросы и задания Варианты ответов Правильный ответ
1. Как называется процесс
получения пряжи из волокон? 1. Ткачество
2. Прядение
3. Рукоделие 2. Назовите вид ткацкого переплетения
1. Саржевое
2. Сатиновое
3. Полотняное
3. Назовите признаки изнаночной
стороны ткани
1. Гладкая, блестящая поверхность
2. Технические узелки и ворсинки на поверхности
3. Четко виден печатный рисунок 4. Назовите основные части корпуса швейной машины 1. Рукав
2. Игла
3. Платформа
4. Стойка
5. Катушечный стержень
6. Головка с фронтовой доской 5. Ширина шва - это... 1. Расстояние между двумя проколами иглы
2. Расстояние от среза до строчки 6. Какова длина стежка при шве вперед иголку? 1. 0,5 см
2. 0,7 см
3. 1 см 7. Какие швы относятся к машинным? 1. Назад иголку
2. Стачной
3. Петельный 8. Назовите основные элементы шпульного колпачка
1. Винт
2. Защелка
3. Прорезь
4. Установочный палец
5. Пластинчатая пружина натяжения нитки
6. Корпус
9. Вкалывать булавки необходимо… 1. Параллельно срезу
2. Перпендикулярно срезу
3. Безразлично 10. Выбери схему шва вподгибку с закрытым срезом 11. Стачные швы относятся к… 1. Отделочным
2. Соединительным
3. Краевым 12. Расстояние от сгиба шва вподгибку до машинной строчки: 1. 0,3 - 0,4 см
2. 0,1 - 0,2 см
3. 0,7 см 13. Отделкой фартука может быть: 1. Мех
2. косая обтачка
3. заплата 14. Операция “застрочить” используется при: 1. Обработке бретелей
2. Обработке нижней части фартука
3. Обработке кармана 15. Укажите название срезов и линий нижней части фартука
1. Линия низа
2. Боковые срезы
3. Линия середины
4. Линия верха
5. Места расположения карманов Ключ
N п\пПравильный ответ
1. 1
2. 3
3. 2
4. 1 2 3
5. 2
6. 3
7. 2
8. 9. 2
10. 3
11. 2
12. 2
13. 2
14. 2
15. \s
Итоговая контрольная работа
№ содержание вопроса варианты ответа правильный ответ
1. Выбери ткань для пошива наволочки А- шерстяная;
Б- шелковая;
В- хлопчатобумажная 2. Для обработки плечевых срезов в ночной сорочке используется А- двойной шов;
Б- стачной шов;
В- шов вподгибку с закрытым срезом 3. При работе с утюгом его необходимо ставить… А- на край стола;
Б- на специальную подставку;
В- на гладильный стол 4. Двойной шов относится к … А- соединительным;
Б- краевым;
В- боковым 5. Боковой и нижний срез фартука обрабатывается… А- двойным швом;
Б- стачным швом;
В- швом вподгибку с закрытым срезом 6. Больше всего ткань тянется по… А- долевому срезу;
Б- косому срезу;
В- поперечному срезу 7. Лицевую сторону ткани можно определить по: А-рисунку;
Б- кромке;
В- растяжению 8. Обтачка, выкроенная вдоль кромки ткани называется… А- косой;
Б- долевой;
В- поперечной 9. Выбери деталь, которая относится к деталям фартука… А- ручки;
Б- горловина;
В- бретели 10. К волокнам животного происхождения относится… А- хлопок;
Б- шерсть;
В- лен
11. В какой части растения находятся волокна хлопка? А- в листьях;
Б- в стебле;
В- в цветке 12. Полоска ткани для обработки срезов изделия называется… А- вытачка;
Б- оборка;
В- обтачка 13. Один из видов отделки швейного изделия, который может выполняться ручным или машинным способом называется… А- обтачка;
Б- сборка;
В-утюжка 14. К соединительным швам относится… А- стачной вразутюжку;
Б- шов вподгибку с закрытым срезом;
В- обтачной 15. Размер изделия определяют по мерке… А- обхвата груди;
Б- обхвата бедер;
В- длины изделия 16. Для построения чертежа ночной сорочки снимают мерки… А- Ст, Сб;
Б- Сг, Ди;
В- Сш, Сб, Днч17. Для построения чертежа фартука снимают мерки… А- Ст, Сб, Днч;
Б- Сг, Ди;
В- Ст, Сб; 18. К механизмам регулировки швейной машиной относятся: А- регулятор глубины строчки;
Б- регулятор натяжения верхней нити;
В- регулятор шпульки 19. Фигурная деталь из ткани для обработки срезов детали изделия - это… А- карман;
Б- косая обтачка;
В- подкройная обтачка 20. карманы, которые настрачивают на изделие, называются… А- накладными;
Б- настрочными;
В- стачными Ключ к тесту 6 класс
11 В
2 А
3 Б
4 А
5 В
6 Б
7 А
8 Б
9 В
10 Б
11 В
12 В
13 Б
14 А
15 А
16 Б
17 А
18 Б
19 В
20 А