Обмен опытом Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии


Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии.
Часто старшеклассники демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Такое положение нередко приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. В конечном итоге человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности. Вот почему одна из главных задач школьного образования — профессиональная ориентация учащихся.
Под профориентацией следует понимать научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и осознанному выбору профессии, призванную учитывать как особенности каждой личности, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда.
Цель профориентационной работы в школе — помочь конкретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.
Школьная биология обладает большими профориентационными возможностями. Важно каждого школьника побудить задуматься о будущей профессии, научить его ориентироваться в мире профессий. Кроме того, приобретенные в процессе профориентации знания и умения, демонстрируют прикладной характер биологических наук, развивают интерес к биологии, и, следовательно, стимулируют старшеклассников к получению более глубоких биологических знаний. И, наконец, безусловно, важный результат такой работы биологии в старших классах — становление общетрудовой установки учащихся, проявляющейся в создании положительного отношения к трудовой деятельности.
Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками.
Профессиональное просвещение провожу с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией орудий, предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения.
Важное значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. Применение этих методов позволяет не только познакомить учащихся с той или иной профессией, но и “примерить” ее на себя.
Провожу внеклассные мероприятия. Они проводятся по следующему плану:
1.Вводная беседа, раскрывающая тесную связь между биологией и профессиональной деятельностью людей, а также важность знания и учета индивидуально психологических и физиологических качеств личности при правильном выборе профессии.
2. Анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов (методика “Карта интересов” А.Е. Голомштока.
(См. приложение 1)).
3.Тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности (методика “Дифференциально-диагностический опросник" Т.А. Климова. (См. приложение 2)).
4.Коллективная обработка данных.
5.Ответы на вопросы учащихся.
Уже на вводном уроке в разделе “Человек и его здоровье” заостряю внимание учащихся на большой практической значимости биологических знаний, их необходимость во многих видах профессиональной деятельности. Знакомлю с понятиями профессия и специальность, учу классифицировать профессии и определять профессиональные цели и мотивы.
В целях первичной профдиагностики провожу анкетирование и тестирование учащихся (см. приложения1 и 2). Данные методики достаточно результативны, просты в обработке. Они позволяют определить, к какому из пяти типов профессий “человек природа”, “человек — человек”, “человек — техника”, “человек — знаковая система” или “человек — художественный образ” - относится каждый ученик.
На уроке по теме “Состав и значение крови” рассказываю о специальностях врача-гематолога, врача-лаборанта, фельдшера-лаборанта. При этом подчеркиваю важность лабораторной диагностики, так как нередко результаты анализов говорят о состоянии больного гораздо больше, чем все остальные данные о нем. Говорим о том, что может узнать врач, исследуя формулу крови (количество эритроцитов, гемоглобина, СОЭ. содержание глюкозы, наличие вирусов и т.д.).
Затем учащиеся рассматривают под микроскопом микропрепараты “Мазок крови человека”, предварительно оговорив предосторожности в работе с кровью для избежания заражения инфекционными заболеваниями. При этом происходит не только совершенствование умений учащихся работать с микроскопом и усвоение необходимых знаний, но и формирование профессиональных умений, которые впоследствии могут быть использованы в их трудовой деятельности.
Обращаю внимание учащихся на психологические и психофизиологические качества людей, занимающихся лабораторными исследованиями: аккуратность, усидчивость, педантичность, наличие специальных знаний, добросовестность, хорошее зрение.
На уроке по теме “Учение об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними” в целях профориентации знакомлю учащихся с такой отраслью медицины, как иммунология, с заболеваниями иммунной системы (аллергия, СПИД), достижениями иммунологии, позволившими осуществлять пересадку органов и тканей; рассказываю о перспективах развития иммунной инженерии, попытках создания вакцины против рака. Важно не только информировать учащихся, но и побуждать их к активной познавательной деятельности. На этом уроке знакомлю учащихся со вкладом И.И. Мечникова в развитие учения об иммунитете, об основных инфекционных заболеваниях человека и мерах борьбы с ними, о современных достижения в этой области.
На уроке “Строение и работа сердца” школьники знакомятся с такими медицинскими специальностями как врач-кардио- хирург, врач-кардиолог, операционная медицинская сестра.
Врачи этих специализаций готовятся в высших учебных заведениях медицинского профиля 6—8 лет. Для труда необходимо наличие терпения, внимательности, способности длительное время выдерживать физическое и психо-эмоциональное напряжение, высокой стрессоустойчивости, способности к сопереживанию и сочувствию. Операционные медицинские сестры получают постдипломную подготовку в лечебных учреждениях. Для них крайне важно наличие таких качеств личности, как аккуратность, ответственность и исполнительность.
Содержание урока по теме “Гигиена сердечно-сосудистой системы” позволяет часть урока провести в игровой форме — врачебный консилиум (обсуждаются вопросы профилактики и лечения заболеваний сердца и сосудов: атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, ревматизма). Таким образом, я знакомлю школьников с профессией кардиолога. В заключение урока предлагаю поручить “врачам” разработать комплекс мер, направленных на снижение частоты возникновения болезней сердца.
В 6 классе в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», раскрывая значение растений в жизни человека, знакомлю школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера.
Фармацевт изготавливает и отпускает лекарственные средства. Часто для лекарств в рецептурах используются растения (в виде порошков, настоев, отваров, вытяжек и др.). Поэтому фармацевту необходимо знать особенности строения и жизнедеятельности растительного организма, а также вопрос экологии и систематики растений.
Профессию фармацевта можно получить в фармацевтических колледжах. Эта профессия в настоящее время очень востребована, так как отмечается постоянное развитие сети аптек, что требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов.
С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта предлагаю дома заполнить следующую таблицу.
Лекарственное Используемый в медицине Лекарственное
растение орган (часть) растения действие
Береза повислая
Дуб обыкновенный Календула лекарственная Лапчатка прямостоячая Мать-и-мачеха
Одуванчик лекарственный Пижма обыкновенная
Сосна обыкновенная Чистотел большой С целью знакомства школьников с элементами профессии фитодизайнера предлагаю составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. Такого рода профессиональная деятельность предполагает развитие эстетического чувства, вкуса, творческого воображения и фантазии. Кроме того, фитодизайнеры должны хорошо ориентироваться в мире растений: разбираться в их многообразии, знать особенности строения и жизнедеятельности.
При изучении названной темы знакомлю шестиклассников с профессией учителя биологии, обратив внимание на особую социальную значимость педагогического труда. Такую профессию рекомендую тем, кому нравится природа и привлекает педагогическая деятельность.
Знание элементарных основ биологии необходимо каждому из нас, они стали одним из показателей общей культуры человека.
Личности учителя биологии должны быть присущи наблюдательность, точность восприятия, любовь к природе, практические умения. Для того чтобы работать с микроскопом, учителю необходимо хорошее зрение, чувство пропорции. Он должен быть эмоциональным, эстетически развитым человеком: видеть прекрасное в природе, уметь поделиться увиденным, услышанным. Сфера применения специальности биолога обширна. Учителя могут преподавать в лицеях, колледжах не только биологию, но и садоводство, агрономию, экологию и др.
В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества» сообщаю учащимся информацию о профессиях садовника, мастеров растениеводства (цветоводов-декораторов, цветоводов-овощеводов), ландшафтного архитектора, агронома-агрохимика-почвоведа, агронома- агроэколога, агронома по защите растений. Для развития интереса к данной группе профессий значительную часть урока отвожу выполнению проекта по разработке модели небольшого парка или сквера. Для этого разбиваю класс на группы.
Чтобы выполнить проект, следует решить ряд задач:
1. Выбрать место будущего парка (сквера)
Есть ли рядом с вашей школой или домом неблагоустроенное место, пустырь или свалка? Подумайте, можно ли использовать такую территорию для создания парка или сквера. Придумайте ему название.
2. Составить схематичный план парка (сквера)
Определите форму парка или сквера, продумайте расположение аллей, дорожек, площадок для отдыха, детских площадок, фонтанов, клумб и др. Зарисуйте план или схему.
3. Определить видовой состав деревьев, кустарников, многолетних трав, декоративных растений
С учетом экологических особенностей территории (освещенность, увлажненность, удаленность от автомагистралей и т.д.) подберите растения для будущего парка. Учтите эстетическую совместимость растений. Свои знания дополните информацией из карточек.
Пример карточки.
Деревья
Береза белая. Светолюбивое растение. Может расти на заболоченных и сухих почвах. Первыми заселяют пожарища, вырубки и пустующие земли. Цветут ранней весной, почти одновременно с развертыванием листьев.
Клен платановидный. Хорошо растет в лиственных и смешанных лесах, широко используется для озеленения.
Осина дрожащая. Устойчивое, нетребовательное к качеству почвы растение. Одним из первых поселяется на пустующих землях, быстро растет.
Дуб обыкновенный. Растение с могучим стволом и извилистыми ветвями. В юном возрасте им необходим уход, ибо плохо переносят заморозки и яркие лучи солнца. Ветроустойчивы, так как имеют мощную стержневую систему. Растут медленно, живут до 500— 600, иногда до 1000 лет.
Тополь черный. Двудомное растение. Мужские экземпляры часто используют для озеленения, поскольку семена с женских растений, так называемый тополиный пух, засоряют улицы, являются аллергенами. Одно дерево за 5 месяцев поглощает около 45 кг углекислого газа. Растут быстро, живут до 150 лет.
Вяз обыкновенный. Один из лучших очистителей воздуха от пыли и сажи, очень украшает леса и парки. Живет до 500 лет.
Рябина обыкновенная. Используется как лесная, плодовая и декоративная культура. Плоды — важный источник питания городских птиц, дерево дает до 100 кг ягод.
Лиственница сибирская. Выносливые, светолюбивые, нетребовательные к почвам растения. Доживают до 500 лет.
Черемуха обыкновенная. Растет на увлажненных почвах. Цветет в конце весны, образуя душистые белые соцветия. Цветки, листья выделяют фитонциды, которые очищают воздух от микробов.
Ольха черная. Влаголюбивое дерево, быстро образует густые и темные заросли. Ольха способна обогащать почву Листья держатся до поздней осени и опадают зелеными.
Ель европейская. Вечнозеленые, теневыносливые деревья, произрастающие на глинистых и суглинистых почвах. Большое декоративное значение имеют «голубые» формы ели канадской.
Сосна обыкновенная. Светолюбивое растение, обитающее на песчаных почвах. Часто используются как декоративные деревья, доживают до 300—500 лет.
Липа сердцевидная. Дымоустойчивое декоративное растение, широко используется в озеленении.
Декоративные кустарники
1. Сирень (обыкновенная и персидская). Неприхотливое растение с душистыми соцветиями. Хорошо переносит заморозки, загазованный и запыленный воздух. Цветет в конце весны — начале лета. Листья сохраняются зелеными до поздней осени.
2. Карагана желтая (часто называют аккцией). Декоративное растение с желтыми цветками. Его высаживают в садах и парках для оформления аллей, площадок, живых изгородей.
3.Боярышник (восточный и кроваво-красный). Морозоустойчивый кустарник, нетребовательный к почве, выдерживает загрязнение воздуха, долгожитель. Растения с белыми или розоватыми цветками, часто используют в озеленении.
4.Шиповник (роза коричная, роза собачья). Неприхотливый декоративный кустарник выращиваемый повсеместно.
5.Калина обыкновенная. Обычно встречается на сыроватых местах. Цветет весной ароматными белыми соцветиями. Плоды являются прекрасным кормом для птиц.
6.Снежноягодник белый. Декоративен плодами (белая шаровидная мясистая костянка). Теневынослив, нетребователен к почве, хорошо
7.Барбарис обыкновенный. Декоративен яркой осенней окраской — листьев и яркими плодами. Неприхотлив к почве, светолюбив, засухоустойчив.
8.Спирея (иволистная, дубравалистная). Применяют для создания живых изгородей. Растение малотребовательное к почве, относительно засухоустойчивое, хорошо выносит стрижку.
Из разработанных школьниками схем парков оформляем выставку.
В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Данные специалисты ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства и инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся выполнить практическую работу — установить роль газонов в нашей школе.
Ход работы1.Нарисуйте примерную схему газона у школы.
Определите, какую роль играют, и какую площадь занимают газоны (10 м равняется 14 шагам).
Опишите состояние и ухоженность газонов.
Пользуясь справочным материалом, определите объем воды, испаряемой с поверхности газона за час, сутки.
Сделайте вывод о роли газонов в улучшении микроклимата исследуемой территории.
При обучении зоологии использую профориентационные упражнения. В частности, упражнение цепочка биологических профессий используется для развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в тех случаях, когда ученик, ориентируясь на конкретные характеристики труда (например, желание работать с животными), сильно ограничивает себя в выборе. Упражнение проводится среди школьников, интересующихся профессиями в области биологии. Вначале называю профессию, например учитель биологии. Следующий ученик указывает на профессию, в чем-то близкую названной — агроном, другой учащийся называет — садовод и т. д. При этом важно, чтобы каждый школьник мог объяснить, в чем сходство между этими профессиями. Так, сходство между профессиями учителя биологии и агронома ученик может обосновать тем, что учитель преподает ботанику — науку о растениях, а агроном управляет процессом выращивания растений. Определяя сходство между различными профессиями, анализируем и сравниваем их характеристики с позиции условий, средств, предметов, целей труда и необходимых знаний.
При обсуждении упражнения важно обратить внимание учеников на то, что между разными профессиями могут обнаружиться интереснейшие связи. Такие связи подтверждают следующее обстоятельство: не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, может оказаться в других профессиях.
Например, цепочки профессий, связанных с биологией: учитель биологии - агроном - садовод - декоратор — продавец цветов - врач-гомеопат - фармацевт - медсестра - эколог - гидробиолог — аквалангист - рыбовод - егерь - ветеринар - сотрудник зоологического музея.
Для лучшего знакомства с миром профессий и особенностями трудовой деятельности провожу игру «Угадай профессию». Ее цель — помочь учащимся осознать профессиональный интерес к той или иной деятельности.
Ход игры
1.Класс разбивается на группы.
2.Каждой группе учитель выдает название профессии, которую они будут представлять.
3.Группам выдается задание: в течение 6—8 мин необходимо придумать, а затем кратко представить сценку из жизни и деятельности человека этой профессии. Подбирая действия для показа, выделите, что для нее главное. Подумайте и запишите в чем, по вашему мнению, привлекательность данной профессии, и ее значение для общества.
4. Команды по очереди проигрывают подготовленные сценки (2-3 мин). Остальные пытаются отгадать, о какой профессии идет речь. В помощь классу учитель на доске постепенно выписывает привлекательные черты профессии.
5. После каждого инсценирования провожу небольшой диспут для того, чтобы участники других групп высказали свое мнение о данной профессии.
В игре целесообразно использовать разнообразные профессии. Полагаю, что это способствует расширению кругозора учащихся.
Для поддержания и развития положительного отношения к труду при обучении ботанике и зоологии предлагаю учащимся подобрать пословицы и поговорки о труде. Именно в них предельно кратко и вместе с тем ярко и образно запечатлен трудовой и общественный опыт народной мысли.
В труде — красота человека.
Землю солнце украшает, а человека труд.
Кто любит труд, того люди чтут.
Каковы дела, такова и слава.
Не тому почет, кто много говорит, а тому, кто чудом чудеса творит.
До пота поработаешь — со вкусом поешь. Хлеб не приходит сам.
Без поливки и капуста сохнет.
Без работы день годом кажется.
Как ты к работе, так и работа к тебе.
Не наклоняясь, и грибка не подымешь.
По труду и доход.
Невеста славится трудоднями, а не подушками.
Учение — путь к умению.
Особое внимание уделяю пословицам и поговоркам о труде и земле.
Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
Всякое семя знает свое время.
День год кормит.
Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.
Земля — тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Кто науку уважает, тот всегда с урожаем. Человек без знания, что земля без полива.
Накопишь снега на полях, больше хлеба в закромах.
Корми с осени коров сытнее — весна будет прибыльнее.
Такая работа позволяет учителям планомерно и органично связывать профессиональную пропаганду с содержанием учебного предмета.
Приложение 1.
Карта интересов
Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаю перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что любите или Вам нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответа, в графе под тем же номером, что и номер вопроса поставьте если не знаете, сомневаетесь — “0”; если не нравится (не любите) поставьте Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного”.
Вопросы: “любители Вы”, «хотели бы Вы», нравится ли Вам”?
Уроки по физике.
Уроки по математике.
Уроки по химии.
Читать книги или статьи по астрономии.
Читать об опытах и животных.
Читать о жизни и работе врачей.
Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
Читать о лесе.
Читать произведения классиков мировой литературы.
Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.
Уроки истории.
Посещать театры, музеи, художественные выставки.
Читать литературу о геологических экспедициях.
Читать о различных странах.
Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
Читать о работе милиции.
Читать о моряках, летчиках.
Читать о работе воспитателя.
Знакомится с устройством и работой станков.
Готовить обеды.
Читать о строителях.
Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.
Читать о достижениях техники.
Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.
26. Читать научно-популярную литературу о математике.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио— и телепередач).
28. Смотреть телепередачи о космонавтике.
29. Изучать биологию.
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно-критические статьи
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
41. Путешествовать.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и т. д.
43. Знакомиться с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать заводы и фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов и машин.
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдения за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую медицинскую помощь при ушибах.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо)
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
69. Бывать на стройках.
70. Шить одежд
71. Собирать и ремонтировать велосипеды, механизмы часов
72. Ремонтировать бытовые электро— и радиоприборы.
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце листа для ответов количества знаков. Каждому из 24 столбцов соответствует определенный вид деятельности.
Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков “+” (это предполагаемые области профессиональных интересов испытуемых).
1.Физика 6. Медицина 11. История 16. Право
21. Сфера обслуживания
2. Математика 7. Сельское хозяйство 12. Искусство 17. Транспорт
22.Строительство
3. Химия 8. Лесное хозяйство 13. Геология 18. Педагогика 23. Легкая промышленность
4. Астрономия 9. Филология 14. География 19. Рабочие
специальности 24. Техника
5. Биология 10.Журналистика
15.Общественная работа 20. Электроника Приложение 2
Опросник
1а. Ухаживать за животными или 16. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным или 26. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток или 36. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. д.) или 46.Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 56. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой либо породы) или 66. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких— либо действий (трудовых, учебных спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 76. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (В справочном бюро, на экскурсии и т. д.) или 86. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовки пьес, концертов)
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (В справочном бюро, на экскурсии и т. д.) или 86. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовки пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или .96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных или 106. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений
или Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать поощрять или 126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
1 За. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 136. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 146. Оказывать людям медицинскую помощь
15а. Составлять точные описания— отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах или 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии. Туристические походы и т. п. или 186. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 206. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере и др.)
Лист ответов
Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знак Человек — художественный образ
1а 16 2а 26 За
36 4а 46 5а 56
6а 66 7а
76 8а 86
9а 96 10а 106 11а 116 12а 126 13а
136 14а 146 15а 156
16а 166 17а
176 18а 186
19а 196 20а 206 Обработка результатов
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков “+” в каждом из пяти столбцов. Каждый столбец соответствует определенном) типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков “+”. Название типов профессий по столбцам:
1. “Человек—природа” — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2. “Человек—техника” — все технические профессии;
3. “Человек—человек” — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4. "Человек-знак” - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе музыкальные специальности;
5. “Человек —художественный образ” — все творческие специальности.
Литература:
Журнал «Биология в школе» №1 2004 г.
Журнал «Биология в школе» №1 2003 г.