Система работы по предупреждению ошибок и работы над ошибками
Система работы по предупреждению ошибок и работы над ошибками.
Работа по предупреждению ошибок строится из следующих компонентов:
ежеурочная психологическая установка на запоминание словарных слов;
словарно-орфографическая работа на каждом уроке;
уроки-встречи со словами из словаря, которые обязательны для запоминания в изучаемой теме;
творческие задания со словами их словаря;
обязательное орфографическое проговаривание всего, что пишется на обучающем уроке, чтобы в тетрадях было как меньше ошибок;
карточки для индивидуальной работы «Исправь ошибки»;
включения трудных слов, предложений, которые встретятся на контрольной работе в конце изучения темы, в рабочие уроки;
самостоятельные работы с обязательным условием оставлять пробел, если сомневаешься в написании буквы;
обязательный вопрос перед проверкой домашнего задания: «Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?»;
взаимопроверка;
самопроверка;
диктанты по памяти;
зрительные диктанты.
Работа над ошибками предполагает следующие компоненты:
работа над ошибками в рабочей тетради после каждой проверенной учителем работы;
работа над ошибками в тетрадях для контрольных работ;
учет своих ошибок каждым учеником в словаре ошибок (ведётся с обратной стороны рукописного словаря);
учёт ошибок обучающихся учителем после контрольных и проверочных работ;
работа над типичными ошибками в начале урока;
урок «По следам ошибок»;
индивидуальная работа по именным карточкам, с выписанными ошибками из контрольных работ обучающихся, над которыми они работают в начале урока в таблице (по этой схеме обучающиеся работают с 6 класса, в 5 классе они работают по памятке;
Пишу правильно Объясняю Привожу примеры
учёт практических знаний по темам ведётся учителем, а теоретических с помощью учеников – помощников, которые рассказывают учителю правило, но обязательное условие на «5», поэтому состав «проверяющих» может меняться;
создание банка ошибок (на маленьких листочках пишутся слова, предложения, где были допущены ошибки разными учениками и сдаются в банк (конверт). Отвечающему у доски может быть в качестве дополнительного задания предложено объяснить орфограмму в слове, знак препинания в предложении (из конверта берёт любую карточку).
Остановлюсь на некоторых моментах. Так система словарно–орфографической работы складывается из следующих моментов:
Найти слово в орфографическом словаре.
Вчитаться в него, всмотреться, запомнить графический образ слова (как видится).
Объяснить лексическое слово (по необходимости).
Чётко проговорить (как слышится).
Записать слово на доске, ученики – в рукописных словарях (рукодвигательный образ слова), отмечается ударный слог, подчёркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции.
Объяснение, почему слово пишется так, а не иначе, этимологический анализ.
Подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ
Всегда руководствуюсь правилом, которое гласит: «Запись слова сохраняется на доске в течение всего урока, не забывается новое трудное слово при подведении итогов урока. Затем слово помещается на стенде «Запомни». Слова со стенда на 10-12 уроках звучат и пишутся, включаются в различные упражнения, проверкой станут различные виды диктантов, рассказ или кроссворд из этих слов».
Иногда перед изучением темы можно провести урок-встречу с трудными словами, то есть потрудиться на опережение: появляется ещё одна возможность поработать с трудными словами.
Согласно наблюдению психологов, результаты часто улучшаются, благодаря установке на запоминание: «Сегодня все или почти все напишут без ошибок. Для этого необходимо внимательно посмотреть и запомнить». На уроках стараюсь постоянно использовать такие установки. В своей практике по возможности использую зрительные опоры, построенные на ассоциации, например, рисую круг (буква О), когда надо запомнить слова «орбита», большая букву А на доске «превращается» в палатку, что поможет запомнить само слово, а также слова «шатёр», «павильон». Помощниками становятся рифмованные правила:
А где две Н? Ответ простой.
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет
На раме деревянной. Важной часть уроков русского языка является систематическая работа над ошибками, ведение словарей ошибок (собственных), проведение словарных диктантов «По следам ошибок» (коллективно или в парах). Карточки из сборника работ «Найди ошибку!» (автор Т.В.Шклярова) пользуются у детей особым спросом, потому что дают возможность ребёнку возможность на несколько минут стать учителем и исправлять ошибки у «безграмотного ученика». Особое внимание к детям слабоуспевающим, у которых низкий познавательный уровень. Для них обязательна наглядность при объяснении нового материала, карточки для индивидуальной работы с карточками – информаторами, которые помогут выполнить задание, работа по алгоритму, отдельное домашнее задание, меньшее по объёму и обязательно выполнимое. Работу у доски такие дети выполняют на откидной доске только для учителя, чтобы у ребёнка не было стеснения из-за своей безграмотности, то есть для него тоже должна быть ситуация успеха. Работать над ошибками в таблице они не могут, потому что не узнают орфограмм, поэтому в работе со слабоуспевающими детьми приходится в большей степени опираться на зрительную и слуховую память, рукодвигательную память, но в то же время обязательно для таких детей предусматривать упражнения на развитие познавательных процессов.
Каждый этап урока должен быть продуман, решать конкретную задачу, учитывать особенности познавательных способностей обучающихся. Работа над предупреждением ошибок и работа над ошибками – эта одна из основных ступенек к грамотности обучающихся, о чём мечтает каждый учитель, а значит, в перспективе, успешная сдача детьми единого государственного экзамена по русскому языку.