Аналитическая справка о результатах изучения уровня адаптации обучающихся 10 класса к старшей школе
Аналитическая справка о результатах изучения уровня адаптации
обучающихся 10 класса к старшей школе. Ноябрь 2016 г.
Цель: адаптация десятиклассников в связи с поступлением в 10 класс, изучение уровня социально-психологического климата и учебной деятельности.
Задачи адаптационного период:
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса в адаптации к новым условиям учебной деятельности и межличностной коммуникации с педагогами и одноклассниками;
оптимизация взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, родителей десятиклассников и администрации школы.
Для решения поставленных задач педагогом-психологом школы было проведено:
- изучение уровня мотивации обучения десятиклассников (методика «Методика изучения мотивации учения старшеклассников» О.Ю. Окуневой);
- исследование психологического климата классного коллектива (тест «Индекс сплочённости» Сишора);
- исследование уровня тревожности (тест Спилберга «Уровень тревожности»).
В течение сентября – ноября 2016 года:
- классным руководителем, психологом школы, администрацией школы посещались уроки в 10 классе;
- изучалась работа классного руководителя 10а класса, учителей-предметников;
- осуществлялось психологическое сопровождение обучающихся 10 класса (психологические игры на сплочение ученического коллектива, развитие самосознания и когнитивных процессов «Верёвочный курс» и «Тайный друг», консультации обучающихся по запросу).
Проведенные мероприятия способствовали достижению следующих целей:
выявлению причин, вызывающих затруднения в обучении десятиклассников;
изучению проблем адаптационного периода;
разработке рекомендаций по устранению этих причин.
В исследовании, направленном на изучение уровня адаптации к старшему звену школы приняло участие 17 человек, что составляет 100 % от количества учащихся в 10 классе.
Результаты изучения мотиваци учения старшеклассников с помощью теста «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» следующие:
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для... а) дальнейшей жизни – 28,57 %;
б) поступления в вуз, дальнейшего образования – 52,38 %;
в) моего общего развития, совершенствования – 28,57 %;
г) будущей профессии – 33,33 %;
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни) – 9,52 %.
е) создания карьеры – 0%;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу – 0 %.
2. Я бы не учился, если бы... а) не было школы – 19,05 %;
б) не было необходимости в этом – 33,33 %;
в) не поступление в вуз и будущая жизнь – 28,57 %;
г) не чувствовал, что это надо – 42,86 %;
д) не думал о том, что будет дальше – 28,57 %.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за... а) знания – 28,57 %;
б) успехи в учебе – 23,81 %;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу – 23,81 %;
г) способности и ум – 47,61 %;
д) трудолюбие и работоспособность – 19,05 %;
е) хорошие отметки – 9,52 %.
4. Мне кажется, что цель моей жизни – ... а) получить образование – 14,29 %;
б) создать семью – 14,29 %;
в) сделать карьеру – 23,81 %;
г) развитие и совершенствование – 33,33 %;
д) быть счастливым – 33,33 %;
е) быть полезным – 19,05 %;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества – 14,29 %;
з) пока не определена – 0 %.
5. Моя цель на уроке – ... а) получение информации – 19,05 %;
б) получение знаний – 52,38 %;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше – 52,38 %;
г) выбрать для себя необходимое – 9,52 %; д) внимательно слушать учителя – 9, 52 %;
е) получить хорошую отметку – 9,52 %;
ж) пообщаться с друзьями – 0 %.
6. При планировании своей учебной деятельности я... а) обдумываю ее, вникаю в условия – 61,9 %;
б) сначала отдыхаю – 14,29 %;
в) стараюсь сделать все прилежно – 38,09 %;
г) выполняю самое сложное сначала – 28,57 %;
д) стараюсь сделать ее побыстрей – 9,52 %.
7. Самое интересное на уроке – ... а) обсуждение интересного мне вопроса – 9,52 %;
б) малоизвестные факты – 19,05 %;
в) практика, выполнение заданий – 23,81 %;
г) интересное сообщение учителя – 14,29 %;
д) диалог, обсуждение, дискуссия – 52,38 %;
е) получить отметку «5» - 4,76 %;
ж) общение с друзьями – 0 %.
8. Я изучаю материал добросовестно, если... а) он мне очень интересен – 47,61 %;
б) он мне нужен – 52,38 %;
в) мне нужна хорошая отметка – 23,81 %;
г) стараюсь всегда – 14,29 %;
д) меня заставляют – 4,76 %;
е) у меня хорошее настроение – 9,52 %.
9. Мне нравится делать уроки, когда... а) их мало и они нетрудные – 9,52 %;
б) я знаю, как их делать, и у меня все получается – 52,38 %;
в) они мне потребуются – 19,05 %;
г) они требуют усердия – 14,29 %;
д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий – 19,05 %;
е) у меня есть настроение – 0 %;
ж) материал или задание интересны – 28,57 %;
з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний – 9,52 %.
10. Учиться лучше меня побуждают... а) мысль о будущем – 42,86 %;
б) конкуренция и мысли об аттестате – 19,05 %;
в) совесть, чувство долга – 14,29 %;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе – 57,14 %;
д) ответственность – 14,29 %;
е) родители (друзья) или учителя – 14,29 %.
11. Я более активно работаю на уроках, если... а) ожидаю одобрения окружающих – 4,76 %;
б) мне интересна выполняемая работа – 57,14 %;
в) мне нужна отметка – 23,81 %;
г) хочу больше узнать – 19,05 %;
д) хочу, чтобы меня заметили – 19,05 %;
е) изучаемый материал мне нужен – 38,09 %.
12. Хорошие отметки – это результат... а) моего напряженного труда – 52,38 %;
б) труда учителя – 28,57 %;
в) подготовленности и понимания темы – 42,86 %;
г) везения – 4,76 %;
д) добросовестного отношения к учебе – 9,52 %;
е) таланта или способностей – 14,29 %.
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от... а) настроения и самочувствия – 14,29 %;
б) понимания материала – 57,14 %;
в) везения – 4,76 %;
г) подготовки, прилагаемых усилий – 23,81 %;
д) заинтересованности в хороших отметках – 28,57 %;
е) внимания к объяснению учителя – 14,29 %.
14. Я буду активным на уроке, если... а) хорошо знаю тему и понимаю материал – 71,43 %;
б) смогу справиться – 14,29 %;
в) почти всегда – 14,29 %;
г) не будут ругать за ошибку – 4,76 %;
д) твердо уверен в своих успехах – 38,09 %;
е) довольно часто – 9,52 %.
15. Если какой-либо учебный материал мне непонятен (труден для меня), то я... а) ничего не предпринимаю – 4,76 %;
б) прибегаю к помощи других – 57,14 %;
в) мирюсь с ситуацией – 0 %;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало – 23,81 %;
д) надеюсь, что пойму потом – 19,05 %;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке – 47,61 %.
16. Ошибившись в выполнении задания, я... а) делаю его снова, исправляя ошибки – 4,76 %;
б) теряюсь – 57,14 %;
в) прошу помощи – 0 %;
г) приношу извинения – 23,81 %;
д) продолжаю думать над заданием – 19,05 %;
е) бросаю это задание – 47,61 %.
17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я... а) обращаюсь за помощью – 28,57 %;
б) бросаю его – 4,76 %;
в) думаю и рассуждаю – 57,14 %;
г) не выполняю его, потом списываю – 9,52 %;
д) обращаюсь к учебнику – 47,61 %;
е) огорчаюсь и откладываю его – 4,76 %
18. Мне не нравится выполнять задания, если они... а) требуют большого умственного напряжения – 23,81 %;
б) слишком легкие, не требуют усилий – 0 %;
в) требуют заучивания и выполнения по «шаблону» - 47,61%;
г) не требуют сообразительности (смекалки) – 9,52 %;
д) сложные и большие – 33,33 %;
е) неинтересные, не требуют логического мышления – 38,09 %.Т.о., анализ результатов диагностики структуры учебной мотивации старших школьников выявил, что мотивы учения, лежащие в самой учебной деятельности, актуализируют обучение 52,38 % десятиклассников, вне образовательного процесса в школе активизируют учебную деятельность у 38,09 % десятиклассников; позиционные мотивы доминируют у 16,67 % - на среднем уровне.
Результаты исследования сплочённости обучающихся 10 класса с помощью теста Сишора «Индекс групповой сплочённости» показали наличие 61,9 % обучающихся, отметивших высокий уровень сплочённости, средний уровень – у 9,52 %. Низкий уровень групповой сплочённости обучающихся 10 класса – у 4,76 %. Полученные данные свидетельствуют о наличии сформированного ядра учебной группы и высокого уровня групповой сплочённости исследуемого ученического коллектива. Однако в процессе включённого наблюдения и проведения социально-психологических мероприятий выявлено, что в некоторой степени полученные данные представляют собой идеализацию межличностных отношений в классе и потребность в ощущении сплочённости коллектива.
Анализ результатов обследования с помощью теста Спилберга показал отсутствие низкого уровня личностной тревожности у обучающихся, у 44,44 % обучающихся – умеренный уровень личностной тревожности, у 55, 56 % - высокий уровень. Низкий уровень реактивной тревожности выявлен у 33,33 % обучающихся, умеренный – у 44,44 %, высокий – у 22,23 %.
При этом 44,44 % обучающихся продемонстрировали средний уровень реактивной тревожности, а 55,56 % - высокий, что свидетельствует об эмоциональном напряжении личности десятиклассников 2016 – 2017 учебного года при освоении ими школьной программы. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения с данными учащимися индивидуальных консультаций по оптимизации выявленного показателя.
Наличие высоких показателей реактивной тревожности может вызвать сильные эмоциональные переживания и напряжение в личностно значимой учебной ситуации, ситуации контроля знаний, взаимодействия с педагогами старшей школы или перестройке межличностных отношений с другими учащимися. Таким обучающимся так же необходимо сопровождение педагога-психолога школы в виде индивидуальных консультаций и развивающе-коррекционных занятий с элементами тренинга уверенности в себе.
В целом уровень адаптации обучающихся в 10-м классе в 2016 – 2017 учебном году представлен доминантой среднего уровня (57,14 % обучающихся), на высоком уровне адаптации – 42,86 %, низкого уровня не выявлено.
Рекомендации:
- развитие у десятиклассников: самосознания и уверенности в собственных силах, умения дифференцировать собственные идеальные представления и реальные учебные ситуации;
- прививать понимание того, что для успешного обучения в старшей школе по дисциплинам математического и физико-химического циклов необходимо систематически заучивать формулы и уметь действовать «по шаблону» (применяя эти формулы в соответствии с решаемой учебной задачей), а по дисциплинам естественнонаучного цикла – активно развивать навыки скорочтения и таких операций мышления, как обобщение, классификация, систематизация, анализ, синтез, а так же широкого охвата больших объёмов информации;
- обратить внимание на рациональную организацию учебного и внеучебного времени, при ощущении утомления устраивать не только кратковременный отдых, но и дневной сон длительностью от 20 до 45 минут.