Урок Городецкая роспись с приложением (презентация-конструктор)
Тема урока № ____ «Искусство Городца»
Цели и задачи:
познакомить учащихся с Городецким промыслом, элементами росписи
- учить основам композиционного построения в заданной форме и
приемам работы по росписи
- закрепить навыки работы с кистью , навыки смешивания цветов
- развивать творческие способности учащихся в ходе коллективной деятельности
- воспитывать чувство прекрасного, желание дальнейшего творческого роста
- прививать уважение к традициям прошлого России
Этапы урока
Содержание деятельности
Виды деятельности
1. Оргмомент.
Приветствие. Настрой.
Музыка ( фон)
2. Вступительное слово учителя.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами .
Искусство Городецкой росписи зародилось в Заволжском крае, близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.
Городец – город на берегу Волги в 60 км от Н.Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.
Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой.Отсюда товары развозились по всей России.
Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века в деревнях , расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Хлебаиха. Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома – ставни, двери, ворота.
На предметах быта изображались фантастические цветы, птицы, кони. Со временем появилась и сюжетная роспись: чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи сказок., батальные сцены, навеянные русско-турецкой войной
Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами Городецкой росписи, основами композиции, своеобразием и приемами работы. Выполним практическую работу и увидим результат своей деятельности на нашей интерактивной выставке.
Слайд № 3
Слайд № 5
Слайд № 4
2. Новый материал.
Учитель: Элемент – это составная часть целого изображения. Он может повторяться несколько раз, органично вплетаясь в общую композицию. Основные элементы Городецкой росписи
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы., которые обладают целебной силой. Этими цветами и украшены все предметы. Они могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Посмотрикак изящно решены Городецкие травы, веточки, листья, как сочетаются крупные формы с мелкими. Мастера пишут красками сразу по чистой доске или по фону, нанося мазки без прорисовки контура.
Слайд № 6
2а. Коллективная работа
«Композиция»
Учитель: Сначала выполняется замалевок – цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи.
Проводится совместный анализ схем, рассматриваются варианты расположения крупных и мелких деталей относительно центра и углов.
Учитель: Давайте составим свою композицию в круге и квадрате.
Пользуясь электронной « мозаикой» слайда ,один из учеников под руководством учителя и ребят составляет композицию из кругов в заданных формах. Все детали на экране - в неограниченном количестве. Есть возможность свободно передвигать их по экрану.
Зарисовки выполняются в альбомах.
Слайд № 9
Слайд № 10
Работа в альбоме(зарисовки) и на экране.
2б. Знакомство с растительными элементами росписи.
Учитель:
РОЗАН – стилизованный цветок шиповника или яблони. Замалевок ( основа цветка)изображается большим кругом оттенком красного цвета. В данном случае – розовый.
Учащиеся работают в альбоме, самостоятельно определяя место для розанов в своей композиции .Просушка.. На слайде последовательно появляются детали росписи.
Учитель: Сердцевинка цветка – кружок красного цвета, меньшего размера. Лепестки-дужки выполняются тем же цветом проворачиванием кисти (расположение крест-накрест). Оживка, украшение белого цвета в виде точек, дуг, штрихов, лепестков.
Какие цвета использовали ?
Ученик : Розовый для основы, красный – для середины и лепестков, белый – украшение.
Учитель: Возможно использование других оттенков – малинового, бордового, оранжевого и т.д.
Учитель:
КУПАВКА – стилизованный цветок. В нем используют оттенки синего цвета. Расположение сердцевинки – сбоку, что не влияет на название цветка. Так можно рисовать любое растение.
На примере следующего слайда рассматривается последовательность рисования КУПАВКИ, после чего учащиеся самостоятельно дополняют цветочную композицию.
Красок действительно немного: красная, синяя, зеленая ( для листьев), немного желтой, черная и белая для оживки. А какие волшебные узоры получаютсяВсе дело в том, какие краски рядом положить: розовый и красный, синий и голубой, здесь же белая оживка. Все это и создает гармонию цвета.
Слайд № 7
( по щелчку мыши на слайде добавляются необходимые детали, создается эффект мультфильма)
3. Самостоятельная работа
Учитель: Дополните свой узор веточками и листочками по образцу.
Дети рассматривают образцы росписи на готовых изделиях и плакатах, находящихся в классе. Заканчивают рисунок в альбоме.
4. Подведение итогов
( для первого часа работы)
Учитель : Покажите , пожалуйста, свои свои работы друг-другу ( по рядам) и мне.
- Понравился ли вам наша мастерская
- Что нового вы сегодня узнали на уроке, чему научились во время занятия
- Как вы сможете использовать приемы городецкой росписи в дальнейшем, пригодятся ли вам полученные сегодня знания
Фиксация результатов работы на цифровой фотоаппарат. Вставка в слайд-материал виртуальной выставки творческих работ. Показ итогового слайда учащимся. Индивидуальная оценка рисунков.
Рефлексия.
Тема урока № ____ «Искусство Городца» ( 2 час)
Цели и задачи:
- продолжить знакомство с элементами росписи
- учить выполнять сложные составные элементы росписи
- закрепить навыки композиционного построения в заданной форме и
приемы работы по росписи
- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоя
тельной работы
- воспитывать чувство прекрасного, желание дальнейшего творческого роста
- прививать уважение к традициям прошлого России
5.1.Новый материал
Учитель: Продолжим знакомство с основными элементами Городецкой росписи.
Не только растительные образы прсутствуют в искусстве Городца.
Птицы – гонцы весны. В сказках птицы - символ радости и счастья. Сказочные герои искали жар-птицу. В песнях златоглавую певунью сравнивали с зарей.
Познакомимся с последовательностью рисования Городецкой кукушки. Этот элемент имеет более сложное построение, поэтому требует предварительной прорисовки :
- «капля и дуги» - туловище птицы
- хвост-«рыбка»
- украшения – перья
- оживка в виде точек и капелек
Основные цвета: черный, серый, белый, синий.
Слайд№
Слайд №
5.2. Самостоятельная работа
Учитель: Выполните на листе несколько зарисовок Городецких птиц, используя образцы плакатов и разную цветовую гамму.
Учащиеся выполняют зарисовки 2-3 разных птиц по образцу в альбоме ( левый разворот), при этом самостоятельно подбирают необходимые цвета.
5.3. Новый материал.
Учитель: Пришло время обратить свой взор на символ силы и выносливости. Конь - незаменимый помощник в хозяйстве и верный друг в бою.
Слайд №
Рассматривается последовательность выполнения сложного составного элемента, аналогично предыдущему материалу в альбоме ( левый разворот). В этом случае украшения не рисуются для экономии времени.
5.4. Закрепление навыков, самостоятельная творческая работа.
Учитель:
- Какой из сложных элементов вам понравился больше, почему
- Какие цвета использовали при рисовании
- Каких птиц вы еще изобразили
Выберите один из главных элементов, подберите форму для будущей композиции. Распишите подготовленную форму по мотивам городецкой росписи. Для нарядности ваших изделий используйте различные украшения: оживку, бордюры, канву, рамочки и т.д.
Учащиеся работают самостоятельно, используя домашние заготовки под роспись.
Слайд №
5.5. Подведение итогов.
Все на Ярмарку ! Купцы-продавцы покажите свой товар лицом
Всем спасибо за работу , за усердие, за красоту за сказку наяву.
Дети рекламируют свое изделие в стиле ярморочной торговли, учитель анализирует результат труда и «платит» оценкой. Все работы попадают на ВЕРНИСАЖ и фотографируются.
15