Тренинговое занятие Скажем НЕТ! вредным привычкам вместе!
ГБПОУ РК «Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания»
РАЗРАБОТКА
тренингового занятия « Скажем «НЕТ!»
вредным привычкам вместе»
916571-1920
Подготовила и провела педагог-психолог
Муравская Ольга Алексеевна
Тренинговое занятие «Скажем «НЕТ!!!» вредным привычкам вместе»
Участники занятия: студенты групп №№ 15 и 18.
Цели занятия:
Рассказать о последствиях вредных привычек на организм человека.
Прививать привычки здорового образа жизни и стремление к личностному росту и саморазвитию.
Воспитывать ответственное и бережное отношение к своему здоровью и здоровью нации.
Научить вырабатывать в себе твердую отрицательную позицию по отношению к личным негативным проявлениям в обществе.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, слайды, карточки-задания.
Ход занятия:
Приветствие участников занятия и гостей.
Объявление целей занятия.
Основная часть.
Упражнение «Ассоциации по алфавиту»
Пояснение. Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит подростков концентрироваться и быстро реагировать. Группа сидит в кругу. Для этого упражнения необходим мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка, например). Ведущий на равне с группой может принимать участие в упражнении.
Инструкция. «Сейчас я назову вам какое-нибудь слово на букву «А» и брошу кому-нибудь этот мячик. Этот человек должен назвать свою ассоциацию, которая возникает у него на это слово, но с одним условием: ассоциация должна быть на букву «Б». Далее он бросает этот мячик другому, и тот человек уже должен предложить ассоциации на его слово, но на букву «В». И так далее - по алфавиту.
Например, Арбуз – Большой (это ассоциация на слово «арбуз» на букву «Б») – Великан (это ассоциация на слово «большой» на букву «В») и т.д.Проводим это упражнение 2 раза. Сначала любое слово на букву «А», а во время 2-го захода слово «Алкоголь» (работа с ассоциациями по вредным привычкам). После первой попытки попросите ребят выполнить это упражнение еще раз, но быстрее. Не разрешайте вслух произносить алфавит. Буквы Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.
Анализ упражнения:
- Сложно ли было выполнять это упражнение?
Иногда жизненные ситуации требуют от нас предельной концентрации внимания и сосредоточенности, так как речь может идти о нашей безопасности и здоровье. - Можете привести примеры таких ситуаций?
Теория. Просмотр видеоурока «Вредные привычки».
Так что же такое вредные привычки?
Почему они появляются у молодежи?
Какие вредные привычки есть у студентов нашего техникума?
Как наши студенты относятся к замечаниям в адрес их вредных привычек?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Пояснение. В этом упражнении участники готовят и разыгрывают сценки малыми группами (присутствующие разделяются на четыре команды). Каждая подгруппа получает задание – разыграть конфликт между ценностями в различных возрастных группах (подростки – взрослые).
Инструкция. Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание.
Ваша задача придумать и разыграть конкретную сценку о том, как проявляется конфликт ценностей взрослых и подростков. На обдумывание сценки вам дается 5 минут, на подготовку сценки 7 минут, а на ее проигрывание – 3 минуты.
Карточки для подгрупп:
Ситуация 1
Отец хочет, чтобы сын уделял больше внимания учебе, т.к. в следующем году ему поступать в вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2
Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается
«сексуально» и пользуется косметикой.
Ситуация 3
Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы.
Ситуация 4
Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
Анализ упражнения: обсуждение проводится после показа каждой сценки последующим вопросам.
Вопрос подгруппе, которая смотрела сценку:
- Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
- А какая – в основе поведения подростков?
- В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?
Вопрос подгруппе, которая показывала сценку:
- Что вы хотели показать этой сценкой?
- Согласны ли вы с мнениями «зрителей»?
- Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?
Вопрос ко всем:
- Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
- Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности подростков и взрослых?
Упражнение «Дерево проблем»
Цель: показать, что причины приобщения к наркотикам могут быть разными, а последствия – одинаково тяжелыми.
Пояснение. Участники делятся на две группы. Участники одной из групп в течение 3-х минут должны записать на листе как можно больше причин, почему люди обращаются к вредным привычкам. Участники другой – как можно больше последствий. На ватмане заготовка – рисунок корней и кроны дерева. После того как закончится время, участники подгруппы «причины» назвать и корнях дерева записать причины, которые они выделили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия вредных привычек.
Анализ упражнения. Проанализировать, как любая вредная привычка негативно влияет на человека.
3.5. Правила сопротивления уговорам.
1. Сразу встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте уважительных причин (если вы вступаете в дискуссию, пытаясь аргументировать свой отказ, вас легче сбить с толку, особенно если на вас пытаются давить малознакомые люди);
2. Отказ начинайте со слова «НЕТ»;
3. Повторяйте свое «НЕТ» вновь и вновь без объявления причин и без оправданий: «Нет! Это мое решение. Я не должен вам объяснять, почему НЕТ»;
4. Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа;
5. При усилении давления откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»;
6. Если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место.
4. Подведение итогов.
Вместе бороться с любой проблемой всегда легче. Поэтому помогайте друг другу бороться с вредными привычками.
И здоровья вам всем!!