Классный час. Вредным привычкам — нет!
Классный час в 6 классе на тему:
Вредным привычкам – нет!
Составила социальный педагог МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ Ашихмина Вера Геннадьевна
Цели:
Раскрыть проблемы, связанные с отрицательным воздействием курения на организм человека;
Развивать умение критически мыслить, формировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
Помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека; создать условия для самостоятельного выбора «курить или не курить?»
Оборудование:
Таблица о вреде курения «Курить – здоровью вредить!», «Курить себя губить!».
Таблички с надписями «Воля», «Разум», «Любопытство».
Листы бумаги, ручки, мел, скотч.
Подготовка к классному часу.
Класс предварительно делится на несколько групп (можно по желанию учащихся). Каждая группа готовит определенный вопрос темя, отбирает материал для короткого доклада.
Учитель. Ребята, сегодня речь пойдет о курении и его пагубном влиянии на организм курильщика. Какие ассоциации возникают у вас при слове «курение»?
Высказывания ребят записываются на доске: «сигарета», «табак», «болезни», «никотин» и т.д.
Учитель. А как выглядит заядлый курильщик? Давайте опишем его портрет.
Высказывания ребят. У курящих плохая память. Такие дети медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнит нагрузку, задыхаются. Они нервные и обидчивые, часто лезут в драку, неприятны, плохо учатся.
Учитель. Кто знает, сколько вредных веществ содержится в табаке? (трудно себе представить – почти 1200!)
Учитель. А кто сможет перечислить хотя бы некоторые? (никотин, табачный деготь, сенильная кислота, угарный газ, аммиак, сероводород, муравьиная кислота, радиоактивный элемент полоний – 210 и др.)
Учитель. Каким заболевания способствует курение?
Дети называют, а учитель записывает на доске.
Учитель. А теперь данные статистики. Каждый пятый подросток в возрасте от 13 до 17 лет уже заядлый курильщик. Никотин – вещество, входящее в состав табака. Это очень сильный нервный яд. Смертельная его доза для человека составляет 0,01 – 008 грамма.
Рак легких в подавляющем большинстве случаев обнаруживается именно у курильщиков.
В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка, на 20% чаще раком легких, чем в семьях, в которых не курят. Ежегодно фиксируется до 1 миллиона случаев бронхиальной астмы у детей, родители которых курят.
Длительно и много курящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 – язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.
Ученые установили, что сломанные конечности у курильщиков срастаются медленнее и тяжелее, чем у некурящих, так как никотин способствует сужению кровеносных сосудов в результате чего сокращается кровоток вокруг сломанной кости.
Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета уносит 6 до 10 минут его жизни.
Венгерские ученые установили, что процесс старения организма курящего человека среднего возраста ускоряется в 2,5 раза.
Учитель. Что же заставляет людей курить, если они знают, что это ни к чему хорошему не приведет? (Желание попробовать, боязнь быть отвергнутым в компании, курение якобы успокаивает, снимает стресс и т.д.)
Учитель. Нашим поведением движет любопытство, воля или разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения за или против чего – либо, в том числе курения или не курения. Но для того чтобы принять какое - то решение, нужно собрать определенную информацию об объекте, в отношение которого решение принимается, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. При этом человеком движут, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум который позволяет критически оценить ситуацию, взвесить за и против, с третьей стороны – воля, которая ответственна за принятие решения.
Я приглашаю трех человек. Один - Любопытство, второй – Воля, третий – Разум (Каждому скотчем прикрепляются таблички.) Задача Воли – внимательно выслушать все аргументы, которые приводят Любопытство и Разум, и в конце принять решение: начинать курить или нет. Все остальные ребята могут принять сторону Любопытства или Разума, аргументировав свое решение.
Учитель. Кто был более убедительным: Разум или Воля? На что опиралось Любопытство, когда выдвигало свои аргументы? Какие контраргументы предлагал искать Разум?
Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что курение – опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство питается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что курить - это модно, это приятно, да и бросить можно в любую минуту.
Сделаем вывод: значит и сигаретный дым опасен для здоровья не только курящих, но и дышащих этим дымом. Вот почему надо стараться не находиться в помещении, где курят, быстрее проветрить такое помещение. Попробуем развенчать известные мифы о курении.
Миф 1.
Курение помогает расслабиться.
Реальность.
Курение переключает внимание на хорошо знакомые действия. В кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость достижения победы, но реальная проблема остается.
Миф 2.
Проще войти в компанию, завязать разговор.
Реальность.
Кто говорил, что человек не войдет в компанию, если не курит? Возможно вы действительно приобретаете ключик который позволяет стать членом компании, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие лжеключики, например алкоголь…
Миф 3.
Курение – не зависимость: брошу, если захочу.
Реальность.
Зачем же выпускают пластыри против курения, жвачки? Почему появились врачи, помогающие бросить курить?
Миф 4.
Тот, кто курит, - взрослый.
Реальность.
И вправду, курение для детей и подростков – это уж слишком жестокий способ расправы со своим здоровьем.
Миф 5.
Курение не приносит большого вреда. У многих родители курят – и ничего.
Реальность.
Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
Каждая группа на листе бумаги пишет свои аргументы за и против курения, разделив лист бумаги пополам (можно сопровождать рисунками). Работе выделено 5 – 7 минут. По окончании работы ученики представляют всему классу свои аргументы.
Учитель. А теперь «рекламная пауза».
Частушки.
Коля, Коля не кури:
Вредно для здоровья!
Лучше пей ты каждый день
Молоко коровье.
Говорили, говорили,
Чтоб мальчишки не курили.
А Андрюшка за углом
Подавился табаком.
Каждый день у нас Денис
Курит по полпачки
Лучше ел бы мальчик наш
Леденцы на палочке.
Никотином травим всех,
Тех, кто с нами рядом.
Чтобы не было беды,
Курить бросить надо.
Учитель. Что нового вы сегодня узнали? Какая информация о табакокурении вас удивила? Что было сложным, трудным? Итог: ответственность за состояние своего здоровья несет сам человек. Только ему решать, быть здоровым или быть больным. Решайте сами, какой выбор сделать: курить или не курить.
Литература:
Галияхметов Р.Р. и др. Мифы о курении // Первое сентября №5 2005 г.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5 – 11 классы.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5 – 11 классы.
Профилактика злоупотребление психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ Л.М.Шипицыной : Образование – Культура