Конспект урока по русскому языку на тему Грамматические признаки глагола.Форма числа и времени (3 класс)
Ход урока
Ход урока
Деятельность учащихся
I.
II.
III.
III.
Оргмомент.
Запись числа с комментированием.
Постановка учебных задач
Определение темы урока.
У: -Развернитесь к друг другу и объединитесь в группы.
(Учитель раздаёт карточки с заданием по количеству групп)
Карточка: б_леет, г_л_дает, п_сал, гуляют, _леет.
-Сколько орфограмм пропущено? Какие?
- Что можете сказать о написанных словах?
-Что можете рассказать о глаголе?
- Найдите лишнее слово. Почему?
Работа в группах.
У: – Какая группа уже готова?
Обсуждение.
-Сколько орфограмм пропущено? Какие? (одна орфограмма. Безударный гласный)
Вставить буквы на доске.
- Что можете сказать об этих словах? (глаголы)
-Что можете рассказать о глаголе?
- Какое слово лишнее. Почему?
Д: -Гуляют- лишнее, т.к. глагол множественного числа, остальные единственного.
- окончание -ЮТ, а в остальных -ЕТ.
- ПИСАЛ - - лишнее, т.к. действие свершилось в прошлом.
У: - Чем будем заниматься на уроке? Определите тему урока.
Д: - Продолжать говорить о глаголе, о его грамматических признаках: числе и времени. (Если не сформулируют, то вернуться в конце урока.)
Работа над темой урока.
Совместное исследование проблемы.
У: - упр.233. Прочитайте стихотворение Михаила Пляцковского.
Сказки гуляют (по)свету,
Ночь запрягают (в)карету.
Сказки живут (на)полянах,
Бродят (на)зорьке (в)туманах.
А принц Белоснежку (по)любит,
А жадность Кащея (по)губит
Пусть Зло (на)проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро.
- Какую орфографическую задачу надо решить?
Д: - Определить где предлог и где приставка.
У: - Как будем делать?
- Запишите стихотворение по законам письменной речи?
Работа в парах.
У: - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте написание.
- Были ли ошибки? Почему?
Д: - Не знают правила. Не умеют различать приставку и предлог.
У: - Читаем задание под буквой б)
- Что надо сделать?
Д: - Подчеркнуть основы в первом четверостишии. Указать грамматические признаки подлежащего и сказуемого.
У: - Работаем.
У: - Проверяем. Назовите основы предложений и грамматические признаки.
Д: - СКАЗКИ – сущ., нариц., неод., мн. ч., подлежащее.
- ГУЛЯЮТ – гл., мн.ч., сказуемое.
- ЗАПРЯГАЮТ- гл., мн.ч., сказуемое.
- ЖИВУТ- гл., мн.ч., сказуемое.
- БРОДЯТ - гл., мн.ч., сказуемое.
У: - Подтвердите примерами из этого текста, что у глагола может быть форма числа
Д: - гуляют, полюбит, запрягают, погубит.
Вывод:
У: - С какой грамматической формой глагола мы работали?
Д: - С формой числа.
У: - Читаем задание под буквой в) и выполняем.
- Кто может совершать эти действия?
Д: - Люди, животные.
У: - Определите прямое значение этих глаголов?
У: упр. 234
У: - Какие глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящий момент? Докажите.
Д: - Глаголы, которые отвечают на вопросы что делают? что делает? гуляют, запрягают, живут, бродят, побеждает.
У: - Докажите.
Д: - надо поставить вопрос.
У: - Какие глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем ? Докажите.
Д: - что сделает? Полюбит, погубит.
У: - читаем правило на стр.140-141 (времена глаголов)
У: - Что из этой информации надо знать хорошо.
Д: - Надо знать хорошо название времени, на какой вопрос отвечает.
У: - А как доказать, что это глагол настоящего времени?
Д: - Задать вопрос.
Итог урока
Рефлексия
У: - Что нового узнали на уроке?
Д: - глагол имеет грамматические признаки: форму числа, времени.
На доске
Грамматические признаки глагола
единственное
Число:
множественное
настоящее (что делаю? что делаем?)
Время: прошедшее (что делали? что сделали?)
будущее (что сделаем? что будут делать?)
Активное общение ученик-ученик
Определение детьми темы урока.
Совместная постановка учебной задачи
Коллективный диалог
Коллективный диалог. Учитель направляет.
.
Активное общение.
Самостоятельные выводы.
Коллективный поиск окончательного ответа.
Отстаивание своей точки зрения.
Наглядно-демонстрационное сопровождение