Урок – устный журнал по русскому языку. Имя существительное и его грамматические особенности (4 класс)
устный журнал по русскому языку
4 класс
Разработала: учитель І категории
Мазурова А.Н.
Тема: Имя существительное и его грамматические особенности.
Цель: а) повторить и углубить знания об имени существительном;
б) формировать умения различать имена существительные среди других
частей речи;
в) совершенствовать умения определять род, число, падеж, склонение имен
существительных;
г) повторить состав слова, разбор предложений по членам и частям речи;
д) развивать внимание, устную и письменную речь;
е) воспитывать желание следить за своим здоровьем.
Оборудование: страницы журнала «Здоровье», конверты со словами, карточки для групповой и парной работы, календари.
Ход урока:
I1.Организация класса, создание эмоционального фона.
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь.
- Подумайте о чем-то хорошем, приятном. Давайте в таком же прекрасном настроении и проведем сегодняшний урок.
- А каков же девиз нашего урока?
Прозвенел звонок веселый
Пригласил нас на урок.
Будем в знаньях состязаться,
Все стараясь сделать в срок.
2. Каллиграфическая минутка:
- Урок наш будет необычным потому, что сегодня мы станем читателями полезного журнала. Отгадайте его название:
Зд вье (прописать)
- Вставьте известное буквосочетание, чтобы получилось слово, пропишите его.
Здоровье
- К какой части речи относится слово «здоровье»?
- Почему для человека так важно быть здоровым? ( Потому что если человек здоров, то у него хорошее настроение, ничего не болит, крепкий сон, хороший аппетит, правильная осанка, аккуратный внешний вид.)
II Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы закрепим все, что знаем об имени существительном, поговорим о нашем здоровье, а также будем развивать свое внимание и сообразительность.
ІІІ Повторение и закреплениеи изученного:
Игра «Грамотеи»:
Ученики передают друг другу «совенка» и называют все, что они знают об имени существительном.
- Отвечает на вопросы кто? что?
- Могут быть одушевленными и неодушевленными.
- Делятся на собственные и нарицательные.
- Употребляются в единственном и множественном числе.
- Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
- Изменяются по падежам.
- Имеют три склонения.
- Имеют начальную форму.
- В предложении бывают подлежащим или второстепенным членом
Групповая работа.
- Открываем следующую страничку журнала. Она называется «Чистюлька».
- Как вы думаете, о чем вы узнаете, прочитав эту страничку? (О правилах личной гигиены)
- Что относится к личной гигиене?( уход за телом, волосами, зубами)
- «Чистюлька» предлагает вам разделиться на группы и выполнить такое
задание: каждая группа получает набор разбросанных слов, их необходимо собрать в предложение и объяснить смысл получившихся выражений.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Грязные руки угрожают бедой.
Нет в мире лучшей одежды, чем свежесть тела.
В здоровом теле – здоровый дух.
- Назовите сущ-е в Т.п., 3 склонения, 2 склонения, П.п. ед.ч., Р.п. ед.ч.
- Молодцы, дети, вы достойны быть чистюльками.
3. Работа в парах.
- А вот и страничка «Вкусняшка». Она приглашает нас на вкусный обед.
Всегда ли вкусный обед будет полезным для нашего здоровья?
- Какие продукты питания нужно употреблять в пищу, чтобы быть сильными, здоровыми и красивыми?( овощи, фрукты )
- Ответом на этот вопрос будет выполнение следующего задания:
Записать предложения, дополняя их по смыслу именами существительными:
Чувство .. напоминает нам о том, что время подкрепиться.
Еда необходима.. для жизни, как и всему живому.
Но нужно расти и быть здоровыми.
Поэтому важно кушать не все подряд, а полезные..
Полезны для здоровья , , , ..
Вредны для здоровья ., , ,
Слова для справок: голод, дети, фрукты, организм, молоко, овощи, продукты, конфеты, мороженое, каши, сухарики, рыба, творог, газированная вода, человек.
- Зачитайте предложения с однородными членами; именами существительными в единственном; во множественном числе.
4. Работа с учебником.
а) Словарная работа: календарь
- Что такое «календарь»?
- Какие бывают календари? (сообщения детей)
б) выполнение упражнения 282 (самостоятельно в тетради)
в) фронтальная проверка упражнения.
5. Беседа:
- Какое растение вы видите на картинке учебника? (калину)
- Что вы о ней знаете? (Калина – не только символ Украины, но и лекарственное растение, содержащее множество витаминов.)
- Выписать из учебника, при каких заболеваниях помогает калина.
- Разобрать предложения по членам.
- Какие вы знаете еще лекарственные растения, помогающие вылечить простуду?
6. Итог урока. Д/з: написать сочинение на тему «Что я делаю для того, чтобы быть здоровым?»
15