Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.


Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.Развивающая: развитие логического мышления.Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах).  На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв.  Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь.
Учитель:  Все слова вам понятны?
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.
Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?
Дети: По второму.
Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд с выделенными прилагательными)
  Учитель: К какой части речи  относятся выделенные слова?
Дети: К прилагательному
Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным,  выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
 Дети: Имя прилагательное.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.
Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное
среди других частей речи,  учиться правильно применять эту часть речи.
Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать?
Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное».
 Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Дети: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.
Учитель: Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.
-Молодцы, ребята!
Учитель: Посмотрите, ребята на экран.  Выполните следующее задание:
Вставьте окончания в имена прилагательные.
Глух.., ритмичн..  стук, лесн...  царь, лесн... птица, длинн... клюв, голуб... небоЯркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.
-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?
Дети: Нет
Учитель: А почему?
Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.
Учитель: Какой это признак прилагательного?
Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются  с существительными в роде, числе и ещё в  падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.
Учитель:  Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
 Дети: Является определением.
Учитель: Правильно, определением, но ещё  может быть и сказуемым.  Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.
- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Он лечит больные деревья.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). 
(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к  в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.
-Молодец, все правильно.
А теперь настал момент физминутки.
Массаж рук.
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни.Хочешь эдак, хочешь так –Не обидятся никак.
Игра «Найди лишнего».
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным. Веселый,  глупый,  фиолетовый,  птичка,  ловкий,  бегают,  летают, умный,  разноцветные,  мальчики,  девочки,  играют,  радостные.Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок. 
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.
С. Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным?  Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что  озеро  похоже  на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?  
Дети: Да!
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
 Дети: Использование эпитетов.
Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.
(Групповая работа.  Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже.)Образец: 1 команда.
1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Образец: 2 команда.
1.Наступило  (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.
2.Наступило жаркое, знойное  лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.
Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий,  солнечный.
Образец: 3 команда.
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.
Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.
Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.
(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
Учитель: Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными  (2-3 предложения).
(Работы зачитываются учениками с места.)
Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать  как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют  свои работы- рисунки.)
(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)
Рефлексия:
Учитель: Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте  повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.
-Для этого давайте закончим данную  схему.
Имя прилагательное
                                                                                         
                         
        
Дети: Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?,  изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или  сказуемым.
Учитель: Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом ,думаю, поможет эта схема.
Учитель: Спасибо за урок !Выставление оценок.
Домашнее задание на выбор:
1)Составить текст описание используя прилагательные.
     2) сочините четверостишие, используя эпитеты.