Конспект урока по литературному чтению на тему Э. Успенский Чебурашка (2 класс)


Конспект урока. Литературное чтение.
Учитель начальных классов: Демидова Мария Александровна
г.Норильск МБОУ «СШ №1»Тема: Э.Н.Успенский «Чебурашка»
Цели урока:
Познавательный аспект:
формирование общеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
формирование практических действий с учебным материалом.
Развивающий аспект:
развитие речи учащихся;
формирование действий контроля и самооценки;
развитие умения высказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
Воспитательный аспект:
воспитание внимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;
коммуникативный аспект: создать условия для сотрудничества в группе.
Задачи:
выработать умение – способ осознанного чтения;
формировать умение видеть заголовок и понимать его роль;
формировать элементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.
ХОД УРОКА
Слайд 1.
1.Орг. момент. (1 мин)
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, к нам пришли замечательные гости. И мы с вами, как вежливые и гостеприимные хозяева должны поздороваться. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь. Молодцы. Присаживайтесь.
Придумано кем-тоПросто и мудроПри встрече здороваться:- Доброе утро!Доброе утро!Солнцу и птицам!- Доброе утро!Улыбчивым лицам!И каждый становитсяДобрым, доверчивымДоброе утро длитсяДо вечера…
Я вам желаю, чтобы ваше хорошее настроение оставалось таким же до самого вечера.
2. Актуализация и мотивация (2 мин)
Слайд 2. На слайде пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Объясните смысл пословицы.
Слайд 3. Какие задачи мы ставим перед собой на уроке?
(Учиться читать быстро, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать свое мнение, слушать других, развивать память, речь, мышление).Слайд 4. Наш девиз на уроке чтения…
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать!
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.
3.Целеполагание (2 мин)
Задачи на уроке поставлены, теперь нам необходимо определить тему урока. Тема: (появляется на доске)
А работать мы будем в группах. Первая группа называется Биографы. Биографы – это учёные, которые изучают историю жизни разных людей.
Этой группе необходимо определить писателя, с которым мы сегодня познакомимся. На парте в конверте под номером 1 ваше задание. Прочитайте и выполните его.
– Группа №2 «Исследователи». Ваша задача разобраться с заголовком произведения. Так же в конверте под номером 1 ваше задание.
- Группа №3 «Искусствоведы». Вы определяете главного героя. Берете конверт под номером 1.
4.Работа по теме урока (6 мин)
Слайд 5. Выступление «Биографов»
-С каким писателем мы сегодня познакомимся? Это Эдуард Успенский
(уч-ся выходит и крепит портрет на доску)
– Расскажите, какие действия вы выполнили, чтобы выбрать портрет писателя. (Прочитали биографию, подобрали подходящий портрет)
Вывешивается портрет Успенского и запить в теме Успенский.
–Какой можно сделать вывод? (С заданием справились)
А теперь остальные тоже послушают биографию Успенского.
Слайд 6. Выступление «Исследователей»
-Как работали вы? (прочитали задание, расшифровали слово при помощи ключа.) «Чебурашка»
- Какой у вас возникает вопрос? ( Кто такой Чебурашка?)
Вывешивается заголовок и вопрос. На этот вопрос постараются ответить искусствоведы.
Слайд 7. Выступление «Искусствоведы»
- Как работали вы? (прочитали описание героя и выбрали картинку)
- Что помогло вам определиться? Прочитайте описание Чебурашки. Чебурашку – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
Вывешивается портрет Чебурашки.
Заходит гость – Чебурашка. (2 мин)
Прохожу я мимо Вас
Как же грустно мне сейчас.
Я хочу друзей найти
Может с Вами по пути?
- Ребята пригласим Чебурашку к нам в гости? (Да) Мы обязательно станем твоими друзьями. Но для начала ребятам нужно очень хорошо потрудится на уроке.
-Я не с пустыми руками пришел, я принес подарки в этой коробке. Я посижу, посмотрю, как ребята занимаются, и в конце урока вручу свои подарки.
5.Чтение отрывка из повести-сказки. (10 мин)
Сначала прослушаем аудиозапись сказки, а потом продолжим читать сами.
Слайд 8.
Продолжает на странице 140 читать Тимофей. Дальше стр 141 Ваня.
А вот что произошло с Чебурашкой дальше и чем закончилось на покажут ваши друзья из 2 «А» класса.
Слайд 9.
6.Физминутка.(1 мин) Слайд 10. (11,12,13,14,15,16 – автоматически)
7. Работа по тексту сказки. (10 мин)
-А сейчас вы становитесь «Литературоведами» Слайд 17.
Работать вы будете в парах. У вас на партах лежат конверты под цифрой 2. В каждом конверте вопрос по сказке, которую мы прочитали.
Ответы учащихся на вопросы по содержанию повести-сказки.
Слайд 18. 1. Где жил Чебурашка?
Слайд 19. 2. Что ел на завтрак Чебурашка? Сколько?
Слайд 20. 3. Как Чебурашка попал на корабль?
Слайд 21. 4. Где оказались ящики после долгого плавания?
Слайд 22. 5. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле? Кто назвал его Чебурашкой?
Слайд 23. 6. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
Слайд 24. 7. Где стал работать Чебурашка?
Слайд 25. 8. Где стал жить Чебурашка?
Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н.Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)Какое слово осталось спрятанным на доске. Дружба.
Я предлагаю Вам собрать пословицы о дружбе, для этого мы сейчас поработаем в парах. У вас на партах в конвертах есть части пословиц, соберите их.
Слайд 26. 1. Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Слайд 27. 2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Слайд 28. 3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слайд 29. 4. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Слайд 30. 5. Человек без друга – что земля без воды.
Слайд 31. 6. Все за одного, один за всех.
Слайд 32. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.
Слайд 33. 8. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
8. Рассказ об Олимпийских играх. (3 мин)
Слайд 34. Посмотрите на слайд, что необычного заметили в этом Чебурашке? (В спортивной форме).
А почему он в спортивной форме нам расскажут семья Михиных.
Слайд 35, слайд 36, слайд37.
К этому уроку ребята подготовили синквейны. А что у них получилось, и что такое синквейн они нас сейчас и расскажут.
Слайд 38, слайд 39.
А теперь я предлагаю родителям перевоплотиться в то время, когда учились они и стать на мгновение учащимися. Родители присаживаются за парты, а ребята на места родителей. Ваша задача попробовать создать синквейн. Правила на доске, а тему дав вам я. 1 группа – ЧЕБУРАШКА, 2 группа – СЕМЬЯ, 3 группа – ШКОЛА.
9. Итог урока. (1 мин)
-С каким писателем вы познакомились сегодня на уроке? (Эдуард Николаевич Успенский)
- Какова была тема нашего урока? (мы изучали сказку «Чебурашка»)
- Вам понравился главный герой?
- Вы хотели бы иметь такого друга? Почему? (он добрый и весёлый)
10. Рефлексия. (5 мин)
Чебурашка, иди к нам. Мы все хотим стать твоими друзьями. А для этого я предлагаю ребятам тоже стать Чебурашками. Одевайте свои ушки.
А сейчас мы проверим, кто же был самым внимательным на уроке.
Какое самое любимое лакомство Чебурашки? (Апельсины). Молодцы.
Раз мы тоже стали Чебурашками, то возьмите на партах третий конверт. На доске корзина.
Если вы все поняли на уроке и можете пересказать другому, то в гостинец нашему новому другу Чебурашке положите в корзину самый спелый апельсин оранжевого цвета, если что то осталось не понятным, то желтый апельсин, а если совсем ничего не понятно, то зеленый апельсин.
- Я очень рад, что у меня теперь так много друзей. И я хочу вам подарить раскраску и апельсин. Уж очень они вкусные.
Слайд 40, 41, 42,43,44,45,46,47. Поют песни, листаются рисунки учащихся автоматически.
11.Домашнее задание.
Слайд 41. Составить рассказ о характере главного героя. Нарисовать портрет главного героя.
Слайд 42. Спасибо за внимание.