КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР


«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»
Крупская Евгения Алексеевна
Студент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
г. Тула
Память является одним из важнейших психических процессов. Именно она хранит и частично перерабатывает информацию, которая поступает из внешнего мира, и от нашего сознания. Также как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, при чем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом. Память это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновления в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на вас впечатление.
Коррекционная работа с младшими школьниками имеющими задержку психического развития должна строиться с учетом неоднородности данного контингента детей. Необходимо учитывать форму и степень тяжести задержки психического развития. Процесс коррекции должен проходить в контексте деятельности, доступной ребенку (игровая, учебная и пр.).
Целью коррекционно-развивающей программы выступило развитие и коррекция памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Организация работы, направленной на обучение способам запоминания.
2. Коррекция некоторых сторон памяти отдельных учащихся.
3. Организация работы, направленной на повышение качества воспроизведения информации.
Таблица 1
Тематический план занятий коррекционно-развивающей программы по развитию и коррекции памяти у младших школьников с ЗПР
№ Тема Цель Содержание
1 Введение в игровой сюжет. Мотивация к последующей деятельности. Развитие непроизвольной зрительной памяти. Развитие долговременной слуховой памяти. «Зарядка для путешественников»;
«Каким цветом был костюм Скруджа?»;
«Девиз Юных путешественников!»;
«Готовность Юных путешественников».
2 Запоминание аудио информации. Припоминание. Долговременная память. Развитие процесса запоминания аудио информации и внимания. Развитие процесса припоминания. Развитие долговременной памяти. Развитие логического мышления. «Где Скрудж?»;
«Эрудит»;
«Расшифруй предмет»;
«Что вы из этого возьмете?»;
«Что мы уже купили? Что осталось?»;
«Мы команда!»
3 Процесс запоминания и воспроизведения зрительной и аудио информации. Развитие слуховой кратковременной памяти и внимания. Развитие зрительной памяти. «Первый цветок»;
«Второй цветок»;
«Третий цветок»;
«Наша карта».
4 Зрительное и слуховое запоминание – и графическое воспроизведение. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие логического запоминания. «Запомни и нарисуй»;
«Запомни числа»;
«Узнай голоса животных»;
«У кого что в паре?»
5 Слуховая оперативная память. Зрительная образная память. Припоминание. Развитие слуховой оперативной памяти. Развитие зрительной образной памяти. Развитие процесса припоминания. «Испытание капитана»;
«Мы на корабле»;
«Море волнуется».
6 Запоминание и длительное сохранение информации. Зрительная память, графическое воспроизведение. Непроизвольная слуховая память. Развитие процесса запоминания и длительного сохранения информации. Развитие зрительной памяти и графического воспроизведения. Развитие внимания. Развитие непроизвольной слуховой памяти. «Цепочка»;
«Куда идти?»;
«Ошибка на ошибке»;«Мудрость».
7 Оперативная память. Опосредованное запоминание. Кратковременная зрительная память. Развитие оперативной памяти. Развитие опосредованного и механического запоминания. Развитие мышления. Развитие кратковременной зрительной памяти. «Код»;
«Испытание разбойника»;
«Дверь»;
«Тени».
8 Зрительная и слуховая память. Развитие зрительного запоминания и графического воспроизведения. Развитие слуховой памяти. «Птица»;
«Заклинание»;
«Отличия».
9 Зрительная и слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой кратковременной памяти и мышления. Развитие слуховой памяти, внимания и припоминания. Развитие зрительной памяти. «Не правильный порядок»;
«Зашифрованное слово»;
«Графические коды».
10 Слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой памяти мышления и внимания. Развитие быстрого припоминания. «Будь внимателен!»;
«Путаница»;
«Викторина».
11 Зрительное и слуховое запоминание. Формирование быстроты и точности воспроизведения информации.  Развитие непроизвольного запоминания, мышления и внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие графического воспроизведение по зрительному запоминанию. «Уравнение-ребус»;
«Числовой ряд»;
«Запутанные»;
«Треугольники»;
«Часы и время».
12 Развитие слуховой памяти.
Подведение итогов путешествия, проведение рефлексии деятельности. Развитие воспроизведения информации по непроизвольному запоминанию. Развитие слуховой памяти и внимания. Подведение итогов. «Вспомни наш путь»;
«Найди ошибки»;
«Загадка».