Программа на тему: Психокоррекционные занятия для младших школьников с аутизмом


Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).
Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:
– Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
– Отгороженность от внешнего мира.
– Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).– Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.
– Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана.
– Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.
– Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.
– Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным
движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.).
– Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.
У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55–60% случаев наблюдается умственная отсталость, у 15–20% наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность и только 15–20% имеют нормальный интеллект.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми
заключаются в следующем:
– ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
– обучение его простым навыкам контакта;
– обучение ребенка более сложным формам поведения;
– развитие самосознания и личности аутичного ребенка
- развитие когнитивной сферы.
- развитие моторных функций, особенно развитие мелкой моторики.
- развитие речевых функций.
- развитие познавательных процессов
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной
реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением
любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение
тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этап психокоррекции детей с РДА – усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация
целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Основной коррекционный блок занятий направлен на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На основе опыта многолетней работы нами были предложены следующие
направления занятий с детьми с РДА .1. Формирование эмоционального контакта с психологом и членами группы.
2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в процессе группового взаимодействия.
3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Важное значение имеет формирование эмоционального контакта с психологом.
Методические требования к занятиям:
– любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
– объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
– речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, собращением особого внимания на тональность;
– не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
– занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
– после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.
У детей с аутизмом наблюдается высокий уровень развития механической памяти, непроизвольного внимания и восприятия.
В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму, величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные действия с предметами (подкидывание, катание, стучание и пр.). В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий.
Актуальность данной программы связана с тем, что исходя из анализа
рекомендаций ПМПК, у большинства учащихся младших классов, а также детей с ЗПР и умственной отсталостью слабо сформирована произвольная регуляция деятельности, которая лежит в основе учебной деятельности. Выполнение любого учебного задания включает понимание инструкции учителя, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения обучения учащихся.Учащиеся младших классов затрудняются самостоятельно планировать, выполнять и контролировать свою деятельность, особенно во внутреннем плане. Многие из них не способны полностью удерживать инструкцию на протяжении всей работы.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР и умственной отсталостью ведется в нескольких направлениях: умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельсти, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности. Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознанию собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Материал программы рассчитан на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлен на основе движений Это вызвано необходимостью формирования у учащихся навыка контроля за двигательной активностью.
Цель программы - формирование произвольной регуляции деятельности, оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у ребенка понимание правил и условий выполнения деятельности.
2. Развивать умение координировать свои действия и выстраивать их в целостную программу.
3. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивать волевое поведение учащихся.
4. Формировать произвольное запоминание и мнестические навыки.
5.Развивать мыслительные операции.
6. Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение.
7.Развитие пространственно-временных представлений.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 40 минут
Предполагаемые результаты: Обучение двигательной регуляции и механизмам регуляции деятельности, а также умению ставить и удерживать цель деятельности, планировать деятельность. Повышение познавательного интереса. Развитие мнестических операций, а также логического мышления. Развитие пространственно-временных представлений .Тематический план на 2014-2015 учебный год
№ Наименование проводимой работы Кол-во часов Сроки
1 Диагностика уровня познавательного развития, особенностей психических функций:
-методика «Четвёртый лишний»;
- «Классификация»;
-изучение внимания «Корректурная проба», таблицы Шульте;
- диагностика развития пространственно-временных представлений у ребёнка (разложить по порядку картинки по заданным темам; ответить на вопросы о частях суток, днях недели, месяцах и их последовательности).
-различение предметов по форме, цвету, величине
2 2 Коррекционно-развивающая работа
Занятие №1,2 «Формирование эмоционального контакта с психологом» 2 3 Занятие № 3«Обучение умению слушать и понимать речевую инструкцию» 1 4 Занятие № 4 «Обучение ребёнка различению формы» 1 5 Занятие №5«Развитие слухового сосредоточения. Формирование у ребёнка потребности речевого общения»
1 6 Формирование произвольной регуляции деятельности и контроля
Занятие № 6 «Формирование умения действовать по правилам» 1 7 Занятие №7«Удержание правила выполнения действий» «Установление последовательности»
1 8 Занятие № 8 «Составление программы действий» «Регуляция движений и поведения» 1 9 Занятие №9,10 «Развитие самоконтроля» «Выполнение действий по инструкции взрослого» 2 10 Развитие внимания
Занятие № 11 «Развитие самоконтроля» «Выполнение действий по инструкции взрослого» «Развитие внимания : «Сравни картинки», корректурные задания, таблицы Шульте1 11 Занятие № 12 «Развитие внимания: «Посмотри-нарисуй!», знаковые таблицы, «Найди слова и буквы» 1 12 Занятие №13 ««Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки»
1 14 Развитие мыслительных операций
Занятие №14 ««Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза» 1 15 Занятие №15 «Формирование мыслительной операции «сравнение». Сравнение двух или более предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.»1 16 Занятие №16 «Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» 1 17 Развитие мнестических операций
Занятие № 17 «Развитие зрительной памяти: «Запомни и найди», воссоздание точечного узора по памяти (до 6 точек)» 1 18 Занятие №18 ««Развитие тактильной и двигательной памяти. «Найди такой же», «Запомни форму», Замри» 1 19 Формирование пространственных представлений.
Занятие №19 «Проверка и уточнение представлений ребёнка о схеме тела» 1 20 Занятие №20 «Определение направлений в пространстве. Уточнение пространственных взаимоотношений» 1 21 Занятие №21 «Знакомство со схемой тела стоящего напротив» 1 22 Занятие №22 «Автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела» «Формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе» 1 23 Формирование временных представлений
Занятие №23 «Время суток»
1 24 Занятие №24 «Времена года» 1 25 Занятие №25 «Мой день» 1 26 Занятие №26 «Месяцы года» , игры «Мой день рождения», «Я задумал месяц» 1 27 Занятие № 27 «Дни недели», игры «День покупок», «Школьная экскурсия» 1 28Итоговая диагностика 2 31 Список используемой литературы:
Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии»- Спб, Речь, 2006.
Забрамная С.Д. «Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью/ С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева.- М, «Сфера», 2007 .
Мазепина Т.Б. «Развитие пространственно-временных ориентиров ребёнка в играх, тренингах, тестах», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
5 .Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактикаН.Я.Семаго «Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.
Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997
Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167.