Внеурочное занятие Юным умникам и умницам на тему Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.


Муниципальное образовательное учреждение
«Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Внеурочное занятие
«Юным умникам и умницам»
Выполнила: Юсяева Рясимя
Хамзиевна,
учитель начальных классов
МОУ «Аксеновская СОШ»

2017
Предмет: Внеурочное занятие «Умники и умницы».
Класс: 2, курс «РПС», информатика, логика, математика.
Тема занятия: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тип занятия: Комбинированное
Форма организации учащихся на занятии: Индивидуально-групповая.
Оборудование:  на доске: перевернутые карточки с предполагаемым планом урока, лестница «знаний», магниты
у учащихся: рабочая тетрадь, модель для выполнения задания 8, фишки, карточки с изображением человека для рефлексии
у учителя: карточки из приложения №10 для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы, демонстрационная модель для проверки задания 8
Цели  занятия: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие,  различные виды памяти и мышления)
Задачи занятия:
Совершенствовать мыслительные операции;
Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
Развивать навыки  контроля и самоконтроля;
Развивать  у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Ожидаемые  учебные результаты: развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;
Формирование УУД: 
Личностные:  самооценка  работы своей и работы группы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке,  свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;
Познавательные:  ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные:уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Технологии, принимаемые на занятии: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.
Методическое обеспечение: тетрадь №1  О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 2 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ, 2011 год.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД Время
1. ОргмоментЦель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая мелодия.
Долгожданный дан звонок –Начинаем наш кружок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
- Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь  друг другу, гостям – и начнем! Эмоционально готовятся к занятию Регулятивные УУД
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. 1 мин
2. «Мозговая гимнастика»
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. - А с чего мы начинаем обычно наши занятия?
- Для чего мы ее  выполняем?
Выполнение упражнений вместе с детьми.
Качания головой: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Ответы детей.
Выполнение упражнений вместе с учителем. Регулятивные: 
действия под руководством учителя
Личностные: 
овладение приемами здоровьесбережения2 мин
3. Определение и осознание учащимися целей и задач урока
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.     - Откройте тетради на странице 34.
- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия.
- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке?
- Предложите, порядок работы. Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности.
Я хочу развивать зрительное внимание
Я хочу развивать сообразительность
Я хочу развивать быстроту реакции
Я могу развивать логику
Я могу развивать зрительную память
Я хочу развивать умение рассуждать
Я хочу развивать умение анализировать
Разминка
Развитие зрительной памяти
Развитие логики и умения мыслить
Развитие умения анализировать и рассуждать Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
 целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
Коммуникативные  УУД.Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. 2 мин
4. Разминка
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. - С чего мы начнем работать?
- С какой целью мы проводим разминку?
Как называют каждого из двух веселых товарищей, живших у бабуси из детской песенки. (Гуси)
Назови детеныша коровы. (Теленок)
Что отделяет голову от туловища? (Шея.)
Назови время года перед зимой. (Осень.)
Кому удалось убежать от трех медведей? (Машеньке.)
В него мы смотрим, чтобы увидеть себя. Что это? (Зеркало.)
На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (Велосипед.)
Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (Пассажир.)
Назови птицу с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек. (Цапля.)
Четыре ноги, а ходить не может. Что это?(Стол.)
- Какую работу вы выполняли?
- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний». - С разминки
- Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность.
Ответы учащихся
        
- Мы выполняли разминку Личностные: учебно-познавательный  интерес к учебному материалу и способам решения задач
Познавательные УУД
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция 3-4 мин
5. Тренировка зрительной памяти
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания,
развитие умений и навыков индивидуальной работы. - Что мы сейчас будем делать?
- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память?
Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения №10.
Установка: запомните как можно точнее увиденные изображения и зарисуйте в первых двух рамках.
Аналогично проводится работа с двумя другими карточками.
Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки.
- Проверьте и оцените себя с помощью шкалы.
- Есть еще задания, развивающие зрительную память?
Задание № 2. Очень внимательно посмотрите на числовой ряд цифр, записанных на доске (Один ряд открыт, остальные закрыты). Попытайтесь их запомнить: А затем, когда их закроют, ответьте на вопросы:
1) 5, 12, 41, 3, 6, 8, 32, 19. Какое число в этом ряду самое большое и самое маленькое? (41 и 3.)
2) 5, 2, 18, 53, 8, 34, 25, 7,16. Сколько всего чисел в этом ряду? (9.)
3) 7, 54, 88, 16, 21, 7. Какое третье число? (88.)
4) 48, 5, 43, 2, 31, 7, 21, 11, 53, 9. Какое первое и последнее числа в этом ряду? (48 и 9.)
Задание №3. Возьмите любую цветную ручку и вычеркните за 2 минуты только те фигуры, которые даны на образце.
Задание №4. Игра «Найди фигуру».
Проверка: назовите пару к фигуре Д (13),пару к фигуре Е (4), пару к фигуре О (11), пару к фигуре К (7).
Задание №5. Найди 10 отличий в рисунках.
Проверка: Перечислите те детали, которыми отличаются эти картинки.
- Какую работу вы выполняли?
- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы. - Развивать зрительную память
Ответы детей.
(Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать)
Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге.
Самопроверка
Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы.
Дети запоминают числовой ряд, отвечают на вопросы.
Задание выполняют самостоятельно.
Проверка задания.
Дети находят отличия и отмечают их на одной из картинок.
Перечисление отличий детьми.
Познавательные УУД
составление,  понимание  и объяснение  простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные УУД активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке;
ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. 3 мин
6. Веселая переменка
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела Кинезиологическое упражнение «Я хороший»
(Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки).
Напиши свое имя носом. Выполнение упражнений вместе с учителем. Регулятивные: 
действия под руководством учителя
Личностные:
 овладение приемами здоровьесбережения1-2 мин
7. Логически-поисковые задания
Цель: Обучать  детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. - Что мы сейчас будем делать?
- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику?
Задание 7.
- Прочитайте задание 7. Решение: 6+5+1=12, 6+4+2=12, 5+4+3=12. Числа 6, 5, 4 в этих суммах участвуют дважды. Тогда их надо расположить в угловых кружках. А в средних кружках остается расположить числа 3, 2, 1 так, чтобы каждая сумма равнялась 12. Необходимо внимательно читать задание и мыслить.
Дети читают задание и
образуют сумму трех различных чисел, равную 12, путем подбора.
Самопроверка.
Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. 4-5 мин
8. Работа в группах Задание №6.
- Для того, чтобы выполнять следующее задание нам нужно объединиться в группы.
- Напомните правила работы в группах.
Каждой группе раздаются карточки с 4 словами, в которых слова оканчиваются на -ай.
- Попробуйте сами сформулировать задание, глядя на слова.
- Обсудите в группах и впишите пропущенные буквы. Дети рассаживаются в группы.
Повтор правил работы в группах.
Дети формулируют задание: написать слова на - ай так, чтобы каждый раз получились новые слова.
Выполняют задание и демонстрируют карточки с ответами. Личностные УУД:
толерантность  к чужим ошибкам и другому мнению;
отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. 9-10 мин
9. Работа с моделями.
- Есть еще задания, развивающие логику?
Работа с моделями.
- Прочитайте задание 8
- Обсудите в парах и предложите способ выполнения задания
- Если вам нужна помощь вы можете воспользоваться моделями, которые лежат на столе.
Проверка с помощью большой модели на доске.
- Ответ: волчат - 2, лисят - 7, медвежат - 5. (Задачу решают методом подбора).
- Какую работу вы выполняли?
- Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы. Дети работают в парах. При желании пользуются моделями лисят, волчат и медвежат.
Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Коммуникативные:
управление поведением партнера в паре; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. 6-7 мин
10. Коррегирующая гимнастика для глаз
Цель: Профилактика нарушения зрения.  «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Выполнение упражнений вместе с учителем Регулятивные: действия под руководством учителя
Личностные: овладение приемами здоровьесбережения1 мин
11. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - Что мы сейчас будем делать?
- Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно выполнить задание 9?
Проверка: ответ у Коли - спиннинг, у Сережи, Игоря, Миши - удочки.
Оцените себя при помощи шкалы. Ответы детей.
(Предположительно: внимательно прочитать задание и рассмотреть рисунок, обратить внимание на вопрос задания)
Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы. Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. 3-4 мин
12. Задания на свободный выбор - Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется. Выполнение заданий детьми.
Индивидуальная проверка. Познавательные:
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. 3 мин
13. Итог занятия. - Какие задачи мы ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
- Предложите свои способы для дальнейшего развития.
- Оцените свою работу на уроке с помощью цвета.
          Хорошо вы потрудились,              Вам пора и отдыхать.              Переменку веселитесь,              И начнем урок опять. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:
                                                    получилось все отлично
                  хорошо
     только часть заданий выполнена верно
не получилось так, как хотелосьЛичностные УУД
понимание и оценивание  собственного  вклада  в решение общих задач; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. 2 мин