Программа по коррекции смешанной дисграфии

«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №4»
М. В. Михайлова
« ____ » _________________ 2016г.










ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий по курсу:

«Коррекция смешанной дисграфии у младших школьников»
(со 2 по 4 класс)








Программа составлена
учителем-логопедом:

Евстафьевой Анастасией Владимировной












г. Сосновый Бор
2016 г.
Рабочая программа рассчитана на 2 занятия в неделю.
Составлена в соответствии с программами
1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2010
2. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2010.
3. Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2010.
4. Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2010.
Рабочая программа разработана с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С. Ю.Горбуновой, Е. А.Яструбинской, Т. В.Моисеевой, И. Волковой.
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, Е.В. Козырева, 2010 г)

УМК обучающегося УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программам «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, Е.В. Козырева).




Пояснительная записка
Обоснование.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Нарушение письма у обучающегося-дисграфика носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.
Основой программы являются идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Парамоновой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.
При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И. Н. Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.
Нормативная база и УМК
Коррекционная программа составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой документацией:
нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации:

·   Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·   Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)

·   Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

·   Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25

·   Конвенция о правах инвалидов Принята [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

·   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентябр2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"  Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013. Регистрационный № 30242

·   Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 №189.

·   федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; в ред. Приказов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);

·   Типовое положение  « Об инклюзивном (интегрированном) обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»  от 17.01.2012 г.  Протокол Педагогического совета № 6 от 14.09.2014 г.

·   Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

·   О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·   О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

·   Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Название программы – Коррекция смешанной дисграфии у младших школьников.
Рабочая программа модифицирована, рецензирована, рассчитана на учащихся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи.
Рабочая программа рассчитана на количество занятий: 2 – 3 раза в неделю.
УМК учителя - методические пособия для учителя-логопеда по программам Мазановой Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2010., «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». – М., 2010., «Коррекция аграмматической дисграфии». – М., 2010.,«Коррекция оптической дисграфии» – М., 2010.
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программам «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова).
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО):
- повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся: имена существительными, глаголами, наречиями.
- выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
- уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем;
- формирование и развитие связной выразительной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у школьников с нарушением письменной речи.
- развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.
Программа рассчитана на детей с ЗПР, имеющих ОНР II - IV уровня.
Результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем:
личностные результаты начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- сформированность основ российской гражданской идентичности;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:
- овладение способностью понимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение видеть и исправлять свои ошибки;
- умение работать по плану;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
- умение использовать различные способы поиска (в различных справочных источниках);
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение задавать вопросы;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение работать с учебной книгой;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Содержание коррекционной работы реализуется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);
Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.
Работа на лексическом уровне включает следующие направления:
Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровне проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.
При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.
В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).
Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
Как правило, дисграфия в чистом виде у детей из речевых классов встречается крайне редко. Поэтому при составлении тематического планирования учитывается ведущий вид дисграфии и сопутствующий или сопутствующие нарушения письменной речи.
Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Год
итого

Проведение диагностик речи и письма
1

1
2
2

Количество плановых проверочных работ
1
1
1
3
3









Список использованной литературы

Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2010.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2010.
Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2010.
Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2010.










13PAGE 15


13PAGE 14215