Конспект группового занятия учащихся 3-го класса по коррекции смешанной дисграфии

Групповое занятие учащихся 3 класса
по коррекции смешанной дисграфии (обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, с элементами акустической дисграфии)

Тема: Дифференциация звуков, букв Д - Т
Задачи:
1.Обучающие:
Закрепить знание детей о согласных звуках.
Учить выделять согласные Д - Т из слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Учить творчески подходить к заданию.

2. Коррекционно-развивающие
Развивать мышление, внимание, память.
Развивать фонематический слух.
Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и
синтеза, языкового анализа и синтеза.
Развитие мелкой и общей моторики.
Профилактика зрения.

3. Воспитательные
Воспитывать умение слушать друг друга.
Учить детей отвечать полным ответом.

Оборудование:
Плакат с изображением букв Д - Т, мяч, предметные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работу над различием звуков и букв по глухости-звонкости.
- Послушайте внимательно четверостишие и определите, какой звук в нём часто встречается?
«Шла Маринка с огорода,
Под кустом нашла удода,
А удод ей – ду – ду - ду!
Жить у вас не бу – ду - ду !» (д)
(приложение 1)

2. Характеристика звуков Д и Т.
- Дайте характеристику звуку (Д)
Какой звук (Д)? - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация. Он твёрдый, бывает мягкий, парный. Назовите пару звука (д)? (т)
Правильная артикуляция звука (д): при произнесении звука (д) губы раскрыты, зубы сближены, передний край языка прижат к верхним резцам.
- А теперь посчитайте, сколько раз в стихотворении встретился звук Т?
«Слов на Т есть вереница:
Т - тетрадка, Т - таблица,
Тайна, темнота, трава,
Птицы есть - тетерева (15)
Охарактеризуйте звук (т).
(приложение 2)

Т - глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют. Он твёрдый, бывает мягкий, парный. Назовите пару звука (т)? (д) На письме обозначаются буквами Д и Т.
Чем эти звуки похожи? (артикуляцией) Чем отличаются? (звонкий - (д)), (глухой - (т)), отличаются буквами.
Объявление темы урока.
- Так как эти звуки похожи по образованию и звучанию, на письме их тоже иногда путают. И сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы Д – Т, чтобы наше письмо было правильным и грамотным.

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Эхо»
- Давайте поиграем. Прослушайте слоговую цепочку, повторите её в той же последовательности.
та – да - та ту – ду – ту та – да – та – да ту - ду - ду - ту
да – та - да ду – ту – ду да – та – да – та ду – ту – ту - ду

- Следующее задание «Измени слово». В этом задании мы используем мяч. Я брошу вам мяч и назову слово, вы в этом слове замените звук (т) на (д) и получите новое слово, бросьте мне мяч обратно.
Слова:

дочка - точка
тачка - дачка
душ - тушь
Толя - доля
трель - дрель
дворец - творец
вата - вода
удочка - уточка
картон - кордон
плоды - плоты
стул - сдул


- Молодцы, с заданием справились. А кто мне подскажет, как называются слова, которые мы с вами образовали. Паронимы - разные по смыслу, но близкие по звучанию.
Откройте тетради и запишите число.


4. Развитие звукобуквенного анализа.
Посмотрите на картинки и найдите слова, в которых есть, звук Д.
Давайте запишем слова схемами.
картинки (ведро, катер, вертолёт, виноград, ладошки, метро, дупло, автомобиль, подушка, карандаш, самолёт, пирамидка)
Образец: (на доске) В слове «ведро» 7 букв. Буква Д третья.
Схема этого слова _ _ д _ _ .
- Все предметы назвали? (нет). Какие остались слова? Что объединяет эти слова? (в них есть звук (т).
- А следующее задание будет по сложней, я назову цифру, под которой находится звук (т) в слове, вы найдёте это слово на картинке, запишите в тетрадь.
Например: цифра 3- катер, 3-метро, 3- автомобиль 4, 8- вертолёт, 7- самолёт.
Выполняют самостоятельно.
- Давайте проверим. Прочитайте слова. Каким, словом можно обобщить эти слова (транспорт)? Какие виды транспорта встретились вам? (воздушный, наземный, подземный, водный).
(приложение 3)

5. Профилактика зрения.
- А сейчас задание для глаз. Обведите глазами узор из букв слева направо и справа налево 3 раза. Сосчитайте сколько в моём узоре букв (д) и (т)?
(д)- 6, (т)- 6
(приложение 4)

6. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания.
Работа с карточками. Вставьте пропущенные буквы Д - Т в слова из 1 столбика.
- Прочитайте слово, какую букву вставите? Почему? (правильно).
- Назовите проверочное слово. Какое правило вы использовали при выполнении этого задания. «Существуют парные согласные по глухости – звонкости, чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная».
- С данными словами составьте словосочетания, используя слова из второго столбика, соединив слова стрелочками.

Карточка 1
Гря _ ка интересные
Ло _ ка холодная
Пала _ ка теплая
Пого _ ка шерстяные
Ни _ ки редиски
Зага _ ки пушистые
Пла _ ки деревянная
- Прочитайте получившиеся словосочетания.

7. Физкультминутка.
- Когда мы давали характеристику звукам (д - т), вы говорили, что они парные по глухости – звонкости, а также по твёрдости – мягкости.
- Назовите мягкую пару (д)- (д*), (т)- (т*).
- Сейчас мы посмотрим, как вы различаете звуки в словах. Поиграем в игру
«Облако - орешек». Когда вы слышите в слове твёрдый звук д-т, то присядете превращаясь в орешек, а если слышите мягкий звук д* - т*, то встанете превращаясь в пушистое легкое облако.
Слова: дым, тело, стул, день, победа, радуга, котик, диван, труба, дружба тень, сады.
- Хорошо молодцы. Садитесь за парты.

8. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Работа с карточками.
- В конвертах на ваших столах следующее задание. Откройте и посмотрите, что там есть? (слова). Отгадайте, какое я задумала предложение? Запишите в тетрадь. Выделите в словах буквы Д - синим карандашом, Т - зелёным.
Набор слов в конвертах.
- Карандашами, дерево, Тоня, цветными, рисует.
- Даша, в, приехала, деревню, дедушке, к.
- Тюльпаны, саду, в, цвели, и, ландыши.
- По, трудная, математике, была, задача.
Подчеркните главные члены предложения.
Прочитайте получившиеся предложения.

9. Итог занятия.
- Какие звуки и буквы мы сегодня различали на уроке? Чем похожи звуки
Д – Т? Почему на письме часто дети допускают ошибки?

10.Развитие логического мышления.
- В заключении нашего занятия вам ещё одно задание: расставьте на книжной полке книги так, чтобы можно было прочитать очень мудрую пословицу.
Объясните её значение. Назовите слова, где есть звуки Д и Т.
(приложение 5)

11. Домашнее задание.
Вспомните русские пословицы, в которых есть буквы Д - Т. Запишите их в тетрадь.

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5