Рабочая программа Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников
Управление образования Администрации Аксайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Аксайская средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением английского языка и математики
Утверждаю
Директор школы ______________
Колыбельникова И.Д.
приказ от __________2014 г. № ____
Рабочая адаптивная программа
по курсу: Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников
Уровень общего образования (класс)
1- 4 классы
Количество часов 68 (в 1 классе – 66 часов)
Учитель-дефектолог Пчелинцева Светлана Ивановна
Рабочая программа разработана на основе: «Программы
Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 2011г.
г. Аксай
2014-2015 учебный год
Рассмотрено и рекомендовано
Протокол заседания
Методического Совета
МБОУ АСОШ №2
от ________2014 г. №____
_____________ / О.В. Фатун /
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________ /______________/
«_____» ___________ 2014 г.
Изменения и дополнения в рабочей программе
Дата Внесенные изменения и дополнения основание Роспись учителя Согласовано
(роспись зам.директора)
Рабочая адаптивная программа
по курсу: Профилактика и коррекция смешанной дисграфии
у младших школьников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптивная программа по курсу: «Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников» для 1- 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Программа «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», авт. Ефименкова Л.Н. – М.: Просвещение, 2003.;
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ АСОШ № 2;
Учебный план МБОУ АСОШ № 2 на 20 14 – 2015 учебный год;
Годовой учебный календарный график на 2014-2015 учебный год.
Базисный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Целью программы является профилактика и коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста со смешанной дисграфией.
Задачи программы:
упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;
формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Место учебного курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана:
Кол-во часов в неделю – 2 ч.
Кол-во часов в год – 68 ч.
Общая характеристика учебного курса
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР), препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы.
С учащимися проводятся групповые (4-6 человек) и индивидуальные коррекционные занятия 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий – 40 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Содержание программного материала.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :на фонетическом уровне;
на лексико- грамматическом уровне;
на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
а) коррекция дефектов произношения;
б) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Коррекционный этап:
Коррекционная работа на фонетическом уровне. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы :Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
Разделительный “ь”.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:
Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Уточнение, развитие,
совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Темы:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить:
выделять предложения из сплошного текста;
учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя
№ Название пособия
Автор пособия Издательство Год издания
Для учащихся
1. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи Л.Н. Ефименкова. Владимир, типогр им. 50-летия Октября 1997г.
Комплект тетрадей по коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии Е.В. Мазанова М./Аквариум 2006г.
Для учителя
1. Программа «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Ефименкова Л.Н. М., Владос1997г.
2. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Садовникова И. Н. М. Просвещение 2008г.
3. Газета «Первое сентября»
6. Приложение к газете «Первое сентября»: «Начальная школа», раздел «Коррекционная педагогика»
7. Журнал «Начальная школа»
8. Журнал «Практические советы учителю»
печатные пособия:
таблицы звукобуквенного анализа;
экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
презентации, игры, тренажеры, музыкальные записи;
технические средства обучения (средства ИКТ):
компьютеры, мультимедийный комплекс со смарт доской «SMART Board MT».
цифровые образовательные ресурсы:
- http://festival.1september.ru;
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru; - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- http://www.nachalka.com/
- http://www.zavuch.info/
- Методический центр: http://numi.ru/
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по профилактике и коррекции смешанной дисграфии с Гарбуз Н. 2класс
Номер п/п Тема Кол-во часов Дата
1. Диагностический этап работы 1 05.09
2. Подготовительный этап 1 12.09
Коррекционный этап 32 3. Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква” 1 19.09
4. Гласные и согласные звуки и буквы 1 26.09
5. Слог. Слогообразующая роль гласного 1 03.10
6. Слоговой анализ и синтез слов 1 10.10
7. Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда . 1 17.10
8. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я 1 24.10
9. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё 1 31.10
10. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у-ю 1 14.11
11. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы-и 1 21.11
12. Дифференциация гласных ё – ю 1 28.11
13. Обозначение мягкости согласных буквой “ь”. Разделительный “ь” 1 05.12
14. Дифференциация твердых и мягких согласных 1 12.12
15. Звук и буква а. Звук и буква о 1 19.12
16. Дифференциация гласных а – о 1 26.12
17. Звук и буква у. Звук и буква и 1 16.01.2015
18. Дифференциация гласных и – у, о – у 1 23.01
19. Дифференциация гласных ё – ю 1 30.01
20. Дифференциация гласных 1 06.02
21. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б1 13.02
22. Дифференциация согласных ф –в1 20.02
23. Дифференциация согласных т –д1 27.02
24. Дифференциация согласных к –г1 06.03
25. Дифференциация согласных с –з1 13.03
26. Дифференциация согласных ш –ж1 20.03
27. Дифференциация графически сходных букв п – т 1 03.04
28. Дифференциация графически сходных букв б –д1 10.04
29. Дифференциация графически сходных букв л –м1 17.07
30. Дифференциация графически сходных букв х -ж1 24.04
31. Предложение. Составление предложений. 1 08.05
32. Распространение предложений. 1 15.05
33. Выделение предложений из текста 1 22.05
34. Диагностическая работа 1 25.05
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по профилактике и коррекции смешанной дисграфии с Кочиашвили Д. 2класс
Номер п/п Тема Кол-во часов Дата
1. Диагностический этап работы 1 05.09
2. Подготовительный этап 1 12.09
Коррекционный этап 32 3. Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква” 1 19.09
4. Гласные и согласные звуки и буквы 1 26.09
5. Слог. Слогообразующая роль гласного 1 03.10
6. Слоговой анализ и синтез слов 1 10.10
7. Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда . 1 17.10
8. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я 1 24.10
9. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё 1 31.10
10. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у-ю 1 14.11
11. Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы-и 1 21.11
12. Дифференциация гласных ё – ю 1 28.11
13. Обозначение мягкости согласных буквой “ь”. Разделительный “ь” 1 05.12
14. Дифференциация твердых и мягких согласных 1 12.12
15. Звук и буква а. Звук и буква о 1 19.12
16. Дифференциация гласных а – о 1 26.12
17. Звук и буква у. Звук и буква и 1 16.01.2015
18. Дифференциация гласных и – у, о – у 1 23.01
19. Дифференциация гласных ё – ю 1 30.01
20. Дифференциация гласных 1 06.02
21. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б1 13.02
22. Дифференциация согласных ф –в1 20.02
23. Дифференциация согласных т –д1 27.02
24. Дифференциация согласных к –г1 06.03
25. Дифференциация согласных с –з1 13.03
26. Дифференциация согласных ш –ж1 20.03
27. Дифференциация графически сходных букв п – т 1 03.04
28. Дифференциация графически сходных букв б –д1 10.04
29. Дифференциация графически сходных букв л –м1 17.07
30. Дифференциация графически сходных букв х -ж1 24.04
31. Предложение. Составление предложений. 1 08.05
32. Распространение предложений. 1 15.05
33. Выделение предложений из текста 1 22.05
34. Диагностическая работа 1 25.05