Статья по логопедии на тему: Использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
Ильина Ольга Петровна,
учитель-логопед МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
Проблема состояния письменной речи у учащихся общеобразовательной школы является одной из самых актуальных проблем современной логопедии, так как выявляется всё больше и больше детей, имеющих дисграфические и дислексические расстройства. Нарушения чтения и письма представляют собой наиболее распространённую форму речевой патологии детей младшего школьного возраста; такие нарушения, как правило, сложны по своей структуре, в их симптоматике может наблюдаться недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов, оптико-пространственной организации деятельности письма, рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции, отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления). Поэтому без специально организованного, систематического коррекционно-логопедического воздействия эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Деятельную помощь в процессе коррекции смешанной дисграфии оказывают нейропсихологические приемы.
Ученые, основываясь на исследованиях А.Р. Лурии, основоположника отечественной нейропсихологии, выявили связь того или иного нарушения с незрелостью структур головного мозга. [5]
Так, все отделы головного мозга были условно разделены на 3 блока, каждый из которых ответственен за выполнение того или иного процесса, той или иной деятельности.
I блок отвечает за активацию головного мозга, и его недоразвитие приводит к быстрой утомляемости организма. Ребенок становится либо пассивным и перестает воспринимать информацию, либо начинает отвлекаться и мешать другим. Однако, стоит заметить, что его умственные способности изначально сохранны.
Таким образом, выявляется первая причина: недостаточность энергетического ресурса головного мозга.
Что делать? В этом случае эффективным средством будет ежедневное проведение на уроках дыхательной гимнастики, элементов специального массажа и самомассажа рук (к примеру, пальчиковой гимнастики и элементов Су-Джок терапии) и двигательных упражнений (растяжек, одновременных и перекрестных движений). Упражнения усилят кровоток, и подуставший головной мозг будет обеспечен необходимым для него кислородом. [3, 4]
Комплексным средством активизации различных отделов коры головного мозга является методика П. и Г. Деннисон - гимнастика мозга Брейн Джим. В основе гимнастики лежит взаимосвязь работы головного мозга с движениями тела. Несколько упражнений из общего комплекса:
Перекрёстные движения: ребёнок касается левой рукой правой ноги и наоборот сначала маршируя на месте, затем в прыжках, дотрагиваясь локтем до колена, махи прямыми руками и ногами. Можно выполнять стоя, сидя, лёжа, с закрытыми глазами.
«Слон»: ребёнок должен представить себе воображаемую восьмёрку, например, в центре доски. Сам он должен стоять в центре средней линии восьмёрки. Колени немного согнуты. Голова будто приклеена к плечу. Ребенок – «слоненок» «хоботом» рисует «ленивые» восьмёрки.
«Гравитационный планер»: ребёнок, сидя на стуле (ноги перекрещены в лодыжках), наклоняется вперёд, пытаясь достать кончики ног. Тянущееся вперёд движение от грудной клетки растягивает и расслабляет мышцы ног и спины. Это движение на выдохе. Вдох происходит, когда тело и руки начинают подниматься параллельно поверхности пола. Повторить движение три раза, затем поменять положение ног. [2]
II блок головного мозга отвечает за прием, переработку и хранение получаемой информации. Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.
Помочь ребенку можно, включая в занятие следующие виды заданий:
«Волшебный диктант»: в этом упражнении диктант «пишется» без единого слова. Просим детей «зашифровать» слова, записав только первую или последнюю их букву, или «записать» слово только гласными.
«Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их.
«Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка – услышать общий звук в словах. [5]
III блок головного мозга - блок программирования и контроля. Его недостаточное развитие ведет к тому, что ребенок не может контролировать себя и следовать установленным правилам. Проявляется это как в разнообразных нарушениях поведения, так и в элементарной неспособности применить выученное правило в задании.
Помочь ребенку справиться с такой проблемой могут игры:
«Графический диктант»: рисуем картинку определенного последовательного узора по клеточкам по инструкции учителя.
«Шифровка»: детей просят «засекретить» слово или фигуру определенным символом (к примеру, все встретившиеся в тексте слова с буквой «е» зашифровать знаком X). [5]
«Корректурная проба с переключением»: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы.
«Азбука Морзе»: рисование различных букв в ответ на условный сигнал: на один стук Р, на два стука Л и т.д. [3]
Использование такого рода игр и упражнений на логопедических занятиях на протяжении учебного года способствовало повышению произвольного внимания, памяти, мышления и контроля, у детей улучшилась мелкая моторика рук. Но, главное, повысилась познавательная активность учащихся: дети с большим интересом и живостью стали включаться в процесс занятия, предлагают свои варианты игр и упражнений. А, если урок интересен ребенку, значит, от занятия есть польза, значит, мы на пути к успеху.
Литература
1. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности // В. М. Бехтерев и современная психология. - Вып. 3. - Т. 2. - Казань, 2005.
2. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. - М., 2001.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. – 474 с.
5. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, школьных психологов и родителей. – М.: ТЦ Сфера: Секачев, 2007. – 64 с.