Урок русского языка по теме Личные местоимения
Урок русского языка 3 класс.
Тема : Закрепление знаний о местоимении.
Цели: 1.Закрепить знания о местоимении как части речи.
2.Распознавать местоимения среди других слов.
3.Определять грамматические признаки местоимения (лицо, число; род - у местоимений 3 лица).
4.Употреблять местоимения в речи.
Ход урока.
1.Орг. момент.
-Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
И друг с другом, и с гостями
Будем вежливы мы с вами.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок скорей начнём.
Для того чтобы наш урок прошел плодотворно, всем понадобится хорошее настроение. Покажите мне какое настроение у вас сейчас. Хорошо. Начинаем.
2.Откройте тетради, запишите число 7 апреля, классная работа.
Я вижу, все готовы. Наш урок , как обычно, мы начнем с минутки чистописания.
Сегодня мы повторим красивое и правильное написание буквы О.
Посмотрите на первую строчку, в каких случаях мы используем верхнее соединение?
Ок ос ор Нижнее? Ол запишите первую и вторую строчки
О о ол ок ос ор
Он нос она они под оно
-Что заметили среди слов, записанных во второй строке?
О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. А что такое местоимение? Местоимение . (слайд)
Для чего нужно изучать эту тему? (чтобы правильно употреблять местоимения в речи)
Сформулируйте правило: Что такое местоимение?
Местоимение-это часть речи. Местоимения указывают на предмет, но не называют их.
Послушайте загадку, попробуйте догадаться, о каком цветке идет речь.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Правильно, это одуванчик. (слайд)
Как догадались? Что вы знаете об этом растении?
Ребята, слово одуванчик словарное, запишите его в свои словарики и подумайте, почему мы относим его к словарным словам.
(одуванчик-ударение падает на гласную а, о-безударная, проверить нельзя .нужно запомнить.) Что еще настораживает в этом слове? (между н и ч ь не пишется).
Мне бы хотелось еще немного поговорить о цветах. Прочитайте стихотворение.(слайд)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
-Как вы думаете, к чему призывает нас автор стихотворения? Зачем нужны цветущие растения в нашей жизни?
Есть ли в стихотворении. местоимения ? Назовите.(я, ты, он, мы,)
Что вы можете сказать о данных местоимениях? Какие они? (личные)
-Как мы можем распределить личные местоимения? ( по лицам и числам)
Назовите местоимения по лицам. Расскажите, что они обозначают.
(Местоимения 1 лица я, мы указывают на того , кто говорит.
Местоимения 2 лица ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.
Местоимения 3 лица он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чем говорят)-Как изменяются местоимения 3 лица? (по родам)
Назовите. М.р.-он, Ж.р. –она, ср.р.-оно.
А сейчас небольшой проверочный тест.
1. Раскрась кружочек таким же цветом, каким считаешь правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) в 3 лице.
В) во 2 лице.
3. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) слитно
Б) раздельно
4. Личные местоимения отвечают на вопросы:
А) Что делает?
Б) Кто? Что?
В) Какой, какая, какое?
Давайте проверим, как вы справились с заданиями. Проверку проведем в парах. Обменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа. Какого цвета кружочки у вас получились? Обсудите ошибки. Дайте ответ. Если вы заметите ошибку в ответах выступающих, поднимите руку и скажите свой ответ.
Покажите смайликами, кому было легко? Кому затруднительно? Кому трудно?
ФизпаузаПриготовьтесь к групповой работе.
Работа в группах .Руководителями группы назначаются Госькова Алина, Соловьева Елена, Петрова Настя, Чернов Даниил.
У каждой группы на партах лежат 3 листа заданий. На белом листе задания 1 уровня-самые легкие, на зеленом листе-2 уровня –чуть посложней и на красном листе –самые сложные. Определитесь, задания какого уровня будет выполнять ваша группа. Помните о правилах работы в группах. Как работаем?
Уровень А (белый лист)
Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень Б (зеленый лист)
1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень СЗадание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица,, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Проверка. Отчитайтесь в группах. Молодцы. Двигаемся дальше.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите. Местоимения, данные в скобках, поставьте в нужную форму. Определите падеж.( Каждому ряду по одному отрывку)
У (я) зазвонил телефон
Кто говорит? Слон..Ласточка с весною
В сени к (мы) летит.
И скачут лягушки
За (я) по пятам.
-Какой вывод можно сделать? (местоимения изменяются по падежам). Как нужно писать местоимения с предлогами ? (раздельно) Подчеркните и проверьте себя.
-О чем говорили на уроке? Что вспомнили? Какие задания больше понравились?
Домашнее задание я предлагаю вам выполнить по желанию. Все 3 задания на повышенную оценку, 2 задания балл чуть ниже и и 1задание соответственно удовлетворительно.
А сейчас хитрые вопросы. Догадайтесь, о чем пойдет речь.
. 1)Первый слог-личное местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)
2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он нужен.(я-корь)
3)Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.(я-мы)
4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)
5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на ) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.)
Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас? Покажите. А это мое настроение после общения с вами. Молодцы спасибо за урок.
Уровень А .Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень А .Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень А.
Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень А .Задание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро.Задание 2.
1. Прочитайте текст.2. Что не понравилось вам в тексте? 3. Поработайте редактором и замените выделенные существительные местоимениями.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Уровень Б
1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень Б .1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень Б .1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень Б .1. В стихотворении найдите местоимения. Подчеркните их.
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Задание 2.
1. Вставьте пропущенные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать?
Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте? Почему … улетают?
Уровень СЗадание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Уровень СЗадание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Уровень СЗадание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Уровень СЗадание 1.
1.Прочитайте. Подчеркните местоимения одной чертой. Обведите в кружочек местоимение 3 лица, у которого нельзя определить род.
Как, из, он, у, я, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Задание 2.
Определить по признакам местоимение и записать его.
Мест. 3л., ж.р., ед.ч.-
Мест. 2л., мн.ч.-
Мест. 3л., ср.р., ед.ч.-
Мест. 1л., мн.ч.-
Тест.
1. Раскрась кружочек таким же цветом, каким считаешь правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) в 3 лице.
В) во 2 лице.
3. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) слитно
Б) раздельно
4. Личные местоимения отвечают на вопросы:
А) Что делает?
Б) Кто? Что?
В) Какой, какая, какое?