Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»


Урок русского языка в 3 классе по теме: "Личные местоимения"
Карагодина Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов СШ№3 г. Аксай, Западно - Казахстанская обл.
Тема: «Личные местоимения».
Цели:
закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
Оборудование: выставка мини-сочинений с портретами "Мой друг и я", под названием "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут", иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны, демонстрационные и индивидуальные карточки-задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, - подарок гостям.
Тип урока. Изучение нового.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Эпиграф к уроку (на доске).
2.Повторение изученного материала.
Чтение стихотворения учеником
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу…
Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Учащиеся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?
Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное - расскажите правило, что вы знаете о местоимениях (учебник).
3) Сообщение предварительной темы урока.
Учитель. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись"…местоимения").
3. Изучение нового материала.
1) Проблемная ситуация.
Учитель. Послушайте диалог.
Учащиеся (разыгрывают сценку).
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Дина. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Вова? Он дома?
Фронтальная беседа по диалогу.
Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Учащиеся читает стихотворение про местоимения
Уч-ся (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
2) Сообщение темы урока.
Учитель. Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске).
3) Закрепление новой темы.
Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
В "Толковом словаре" Ожегова записано( чтение)
Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).
Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет).
Работа по учебнику.
Чтение правила в учебнике
Учитель вешает таблицу "Личные местоимения", убирает наборное полотно с карточками.
Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?
Учащиеся.
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение -
Про местоимения…
Учащиеся. Месяц, солнце и луна (крепятся иллюстрации на доску).
4) Работа в тетрадях.
Массаж кистей рук.
Словарная работа.
Учитель. Запишите слова-отгадки, вместо каких местоимений 3-го лица единственного числа они употребляются.
Он она оно
Месяц, луна, солнце.

Учитель. Какие из этих слов являются словарными? (Месяц).
Учитель. Запишите ещё по два словарных слова - существительных в каждый столбик. Можно, по желанию, больше слов.
Укажите род слов в каждом столбике.
Учитель. А к какому столбику относятся слова: кофе, туфля, шампунь, какао, кенгуру, мозоль, тюль, мозоль; брюки, каникулы, санки?
Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Чтение стихотворения «Цветы».
Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымится рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д).
Учитель: запишите как можно больше пар - существительных и местоимений, их заменяющих.
"Четвёртое - лишнее".
Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
Физминутка.
Самостоятельная работа.
"Вставь местоимение" (у учащихся индивидуальные карточки, 1-2 варианты).
Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
Самопроверка.
Учитель. 1 учащийся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Шарады.
Хитрые вопросы.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Ребус. 7 я (семья)
Итог урока.
Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Оценки за урок.
Подарки гостям открытки - солнышки с сердечками, с надписью Я+Я= МЫ