Беседа-интервью с родителями ребенка с расстройствами аутистического спектра
Беседа-интервью с родителями ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации. Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений У моей подруги ребенок с расстройствами айстического спектра. беременность у нее была тяжелая, перенесенное вирусное заболевание на первых неделях срока, низкий гемоглобин привели к длительному кислородному голоданию плода ( гипоксии). Сейчас ребенку три года.
Первым я задала вопрос: « как развивается ребенок на данный момент, что он любит делать, что умеет.
Я знаю этого ребенка, и знаю, что он плохо говорит и ответ был мною ожидаем:
«У моего ребенка проблемы с речью, он очень плохо разговаривает» Когда я ребенку предложила познакомиться говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Он не обращая на меня внимания, проходит мимо, и идет к шкафчику с игрушками. Я понимаю, что меня для него- нет, что я для него – как мебель, или часть интерьера.
«Он у меня не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» - продолжает мама.
Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…». Ребенок продолжает играть с игрушкой.
«Он никому не хочет говорить, как его зовут» - говорит мама.
«А сколько слов в словаре?» - спрашиваю я
. «Около двадцати».
«Он употребляет эти слова в зависимости от ситуации, или просто так, когда захочет?».
«только когда что-то сильно хочет… А в остальное время, просто так…».
Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка.
Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол. Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее. Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, понимает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет
. « Он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый» - говорит мама.
« Но у него очень хорошая память, он знает все марки машин»- говорит мама
Я пытаюсь увлечь ребенка заданиями, но делаю это ненавязчиво, и как бы случайно подталкиваю ему доску с фигурами он легко справляется с заданием. Но затем начинает снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.
Это поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами. Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы. Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции. Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой) - такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития. Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками. Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в моем случае), местонахождения магазинов. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации Ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Только в редких случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.
Оценка первоначальных навыков
Общие данные
Имя и фамилия
Иванрв Сергей
Дата рождения
21.10.2004 Место обучения
Коррекц. Шк-интернат №13, VIвида Диагноз
Умственная отсталость легк.ст.
Детский аутизм
(F70, F84) Дата постановления диагноза
2009Г
Адрес
Г.уфаТелефон
- эл.почта-
Мать
-
Специальность Отец
39лет Специальность
электрик
Братья/Сестры
Брат, сестра
Развитие братьев/сестер
норм
Беременность и рождение
Данные о протекании беременности и рождении
3 беременность в срок, кесарево сечение, беременность осложнена, анемия, хроническое многоводие, гипоксия плода.
Поведение новорожденного (плач, темперамент)
Вес-3130
Рост-52см
Внутриутробная пневмония, годроцефалияРеанимация(10дн), выписан в РКБ, в 1.5мес-домой
Коммуникативные и речевые навыки
Коммуникация - взгляд, жесты, выражения желаний с помощью звуков, слов, призывы обратить на себя внимание, выражения недовольства, боли.
Общее соматическое состояние удовлетворительное. Поведение неустойчивое, эмоционально незрел, внимание истощаемое, отвлекаемое. Мышление конкретное в замедленном темпе. Память механическая. Ориентация в пространстве и времени.
Речь - понимание инструкций, конкретные и абстрактные понятия, сложные и простые выражения, наименования предметов и действий, понятий, впечатлений.
Связанная речь несформированна, грамматический строй речи недостаточно сформулирован, слоговая структура слова нарушена, чтение послоговое.
слоговая структура слова нарушена, чтение послоговое.
Словарный запас ограничен
Артикуляция
Звукопроизношение- сонорное и искажено, свист( иск. Межзубное), грамматический строй речи недостаточно сформулированСоциальные навыки
Инициативы (с взрослыми, со сверстниками)
Интеллект не соответствует возрастным границам нормы
Социальное взаимодействие на уровне соответствующее уровню развития
Внимание не произвольное, инициативы к общению не проявляет
Совместные игры (вид игры, количество участников)
Любит играть один
Социальная активность на сегодняшний день
Низкая, не любит общаться
Академические навыки
Арифметика/цифры
Элементарные математические представления несформированы.
Счет-прямой в пределах 10
Счетные операции в пределах 3
Чтение/буквы
Послоговое со знакомыми буквами
Правописание
Со знакомыми буквами
Логика
Пространственный гнозис низкий
Картинка из 4-х частей не сложил
Игры
Играет один, игры однообразны
Повторяющиеся действия
Навыки самостоятельности
Гигиена (использование туалета; мытье рук, лица, тела, чистка зубов)
С помощью
Еда (использование столовых приборов; легкие приготовления - намазать масло на хлеб, налить воды в стакан, нарезать овощи)
С помощью
Одежда (раздеваться, одеваться, обуваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и др.)
С помощью
Игровые навыки
Настольные
пазлы из 4 частей не сложились
Подвижные игры нет
Ролевые/ включающие воображение
Представление об окружающем, мире орграничено бытовыми предметами
Сенсо-моторикаМелкая моторика
Развита плохо
Большая моторика
удовлетворительно
Сенсорика - чувствительность к прикосновениям (объятия, трава, мокрая одежда, и др.)
низкая
Боль (чувствительность)
да
Зрение (очки, выражение лица, самостимуляция)
нет
Слух (трудности восприятия, особые признаки)
хорший
Навыки обучения
Организованность (сидение за столом; использование различных материалов - картинок, предметов, карандашей, ручек, и др.)Быстро устает, использует одни и те же предметы
Сосредоточенность на выполнении задания (в минутах, приблизительно)
3-7 (мах)
Взаимодействие (выполнение инструкций и заданий, отказы от взаимодействия)
Не всегда
Проблемы в поведении
Агрессия
нет
Вспышки гнева
Бывают часто
Самовредительствонет
Стереотипы
отсутствуют
Самостимулированиеотсутствует
Другие
Самопроизвольный смех на уроке, выключение и вкл камеры
Бывает так, что гнев чередуется смехом. Часто возникающее перевозбуждение (тогда взрослые просят перенести урок)
Оценка мотивационных факторов - 5-10 факторов в каждой категории
Любимые блюда/еда/сладости
Ест все (часто ночью тоже)
Любимые напитки
Соки, воды
Любимые занятия (смотреть телевизор, сидеть в определенном месте, и т.д.) Сидеть на одном месте,смотреть подолгу в окно
Любимые игры (совместные; в одиночестве)
Один, в основном одни и те же
Места, в которых любит бывать
Ходит только со взрослыми ( везде)
Люди, с которыми любит проводить время
Родственники (понимание родственных связей на уровне 1родства)
Чем занимается в свободное время
Смотрит ТVЗанятие, предметы и люди, которые не нравятся
Не любит учиться , устает быстро, злиться.
Лечение
Медикаменты
Нейролептики (Галоперидол), мелотонин, витамины,
Другие терапии (вид, сколько раз в неделю, эффективность)
Мануальная терапия , электростимуляция (через день) , ЛФК (2р), Витамины.
Иппотерапия, дельфинотерапия.
Общие сведения
Динамика лечения (скорость продвижения, когда прогресс был наиболее заметным)
Медленно, но прогресс есть, наиболее заметен в комплексе все процедуры
Реакция на различные виды терапий/терапевтов/учителей
Положительная,
Сильные стороны
Любит папу, добрый,
Слабые стороны
Смена настроения, низкая работоспособность,
Что мешает более всего
Эмоц.Волевая сфера – мало дефер-на, неадекватная
Цели и ожидания родителей
Верит и любит сына, надеется на хорошее.
Получить элементр. знания
Количество часов для занятий в неделю
8-10
Кто и где будет осуществлять занятия
РЦДО Коррекционная школа
Коррекционно-педагогическая работа по формированию
навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста снарушением интеллекта
нарушение интеллект дошкольник самообслуживание
Главное для детей с умственной отсталостью - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Воспитание и обучение охватывает специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, которые направлены на максимально возможное развитие ребенка. Дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Умственная отсталость как правило бывает комбинированной: она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка
В группах для умственно отсталых детей должно проводится много различных мероприятий, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу.
Отношение к занятиям у детей данной категории определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому может препятствовать:
отсутствие познавательного интереса,
стереотипность в усвоении знаний, мешающих воспринимать новый материал,
затруднения в способности высказаться,
неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания,
непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда,
отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости,
плохая память,
неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
Занятия с умственно отсталыми детьми должны быть построены по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия.
Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия могут проходить в группе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом должны быть созданы условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.
Продолжительность индивидуального занятия должна зависеть от возможностей каждого конкретного ребенка, так как это помогает сохранить впечатление (информацию), доказать результат, применить навыки и умения на практике.
Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы сформировать и развить реакцию и способности, выработать основные действия и навыки.
При планировании занятий в группе необходимо учитывать те условия, в которых находится ребенок дома и в группе, а также результаты диагностики ребенка. Диагностические карты должны быть составлены с учетом возраста ребенка и особенностей его развития. Рассмотрев эти условия и результаты обследования, следует установить, потенциальные возможности, как отдельного ребенка, так и группы в целом, способность к занятиям, уровень актуального развития отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Наблюдения за детьми должны проходить как в данной, так и в произвольной ситуации. Только предусмотрев все эти аспекты, можно начинать осуществлять проведение занятий в развивающей форме. Необходимо учитывать и различные способности, возможности ребенка, готовность организма к нагрузкам, восприятие ребенком занятий.
Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Этот аспект необходимо учитывать в практической работе. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:
моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка). Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе
восприятие (развитие способности ребенка воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность)
самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ребенка от ситуации)
ориентация в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы)
социальные отношения (помочь детям, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними)
трудовая деятельность (умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься. Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца). Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе задания должны быть очень легкими. Когда ребенок освоит один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а основательная работа укрепляла уверенность ребенка в себе, развивала готовность заниматься трудовой деятельностью
Установлено, что у детей специальной (коррекционной) школы имеются значительные потенциальные возможности, реализация которых при соответствующих условиях обеспечивает их психомоторное продвижение. Под влиянием специально организованных занятий у первоклассников с нарушениями интеллекта наблюдается высокая степень упражняемости двигательного анализатора.
Задачи системы психосоциальной работы по организации трудового воспитания и обучения следующие:
. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом обслуживании себя;
. выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде в специальном учреждении, умение выполнять несложные виды этого труда;
. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской, в сельском хозяйстве под руководством инструктора;
. выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и складывание готовой продукции в определенном порядке;
. научить работать совместно с товарищами по бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Итак, задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.
Работа заключается в привитии детям и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Помимо самообслуживающего труда, дошкольников приобщают к более сложным видам трудовой деятельности: хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе. Одновременно у детей формируют потребность в самостоятельном создании различных поделок в ходе ручного труда. Это дает возможность ребенку ощутить свои возможности, почувствовать собственные достижения и гордиться ими. Кроме того, у детей с интеллектуальными проблемами формируется отношение к сверстнику как к партнеру, возникает способность учитывать «программу партнера», происходит развитие коммуникативных умений.
Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительно мере ориентированы на самого себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить похвалу других - взрослых и сверстников.
На последнем этапе обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.
Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке и других помещениях.
Необходимо, чтобы дети старшей и подготовительной групп проявляли заботу о младших и тех, кто в ней нуждается. Помимо труда на личное благо у детей должно возникнуть стремление работать и для других - приятелей, сверстников, родных и т. д. Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у него уверенность в собственных силах и избавив от чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстник
Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).
В норме существуют следующие формы игрового поведения:
- манипулятивная игра (ребенок катает, крутит, подкидывает игрушку, не обращая внимания на ее «функции»);
- упорядочивание (раскладывание предметов в определенном порядке — друг на друга, в ряд, один в другой и т.д.);
- функциональная игра (использование предметов и игрушек в соответствии с их функцией (например, причесывание кукол игрушечной расческой));
- символическая игра (ребенок использует объект, замещая им другой объект (например, ребенок скачет на палочке, как на лошади)); ребенок наделяет объект свойствами, которыми тот не обладает («У этой куклы грязное лицо»), ребенок относится к отсутствующему объекту так, будто бы он присутствует («Если чашка пустая, играет, будто она наполнена водой»).
Игра детей с РАС состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
Работа с аутичными детьми начинается с самых элементарных задач:
Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
Учить детей обыгрывать игрушки.
Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
Воспитывать у детей интерес к подвижным играм.
Учить детей участвовать в инсценировках эпизодов знакомых сказок.
Учить детей играть рядом, не мешая друг другу.
Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому вам следует ознакомить их с самыми разными видами деятельности. Когда ребенок поймет, что ему нравится больше всего, он обязательно сообщит об этом! Нужно поощерять ребенка и предоставляйть ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстника
Пояснительная записка.
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей. Данная программа направлена на удовлетворение потребностей каждого воспитанника в формировании жизненно важных практических навыков.
Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.
Программный материал по данному разделу самообслуживание предусматривает реализацию следующей цели – формирование у детей интеллектуальной недостаточностью, развития жизненно необходимых культурно-гигиенических умений. В процессе решения данной цели предусматривается планомерная работа по формированию у детей данной категории социально-бытового опыта, способствующего жизнеобеспечению. Стратегия воспитания такого ребенка будет базироваться на принципах нормального развития ребенка, но с учетом довольно медленного, неравномерного, в силу ограниченных возможностей, протекания развития определенного умения.
Формирование культурно-гигиенических умений.
Применение предметов личной гигиены по назначению.
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению в процессе практической деятельности.
Формируемое умение: учить узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
Учить детей называть (показывать) предметы личной гигиены при активной помощи взрослого.
Учить детей находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.
Методические рекомендации.
Проговаривание в сопровождении показа воспитателем названия предмета личной гигиены: “Это расческа", “У меня расческа,” “Возьми расческу,” “Это расческа Кати,” “ Дай мне Катину расческу”, “Положи расческу на место” и т.д.
Игровые упражнения: “Найди свою щетку”, “Сними свое полотенце”, “Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди салфетку» (зубную щетку и т.д.) среди других предметов.
Рисование предметов личной гигиены.
Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)
Игровые упражнения (работа с рисунками): «Покажи, где полотенце» (зубная щетка и т.д.)
Практические ситуации: “ Где полотенце Тани?” и т.д.
Формируемое умение - учить использовать предметы личной гигиены по назначению.
Задачи коррекционной – развивающей работы.
Учить детей правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагогов (взрослых).
Совершенствовать (развивать) у детей умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Методические рекомендации.
Игровые и практические упражнения:
причеши куклу Катю;
моем руки кукле Маше;
моем лицо кукле Даше.
2. Игры с использованием носового платка: “У Кати насморк”, “Заболел зайчик”, “Мишка чихает” и т.д.
3. Игры с использованием полотенца: “Купаем куклу Катю”, “Подарим зайке полотенце”, “Мишка вымыл лапки”, “Вытираем руки (лицо)”.
4. Игры с использованием расчески: “В парикмахерской”, “Утро Маши”, “Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, “ Причешусь у зеркала”, “Тане делаем
прическу” и т.д.
5.Игры с использованием салфетки: “На обеде у куклы Маши”,
“У Тани завтрак”, “Зайка на ужине” и т.д.
6. Игры с использованием зубной щетки: “Почистим кукле зубки”, “Утро (вечер) куклы Даши”.
7. Игры с использованием мыла: “У зайки грязные лапки”, “Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д..Соблюдение культурно-гигиенических умений
Цель. Формировать у детей особо значимые культурно-гигиенические умения, способствующие жизнеобеспечению.
Формируемое умение - учить мыть руки.
Задачи коррекционно-воспитательной работы.
Учить детей пользоваться краном, устанавливать нужную температуру воды в практической деятельности.
Совершенствовать умение пользоваться мылом в ходе режимных моментов и специально созданных игровых ситуациях.
Совершенствовать умение пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
Учить детей приводить в порядок предметы личной гигиены (мыло, полотенце) в повседневном жизнеобеспечении.
Формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук по речевому алгоритму с подкреплением символическими (графическими) знаками.
Методические рекомендации
Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки:
переливание воды из одного кувшина в другой:
упражнение “Поймай мыло” (удержание мыла, выпускание из рук скользкого мыла);
упражнение “Плыви рыбка” (захватывание предметов одной рукой, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук);
Имитационные упражнения: “Моем руки”, “Ах, водичка горячая (холодная)!”.
Игровые упражнения с холодной и горячей водой.
Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.
Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:
включить воду;
подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой руки!”;
помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;
потереть мыло между ладоням, снова положить на раковину;
потереть тыльную сторону одной ладони об другую, мыльную ладонь;
повторить действие с тыльной стороной ладони;
подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;
поощрить ребенка, закрыть кран.
Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму (аналогично алгоритму мытья рук).
Закрепление приемов мытья рук (лица) на кукле.
Игра “Водичка, водичка, умой моё личико!” (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму).
Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).
Формируемое умение - умение чистить зубы.
Задачи коррекционно-воспитательной работы
Формировать у детей умение распознавать свою щетку по личному символическому знаку, брать и правильно удерживать её, выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов, наблюдать за процессом чистки зубов в зеркале, споласкивать рот.
Учить детей умению приводить в порядок зубную щетку, зубную пасту в повседневном жизнеобеспечении.
Вырабатывать у детей последовательность выполнения действий при чистке зубов по этапному алгоритму:
1-й этап по речевому алгоритму с показом и совместными действиями;
2-й этап по символическому (графическому) алгоритму;
3-й этап по речевой инструкции педагога (взрослого).
Методические рекомендации
Имитационные и подготовительные упражнения: “Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам”, “Выдави пасту из тюбика”, “Сожми резиновую игрушку”, “Надави на тюбик”, «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т.д.Практические упражнения:
ощупывание зубов;
постукивание по зубам;
рассматривание зубов перед зеркалом;
поскрипывание зубами;
чистка зубов щеткой без пасты.
Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные действия с педагогом по выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).
Формируемое умение - учить пользоваться туалетом.
Задачи коррекционно - воспитательной работы.
Учить раздевать (одевать) одежду перед (после) туалетом с помощью педагога и без посторонней помощи, самостоятельно в свободном режиме и за определенное фиксированное время.
Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом.
Учить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в туалете и мыть руки.
Учить садиться (подниматься) с горшка.
Методические рекомендации.
1. Для того, чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях. Согласие и удачу подкреплять похвалой.
2. Практические упражнения:
снятие и одевание простой одежды;
приседание в снятых до колен колготках (трусиках);
нажимание рукой на кран унитаза;
мытье рук после туалета.
3. Практические упражнения по формированию умения пользоваться туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).
4. Практические упражнения по определению места туалета по особому символическому знаку в группе, в центре (родители дома туалет обозначают таким же значком-символом).
Задание 2
В работе с аутичными детьми можно пользоваться элементами таких проверенных программ как:
- "More Than Words" ("Больше,чем слова"), согласно которой, ребенок общается не только с помощью слов. Существует много путей взаимодействия, в различной степени соответствующих социальным нормам. Однако все, что ребенок делает, даже качание, бегание туда-сюда или движения своими пальцами перед своим лицом, сообщает что-либо о нем, даже если это непреднамеренное общение.
- RDI (Relationship Development Intervention) первая систематизированная программа вмешательства, специально предназначенная для помощи детям, которые испытывают трудности, не позволяющие им достичь умения строить отношения естественным образом. С ее помощью дети получают примеры того, что социальные отношения могут приносить радость и положительные эмоции.
- Социальные истории, известные также под названием "сценарии из жизни" [Social Scripts].. С их помощью дети преодолевают неумение осознавать чувства, точки зрения или планы других людей.
Программа Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида». Но, учитывая индивидуальность и особенности развития каждого ребенка, данная программа адаптируется и терпит корректировку относительно потребностей и нравов каждого из них. Что становится возможным благодаря небольшому количеству детей и слаженной, согласованной работе педколлектива и психологов.
В работе с детьми нужно придерживаться заповедей Марии Монтессори:
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
МОДУЛЬ 3
Задание 1
«Дети дождя» - у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, они по-прежнему остаются загадкой для педагогики.
Почему навыки самообслуживания так важны для каждого ребёнка?
Овладение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков — одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с аутизмом. В то же время, несформированность этих навыков достаточно редко осознается близкими ребенка, как проблема. Когда родители обращаются за помощью, среди жалоб иногда фигурирует лишь отсутствие навыков опрятности. Тот факт, что ребенка в возрасте трех-пяти лет приходится кормить, полностью одевать и раздевать и т.д., часто воспринимается родителями как нечто само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что они не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации. Кроме того, для многих родителей трудность состоит в том, что они не знают, как подступиться к ребенку, как начать обучение этим навыкам. Родители ребенка с аутизмом, как правило, привыкают к оказанию постоянной помощи своему ребенку. Тем не менее, когда эта любящая и заботливая помощь продолжается слишком долго, распространяется на слишком большое количество условий окружающей среды и жизненных обстоятельств, это может препятствовать развитию ребенка, и, в итоге, возникает проблема. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Обучение навыкам личной гигиены — мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо, и т.д. — требует четкого систематизированного подхода. Прежде всего, располагаем все предметы, которые могут понадобиться ребенку так, чтобы ему было удобно пользоваться ими самостоятельно. Заранее продумываем, сможет ли он сам открыть кран, достать мыло, снять с крючка полотенце и т.п. Затем составляем перечень шагов, из которых состоит навык, которому мы планируем обучать ребенка. Примером может служить навык мытья рук. Единообразие в обучении помогает ребенку быстрее усвоить как порядок операций, так и содержание каждой из них. В качестве основных приемов обучения используется физическая помощь и моделирование (показ), например, при обучении мыть руки взрослый показывает ребенку, как мылить руки и смывать мыло.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его социализации.
Задание 2
Несмотря на то, что педиатры и психологи постоянно ведут работу над тем, чтобы иметь возможность на ранней стадии выявлять проблемы в развитии детей и успешно их лечить, если в семье родился ребенок-аутист, ее жизнь меняется кардинально и навсегда. Вылечить заболевание невозможно, но можно во многом облегчить симптомы, адаптировать ребенка к жизни в обществе и сделать его существование менее сложным.
Дети-аутисты в игре довольно сильно отличаются от своих сверстников – они, как правило, не так подвижны, часто останавливают свое внимание на какой-либо одной игрушке или предмете. Но развивать навыки игровой деятельности необходимо, так как ребенок-аутист, как и обычный малыш, должен познавать мир именно через игру, развиваться настолько активно, насколько он сможет.
В не очень тяжелых случаях дети выбирают какую-либо одну куклу, машинку или другую игрушку, предмет, который родители вообще бы никогда не приняли за игру и постоянно играют только с ним. Родителям желательно постепенно стараться давать малышу разные игрушки, присоединяться к игре с любимыми им предметами, стараясь наладить хотя бы какое-то, пусть и не общение, но взаимодействие.
В самых сложных случаях, когда отсутствуют даже зачатки символической игры, необходимо отмечать и заострять внимание на тех неигровых предметах, игрушках, действиях, которые хотя бы ненадолго привлекают взгляд малыша. Если ребенок фиксирует даже мимолетно свое внимание на чем-либо, этот предмет необходимо обязательно использовать для развития взаимодействия, контакта, формирования навыков игровой деятельности.
Начинать играть с ребенком нужно очень осторожно, не надеясь на быстрый результат и высокую эффективность. Как правило, дети-аутисты не играют, а выполняют те или иные монотонные действия, дающие им возможность хотя бы как-то упорядочивать окружающее пространство и успокаиваться. Для того, чтобы превратить эти действия в игру, придется очень долго, постепенно трансформировать действия малыша – вводить новые элементы в игру, рассказывать ему истории, создавать сюжеты. В данном случае важно наладить контакт с малышом и вызвать как можно больше эмоций, интереса.
Помощь должна быть деликатной, точно направленной, учитывать все интересы и особенности ребенка. Оказание помощи должно быть терпеливым и направленным на очень медленный успех. При неудачах не стоит опускать руки – нужно пытаться снова и снова наладить с малышом контакт, даже если он отворачивается и не желает никого видеть и впускать в свой мир. Запрещено силой навязывать ему неприятные действия и общение – это приведет к еще большей замкнутости и сведет к нулю все предыдущие усилия.
В работе над развитием игровой деятельности у ребенка-аутиста огромная роль принадлежит не только специалисту, но и родителям. Несмотря на то, что специалист обладает необходимой квалификацией, знаниями и опытом, только родители способны чувствовать своего ребенка, его эмоции, находить правильный подход и помогать. В данном случае основная задача заключается в том, чтобы приспособить ребенка к трудной жизни вокруг и сделать его существование максимально комфортным, что невозможно без игровой деятельности.