Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на социально-экономический профиль.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ ОСОШ
Протокол №1
__________________________
___________Попова И.В.
от «26» августа 2015 г.
«26» августа 2015 г.
Приказ №45 от 01.09.2015 г.
Молодой избиратель.
Учебный курс предпрофильной подготовки
для учащихся 9-х классов с ориентацией
на социально-экономический профиль.
Класс: 9
Учитель (Ф.И.О. полностью): Коняхина Вера Геннадьевна, высшая квалификационная категория, 24 года стаж работы.
Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 уч. год
Количество часов по учебному плану всего: 12 часов в год, 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Коняхиной Веры Геннадьевны, Утверждена районным
экспертным советом по профильному обучению от 28.03.2006 г.
Рабочую программу составила: __________ Коняхина В.Г.
Краткая аннотация к программе учебного курса
«Молодой избиратель»
Программа курса построена таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать межпредметные связи между такими дисциплинами как история, обществознание, правоведение. Работая по учебнику «Человек и общество» (под редакцией Л.Н.Боголюбова), я убедилась, что за один или два урока невозможно раскрыть вопрос о сущности избирательной демократической системы, процедурах подготовки и проведения выборов, защиты прав избирателя. В связи с этим возникла необходимость включения в систему предпрофильной и профильной подготовки данного курса, который позволит сформировать у учащихся готовность участвовать в политической деятельности в качестве либо активного политика, либо избирателя, участника выборов, референдумов. Также этот курс способствует формированию гражданской ответственности, готовить учащихся к исполнению роли гражданина.
Данный курс разработан мною для ориентации учащихся на социально- экономический профиль. В течение 2006-2011 года эта программа мною апробирована в 9-х классах
Пояснительная записка.
Создание правового государства, укрепление основ государственной и общественной жизни во многом зависит от участия в выборах, референдумах молодежи, от политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей. Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования в основной и средней школе.
Цель курса: повышение уровня гражданско-правового воспитания учащихся.
Задачи: Формирование положительного отношения к политике как роду человеческой деятельности, понимание ее важной роли в жизни общества. Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания. Совершенствование знаний об избирательном праве. Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
Программа курса построена таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать межпредметные связи между такими дисциплинами, как: история, обществознание, правоведение.
В условиях строительства демократического общества формируется новый тип человека. В обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию её законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вместе с тем всё явственнее ощущается дефицит знаний о политике, её закономерностях и нормах. Учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Реализация данного курса позволит сформировать у учащихся готовность участвовать в политической деятельности в качестве либо активного политика, либо избирателя, участника выборов, референдумов. Также этот курс будет способствовать формированию гражданской ответственности, готовить учащихся к исполнению роли гражданина.
В структуру курса входят разные виды занятий: теоретические, лабораторные и практические.
Курс предполагает использование технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения с применением разнообразных активных и интерактивных методов и форм обучения: практические занятия, диспуты, ролевые игры, исследовательские социальные проекты, встречи с кандидатами в депутаты и людьми имеющие опыт работы в избирательных комиссиях.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
· основные термины и понятия;
· иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;
· основные точки зрения на различные аспекты политики.
Учащиеся должны уметь:
· грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;
· выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;
· использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;
· участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы.
Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, доклады.
Данная программа рассчитана на учащихся 9х классов, 12 часа (1 час в неделю). Углубленное изучение отдельных элементов политической жизни будет способствовать в 9 классе успешной сдачи учащимися ОГЭ по обществознанию.
Содержание программы:
Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Государственный аппарат. Классификация государств. Социальное назначение государства. Политический режим и его виды. Демократия как форма политической жизни. Конституция – манифест политики. Права и свободы как показатель гуманизма политики. Политические права и свободы. Плебисцит, референдум, всенародный опрос. Выборы. Избирательный процесс и ответственность за его нарушения. Парламентаризм как форма выражения политики. Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики. Правовое государство. Социальное государство. Государство и гражданское общество.
Литература для учителя:
Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
История политических и правовых учений. М., 1996.
Когда убивает государство. М.,1989.
Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.
Литература для учащихся:
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.
Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.
Тематический план.
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
1
Демократический политический режим. Выборы в демократичном обществе (сущность, назначение, принципы).
1
Лекция
2
Типы избирательных систем.
1
Лекция
3
Основные этапы избирательной кампании.
1
Лекция
4-5
Молодежь и выборы.
Почему я пойду на выборы.
2
Практикум
Круглый стол
6-7
Высшие органы власти и управления.
Местное самоуправление
2
Лабораторная работа.
8
Законодательство Российской Федерации о выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1
Встреча с
Председателем территориальной избирательной комиссии Октябрьского района Ребровой И.В.
9-10
Избирательная кампания.
2
Игра.
11-12
Защита творческих проектов.
2
Защита проектов.
Приложение к программе
Занятие №1.
Тема: Выборы в демократическом обществе.
Цель: увлечь учащихся основами избирательного права.
Задачи: познакомить учащихся с историей, сущностью, назначением, принципами выборов.
Форма проведения: лекция.
Ход проведения.
Педагог:
В жизни всегда приходиться выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т. д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.
На наших занятиях мы будем говорить об избирательном праве, избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача: выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в различных регионах Росси активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом, избирать. Почему так происходит? Попробуем разобраться.
Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственную. Представительская форма - основная форма осуществления государственное власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право в участвовать в политической жизни общества Система таких органов является народным представительством Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятию государственных решений Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги. Власть же ответственна перед народом и подконтрольная ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей власти и народа.
Система выборов сформировалась давно. У древних индейцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то и могли убить.
В древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.
Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам ни выбрать ослов конями?»
Основные вопросы народное собрание решало путем голосования.
Белый камень означал положительное решение, черный – отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это- так называемый остракизм, который ввел Клисфен.
В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой проходящий мог не только утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.
В России проект создания Государственной думы был предложен М.М. Сперанским в 1808 году. 17 октября 1905 года Николай 2 подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. 1Государственная дума начала работать в апреле 1906 года. В апреле 2006 года Российская общественность отметит 100- летний юбилей учреждения Государственной Думы.
Итак, выборы - это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.
Существуют следующие основные принципы демократических выборов:
Первый из них – всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т. е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.
Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии – на 7лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф. Рузвельт избирался президентом четыре раза.
Если в каком-либо государстве практикуется перенос или отмена выборов, то это дает повод усомниться в демократичности такой политической системы.
А теперь я предлагаю вам самим убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого я моделирую ситуацию, в которой какой-либо принцип нарушается, а вы должны построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.
Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли такое в современном обществе?
Ситуация 2. Во время голосования рядом с избирателем стоит некий человек в черном костюме. Он следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?
Занятие №2.
Тема: Типы избирательных систем.
Цель: охарактеризовать основные типы избирательных систем.
Задачи: учащиеся отрабатывают умения делать оценочные выводы, высказывать свое мнение.
Форма занятия: лекция.
Ход занятия.
Педагог:
Выборы – один из существенных признаков демократии. Они являются важнейшим средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. В демократическом государстве, это, пожалуй, самый массовый вид политической деятельности. В день выборов политикой занимаются не только наиболее активные люди, но и большинство граждан, становясь, по выражению Вебера, политиками «по случаю». Деятельность, связанная с выборами, или, как ее называют, электоральная (от латинского слова elector – избиратель, выборщик) деятельность, начинается задолго до дня голосования. Это кампания, т.е. проводимая в определенный период времени система действий, направленных на подготовку и проведений выборов. Политическая кампания происходит и в связи с проведением референдума.
Избирательная система. Избирательная кампания проводится по определенным правилам, установленным законом. Предусмотренные им процедуры призваны обеспечить свободное волеизъявление граждан. Это совокупность норм называется избирательной системой.
Исходной нормой является избирательное право, т.е. право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. В России это право закреплено в статье 32 Конституции РФ, где сказано, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Избирательное право являются всеобщим. В выборах и референдумах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, т.е. тех, кто по своему умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои гражданские права, а также лиц, находящимся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избирательное право является равным для всех граждан. Это означает, что на выборах каждый гражданин имеет один голос, а каждый депутат избирается от одинокого числа избирателей (т.е. избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей).
Избирательное право также является прямым. Избиратели выбирают депутатов и президента непосредственно из числа выдвинутых кандидатов.
Голосование осуществляется тайно; избиратель делает свой выбор, оставшись наедине с избирательным бюллетенем, в котором названы кандидаты.
В разных странах избирательные системы различны. Но их многообразие можно свести к трем вариантам: мажоритарной, пропорциональной или смешанной избирательным системам.
Мажоритарная система (от французского слова majorite – большинство) – это процедура определения результатов голосования, при которой избранным считается кандидат, набравший абсолютное или относительное большинство голосов. В первом случае избранным считается кандидат, получивший 50% плюс один голос от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если из нескольких кандидатов ни один не получит абсолютного большинства голосов, то выборы проводятся снова (второй тур), но участвуют во втором туре только два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Для второго тура правила бывают различные: один вариант признает избранным того, кто набрал больше голосов, чем другой кандидат (относительное большинство); в другом варианте избранным считается тот, кто набрал более половины голосов (абсолютное большинство).
Есть и такая разновидность мажоритарной системы, при которой избранным считается кандидат, получивший в первом туре относительное большинство (если, например, кандидат А получил 17% голосов, кандидат Б – 31%, кандидат В – 38%, то избранным считается кандидат В). Второй тур при этом не проводится.
У мажоритарной системы есть свои недостатки. В частности, результаты выборов отражают только те голоса, которые отданы за победителе, а остальные голоса «пропадают» (в нашем примере «пропали» все голоса, отданные кандидатам А и Б, т.е. 48% голосов участников голосования).
Пропорциональная избирательная система рассчитана на участие в выборах нескольких партий или избирательных объединений. Она основана на соответствии количества мест в представительном органе, получаемых партией, числу голосов, поданных избирателями. Из общего числа депутатских мандатов доля, полученная определенной партией, пропорциональна полученному ею проценту голосов от общего количества голосовавших. Если за партию (или избирательное объединение) проголосовали 20%, то она должна получить 20% мест в представительном органе, а другая партия, собравшая. Например, 40% голосов, получает депутатских мест больше в два раза, чем первая.
Пропорциональная система представляется более демократической, чем мажоритарная. Однако и ей присущи заметные недостатки. Эта система хорошо «работает» в странах, где на выборах соперничают 2-3 крупные партии. Но в странах, где имеют десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган окажется раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложнит его работу. Что бы избежать этого, во многих странах устанавливают определенный барьер, препятствующий прохождению мелких, маловлиятельных партий в законодательный орган. Такой барьер установлен и в России, где существует большое число избирательных объединений, многие из которых не пользуются большим влиянием на избирателей. На выборах избирательное объединение или партия, которая набрала менее 5% голосов, депутатских мандатов не получают. Избиратели, которые хотели, чтобы кандидаты от данной партии стали выразителями их воли в органе власти, представителей в нем не имеют. Их голоса делятся между партиями, победивших на выборах.
Таким образом, ни мажоритарная, ни пропорциональная избирательные системы не являются совершенными: идеального механизма выбор нет.
В ряде стран пытаются сочетать оба способа выборов в высший законодательный орган. В этом случае возникает смешанная избирательная система. Такова и система выборов в Государственную Думу Российской Федерации, в которой на 225 мест из 450 депутаты избираются мажоритарной системе, а на оставшуюся половину мест – по пропорциональной.
Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 18 сентября 2016 года в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Выборы пройдут по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), а ещё 225 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а кандидатам в округах простое большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] годов.
На 1 июля 2015 года в Российской Федерации (включая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) было зарегистрировано 109 902 583 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ и в городе Байконур 111 782 877 избирателей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.
Всю территорию РФ Центризбирком разделил на 225 избирательных округов с учётом границ субъектов федерации. На территории каждого субъекта образовано не менее одного округа. Для нарезки округов высчитывалась единая норма представительства (ЕНП): число всех избирателей по данным на лето 2015 года 109 902 583, разделили на 225 думских мандатов и получили число 488455. Затем количество избирателей в каждом регионе страны разделили на норму представительства. Полученное число количеством мандатов, которые получает субъект федерации.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 сентября 2015 года Центризбирком обнаровал нарезку одномандатных округов. Больше всего округов получили Москва (15), Московская область (11), Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 8). В присоединённом Крыму будет создано 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым. В 32 субъектах по одному округу, в 26 субъектах по два округа, в 6 субъектах по три округа, в 10 субъектах по четыре округа, в трёх субъектах по 5 округов, в двух субъектах по 6 округов, ещё в двух субъектах по 7 округов, ещё в двух по 8 округов. Самым малочисленным оказался избирательный округ на территории Ненецкого автономного округа около 33 тысяч человек. Самым людным получился округ в Астраханской области 747 тысяч. Госдума должна утвердить проект нарезки округов до 5 декабря 2015.
Вопросы:
1.Что такое избирательная система?
2. Каковы важнейшие характеристики избирательной системы в Российской Федерации?
3. Каковы различия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
4. В чем заключаются их достоинства и недостатки?
Занятие №3.
Тема: Основные этапы избирательной кампании.
Цель: охарактеризовать основные этапы избирательной кампании.
Задачи: учащиеся отрабатывают умения выделять главное, решать проблемные задачи.
Форма работы: лекция.
Ход занятия.
Началом избирательной кампании является назначение выборов. В законах определенно, кто имеет право назначать выборы. Например, в России выборы в Государственную Думу назначают Президент, а выборы Президента назначает Совет Федерации. Законы точно определяют порядок назначения выборов. Так, выборы нового состава Государственной Думы должны быть назначены на первое воскресенье после истечения 4-летнего конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Объявление о назначении срока выборов должно быть сделано не менее чем за 4 месяца до дня выборов. Именно эти 4 месяца и являются периодом избирательной кампании.
Осуществлять подготовку и проведение выборов (и референдумов) в Российской Федерации призваны избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии действуют самостоятельно и независимо от органов государственной власти и местного самоуправления. Они подчиняются только Конституции, законам и актом вышестоящих комиссий.
При проведении выборов образуются избирательные округа. Так называются территории, от которой гражданами непосредственно избираются депутат (или депутаты), выборное должностное лицо (например, Президент). В зависимости от избирательной системы округа могут быть одномандатными и много мандатными. В России выборы Президента осуществляются по одномандатному округу, которым является все территория страны. При выборах депутатов представительных органов власти в разных странах создаются как одно -, так и многомандатные избирательные округа. Выборы в Государственную Думу России, как сказано выше, проводится по смешанной системе. Для выборов 225 депутатов образуются 225 одномандатных округов (мажоритарная система). Еще 225 депутатов избираются по спискам избирательных объединений и партий, для чего образуется один федеральный орган, в котором депутатские мандаты распределяются пропорционально числу голосов, поданных за каждое избирательное объединение.
Важным этапом избирательной компании является выдвижение кандидатов.
Кто может выдвигать кандидатов? Согласно Закону РФ «об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» возможны три варианта выдвижения кандидата: во-первых, избирателями; во-вторых, избирательными объединениями; в-третьих, путем самовыдвижения. Законы регулируют выдвижение кандидатов. Так, кандидатов от общероссийских избирательных объединений, зарегистрированных в органах юстиций, выдвигаются федеральные съезды этих объединений тайным голосованием.
Кто может быть кандидатом в депутаты? Право быть избранным - это одно из политических прав всех граждан. Законы устанавливают лишь определенный возрастной ценз. Согласно Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. А вот Президентам может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. (Подумайте, почему к кандидату на должность Президента закон выдвигает такие требования.)
Помимо правовых норм, существуют и иные требования к кандидату, сложившиеся в практике политической деятельности. Его должны знать жители данного избирательного округа. От кандидата в депутаты требуется профессиональная компетентность, умение быстро ориентироваться в обстановке, умение представлять интересы различных социальных групп, владение навыками ораторского искусства, умение слушать людей. (Подумайте, какие еще требования следовало бы предъявить к кандидату в депутаты.)
После представления в избирательную комиссию данных о выдвинутых кандидатах проводится сбор подписей в их поддержку. Количество подписей определяется законами России, субъектов Федерации. Собравший необходимое количество подписей в свою поддержку кандидат регистрируется избирательной комиссией.
Регистрация кандидатов позволяет перейти к следующему этапу избирательной кампании, на котором развертывается предвыборная борьба между кандидатами, избирательными объединениями, политическими силами.
Каждая партия или кандидат стремится к расширению сферы своего влияния, к привлечению на свою сторону избирателей. Предвыборная агитация – это и есть деятельность граждан, кандидатов, избирательных объединений, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
Кандидат выдвигает свою избирательную платформу – совокупность ясных для избирателей положений, направленных на решение важных проблем страны, региона.
Всем кандидатам и избирательным объединением должны быть гарантированны равные права при проведении агитации. Но поскольку их возможности неодинаковы, государственные и муниципальные органы предоставляют им определенные денежные средства, создают возможность бесплатной агитации в определенных пределах.
В этот период активно работают команды кандидатов. Это разносчики листовок и других материалов, расклейщики плакатов, агитаторы у стендов с предвыборными материалами и другие лица, работающие под руководством координаторов. В составе команды – ответственные за паспорт, рекламу в средствах массовой информации, контакты с прессой. Должны быть созданы равные условия для выступления кандидатов по радио, на телевидении. Кандидаты стремятся довести до избирателей положительную информацию о себе; негативную информацию о своих соперниках; свою программу, ее сравнение с программами других кандидатов; ответы на критику со стороны оппонентов.
Предвыборная борьба не всегда ведется с соблюдением установленных правил. К сожалению, регистрируются немало случаев, когда в ход идут дезинформация, попытки запутать избирателей.
Предвыборная агитация заканчивается ровно за сутки до дня выборов. День отводится избирателям ан размышление, а затем наступает завершающий этап – голосование и определение результатов выборов.
Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень, содержащий список кандидатов или избирательных объединений, отмечает тех, кого он желает избирать. Бюллетени опускают в урну для голосования лично избирателями. После завершения времени, отведенного для голосования, участковая избирательная комиссия распечатывает урны и производит подсчет голосов.
Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если количество участников голосования будет ниже установленной законом норм (например, 50% или 25% от числа избирателей, включенных в списки).
Чтобы гарантировать права избирателей и предотвратить фальсификацию выборов, осуществляется контроль над голосованием. Для этого в избирательные комиссии включаются представители кандидатов или избирательных объединений. Кроме того, контроль осуществляется наблюдателями от партий, избирательных объединений, кандидатов. Возможно, и участие международных наблюдателей контролеры присутствуют при опечатывании урны до начала голосования, находится на избирательном участке в течение всего дня, наблюдают за вскрытием урн, подсчетом голосов, заполнением протоколов.
После сведения данных о результатах голосования избирательными комиссиями публикуются сведения об итогах выборов.
Избирательная кампания – это важный, насыщенный событиями период политической жизни. В деятельность по ее проведению вовлекается значительное число людей, а в голосовании, как правило, участвует большая часть граждан. При соблюдении установленных норм в ее результатах отражается воля народа.
Вопросы и задания:
1.Что такое избирательная кампания? Какие события являются ее началом и завершением?
2.Охарактеризуйте основные этапы избирательной кампании.
3. Американский политический обозреватель Дж. Уилл так оценивал значение выборов: «Голосование не определяет ход событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий». Так сможет ли голосование повлиять на последующий ход событий или нет? Свой ответ аргументируйте.
Подберите из СМИ, сети Интернет материалы о выборах, о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним. Проанализируйте информацию и выскажите свою точку зрения.
Занятие №4-5
Тема: Молодежь и выборы.
Цель: Формирование навыков позитивного и ответственного отношения к выборам.
Задачи: Учащиеся учатся работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, делать оценочные выводы.
Форма проведения: практикум.
Ход занятия.
Вниманию учащихся предлагается ряд документов. Прочитав их, уч-ся, отвечают на вопросы к ним и выполняют задания.
Документ №1
Молодежь - обновляющая сила.
И.М. Ильинский. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи.
Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции или реформы вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план. И вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом и состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.
Вопросы и задания:
1.Как автор документа характеризует молодежь?
2.Что говориться в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?
3. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова « социологическая функция молодежи в обществе»?
Документ №2.
Демократия и охлократия.
И.А. Ильин. Демократии в России?
Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и политического строя страны и его нужд, вернее видение политических, международных и военных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений
Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности при котором голосует не народ, а обманываемая толпа; и из этого вытекает не демократия, а охлократия (правление толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации.
Вопросы и задания.
1. Каково ваше отношение к размышлениям И.Ильина(1882-1954)?
Какие мысли вы поддерживаете, какие – вызывают у вас сомнение и неприятие?
2. Чтобы опасения И.Ильина не стали реальностью, возможны два решения: либо не вводить выборы вообще, пока народ не достигнет нужного уровня образованности и осведомленности; либо ввести ценз, позволяющий отделить подготовленных граждан от неподготовленных. Есть ли третий вариант? Что вы думаете по поводу возможных вариантов предотвращения опасностей, о которых говорил И.Ильин?
3. Как соотносятся идеи И.Ильина и принципы всеобщности выборов, каким способом можно определить необходимую степень готовности народа к введению всеобщих выборов?
4. Подтверждает ли постсоветская Россия Опасения И.Ильина?
.Документ №3
Почему люди не участвуют в выборах?
М. Паренти. Демократия для немногих.
Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе. За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе – ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.
Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей – это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарованья. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Вопросы и задания.
Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия?
Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины, и последствия пассивной части граждан России на выборах?
Каковы причины участия и неучастия молодежи в выборах?
Занятие №6-7.
Тема: Высшие органы власти и управления в Российской Федерации.
Цель: Формирование представлений о деятельности высших органов власти и управления в Р.Ф.
Задачи: Познакомить учащихся с системой органов государства; с принципами их формирования; используя Конституцию Р.Ф., рассмотреть полномочия и компетентность законодательной, исполнительной и судебной власти; Способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Форма проведения: Лабораторная работа (работа с Конституцией)
Ход проведения.
Педагог: Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим структуру и деятельность высших органов власти и управления в Р.Ф.. Используя Конституцию, узнаем, какие органы государственной власти избираются народом, как они функционируют, что находится в их компетенции.
Итак, система органов государства представляет собой организованное единство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.
Конституционно-правовой статус органов российского государства определяется Конституцией Р.Ф., Конституциями и Уставами субъектов Р.Ф., законами Р.Ф. и ее субъектов, указами Президента Р.Ф., постановлениями Правительства Р.Ф. и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
В основе формирования Государственных органов лежат следующие принципы:
Принцип представительного правления. Данный принцип означает, что органы законодательной власти избираются народом непосредственно, выражает его волю. Путем выборов формируются представительные органы и Президент в России. Этот принцип находит свое проявление и в отчетности представительных органов перед избирателями.
Принцип разделения властей предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти осуществляются различными государственными органами, которые друг друга сдерживают и уравновешивают в процессе их создания и реализации своих полномочий.
Принципа федерализма, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Суть данного принципа в том, что в вопросах формирования государственные органы федерации и её субъекты самостоятельны.
Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и другие законы государства в процессе формирования и организации деятельности подотчетных и подчиненных государственных органов.
Предлагаю вам разделиться на группы и, используя Конституцию Р.Ф. составить тезисный отчет с указанием статей по плану
1 группа. Президент Р.Ф.
а) Положение Президента Р.Ф. в системе Г.О., порядок избрания.
б) Его конституционный статус.
в) Компетенция Президента.
г) Основы взаимодействия Президента с Федеральным Собранием.
д) Основания прекращения полномочий Президента.
2 группа. Федеральное Собрание Р.Ф.
а) Конституционный статус Федерального Собрания Р.Ф.
б) Состав, порядок формирования и деятельность Ф.С.
в) Общая компетенция Федерального Собрания Р.Ф.
г) Компетенция палат Ф.С.
3 группа. Правительство Р.Ф.
а) Порядок формирования и состав Правительства.
б) Компетенция Правительства Р.Ф.
в) Сроки полномочий и условия отставки Правительства Р.Ф.
4 группа. Судебная система Р.Ф.
а) Компетенция Конституционного Суда.
б) Верховного Суда.
в) Арбитражного Суда Р.Ф.
5группа. Прокуратура Р.Ф.
а) Статус Прокуратуры Р.Ф.
б) Система органов Прокуратуры.
Занятие №8
Тема: Законодательство Российской Федерации о выборах в органы Государственной власти и местного самоуправления.
Цель: Познакомить учащихся с законодательством Р.Ф. о выборах в органы Государственной власти и местного самоуправления.
Задачи: Учащиеся развивают умение слушать, выделять главное, анализировать, делать выводы, задавать вопросы.
Форма проведения: Встреча с председателем территориальной избирательной комиссии Ребровой И.В.
Ход занятия.
Реброва И.В. познакомит учащихся с содержанием законов Р.Ф.:
«О политических партиях»; «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания»; «О выборах Президента Р.Ф.»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.».
Занятие № 9-10
Тема: Избирательная кампания.
Цель: В игровой форме провести избирательную кампанию.
Задачи: выработка умения отстаивать свою точку зрения на политические вопросы, воспитание толерантности к иным взглядам и позициям.
Форма проведения: Деловая игра.
Класс предварительно делится на две-три команды («партии»), которые заранее говорят программу своей организации, продумывают ее символику.
Игра состоит из пяти туров. За выполнение заданий каждого тура команда получает пять «голосов избирателей». В некоторые туры включены задания под рубрикой «Дополнительные голоса избирателей». В конце игры проводится голосование. В урну для голосования опускается «избирательные бюллетени». Каждый ученик имеет один голос и вправе отдать его за любую из «партий». После подсчета голосов (для чего создается специальная комиссия) учитель добавляет каждой «партии» очки, заработанные в ходе игры.
Ход проведения:
Учитель: Время летит быстро, иногда слишком быстро. Кажется, совсем недавно мама читала тебе на ночь добрые сказки, а вот новости тебя совсем не интересовали. Проходит время, и ты начинаешь с интересом следить за выпусками новостей и хорошо ориентироваться в политических процессах, происходящих в России. Ты начинаешь понимать, что нельзя оставаться равнодушным к этому, что можно предложить свой сценарий развития страны и знаешь, как можно решить какую-то конкретную проблему общества. Мы рады приветствовать команды-участницы на игре “Ты сам отвечаешь за всё!”, посвящённой избирательному праву.
Предлагаем нашим участникам придумать названия своих команд.
Представление жюри.
Наш первый тур называется “Блиц-турнир”. (Задаются по очереди вопросы двум командам, ответ дается сразу).
1.Основной закон государства (Конституция РФ).
2. Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
3.Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
4.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
5.Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
6.Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
7. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
8. Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) ).
9. Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
10. Выборы депутатов парламента проходят каждые (4года).
11. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).
12. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее (10 лет).
Задание №2: (написано на карточках)
1) В одном американском фильме авантюрист, мелкий воришка по фамилии Джонсон становится членом Сената благодаря известной фамилии. Избиратели голосовали не за идею, не за человека, а за известную фамилию. “За кого голосуем?” – спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы всегда голосуем за Джонсонов”.
Охарактеризуйте политическую культуру этой семейной пары.
2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.
Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого голосовать и ни за кого не стал опускать бюллетень”.
Поведение кого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?
(Жюри оценивает – 2 балла.)
Второй тур.
Предвыборные обещания.
Какие проблемы вы обещаете своим избирателям решить? Продумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей компании.
Финансирование избирательной кампании.
Поясните, почему указанные вами организации, частные лица хотят поддержать вас на выборах.
Время на подготовку - 5 минут.
Третий тур.
Политика и мораль.
Вы получили сообщение о том, что лидер соперничающей партии:
- страдает хроническим заболеванием;
- деспотически ведет себя в семье;
- злоупотребляет спиртным.
Что, на ваш взгляд, необходимо сделать (во всех перечисленных случаях или в каждом отдельно):
созвать пресс-конференцию и распространить получению;
игнорировать эти сведения;
шантажировать с их помощью своего соперника?
Свой выбор поясните.
Время на подготовку – 5 минут.
Четвертый тур.
“Викторина. Как я знаю избирательное право?”
(Вопросы задаются ведущим и проецируются на экран.) Жюри оценивает конкурс так: 1 правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет задано 5 вопросов. Следовательно, максимальное количество баллов за участие в этом конкурсе – 5 баллов.
1) Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования:
А)Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики;
Б) Падает рейтинг кандидатов;
В)Падает активность избирателей;
2) Всенародное голосование граждан по законопроектам и другим вопросам государственного значения называется:
А) Консилиум;
Б) Всероссийский совет;
В) Референдум;
3) Участие граждан в решении государственных вопросов через выборные органы является отличительным признаком:
А) Взаимной ответственности государства и личности;
Б) Прямой демократии;
В) Гражданского общества;
4) Путём референдума нельзя решать:
А) Вопрос о помиловании;
Б) Вопрос о принятии Конституции;
В) Вопрос о пересмотре действующего закона;
5) Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:
А) Государственная Дума Российской Федерации;
Б) Президент страны;
В) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).
6) Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
А) Двойное гражданство;
Б) Признание его судом недееспособным;
В) Долгое пребывание за границей;
Г) Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда;
Д) Необразованность.
7) С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
А) 21 год;
Б) 18 лет;
В) 25 лет.
8) Что такое пассивное избирательное право?
А) Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления?
Б) Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;
В) Право агитировать за того или иного кандидата.
9) С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания?
А) 21 год;
Б) 18 лет;
В) 25 лет.
10) Что такое активное избирательное право?
А) Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
Б) Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;
В) Право не участвовать в голосовании.
Дополнительные голоса избирателей.
Подготовьте двухминутное сообщение по следующим темам:
Почему СМИ называют четвертой властью?
Как влияет уровень образованности человека на восприятие им политической рекламы?
Ведущий: Итак, наша игра окончена. Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?
Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все!
Занятие №11-12
Защита творческих проектов.
В заключение курса проводится 2-х часовое занятие социальной практики, предусматривающие применение положений избирательного законодательства в учебной деятельности и жизненных ситуациях в форме защиты социальных проектов.
Примерные темы проектов:
Я - кандидат в депутаты Государственной Думы.
Я – избиратель.
Кодекс чести депутатов.
Идеальные выборы: мои предложения.
Школьное самоуправление.
Если бы меня избрали Президентом.
Наказы депутату.
Памятка избирателю.
Используемая литература.
Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал.
( №8-2003год, стр. 27; №10-2003год, стр. 61; №1-2004год, стр. 43, 44; №5-2005 год, стр.76; №3-2005год, стр. 48; №5-2006год, стр.48).
2.Человек и общество (дополнительные материалы к учебнику). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Москва. 2000год.
3. Государство и дети: реальность России: Материалы международной научно-практической конференции. Москва.1995год.
4. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Москва 1992год. (т.2).
5. П.А.Баранов. Обществознание в таблицах (справочные материалы). Москва 2010год.
6. В.О. Мушинский. Основы правоведения. Москва. 1994год.
7. А.Ф. Никитин. Обществознание (справочное пособие). Москва 2006год.
8. Е.Н. Захарова. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». Москва.2008год.
15