Элективный курс по русскому языку в 10 — 11 классах Русское правописание: орфография и пунктуация
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края
Рассмотрено
методическим советом школы
протокол ___ от_____201__г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от __________201__г. №___
Рабочая программа курса
«Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 -11 классы
(среднее общее образование)
на 2015 -2016 учебный год
Составитель: Петрова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Кулунда 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Русское правописание: орфография и пуктуация» составлена на основе авторской программы элективного курса для 10-11 классов (авт.- сост. С.И. Львова), -3-е изд.-М.: Мнемозина, 2009, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
( полного) общего образования по русскому языку.
Количество часов для изучения учебного материала приведено в соответствии с продолжительностью учебного года и программным материалом для учащихся 10 класса- 35 часов, для учащихся 11 классов – 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов:
10 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Программа
С.И.Львовой
Рабочая программа
1
Особенности письменного общения
2
2
2
Орфография
32
33
2.1
Орфография как система правил правописания
2
2
2.2
Правописание морфем
18
18
2.2.1
Правописание корней
6
2.2.2
Правописание приставок
3
2.2.3
Правописание суффиксов
6
2.2.4
Правописание окончаний
3
2.3
Слитные, дефисные и раздельные написания
10
11
2.4
Написание строчных и прописных букв
2
2
ИТОГО
35 часов
Таблица тематического распределения количества часов:
11 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Программа
С.И. Львовой
Рабочая программа
1.
Речевой этикет в письменном общении
2
2
2.
Пунктуация
32
32
2.1
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
3
3
2.2
Знаки препинания в конце предложения
1
1
2.3
Знаки препинания внутри простого предложения
13
13
2.4
Знаки препинания между частями сложного предложения
8
8
2.5
Знаки препинания при передачи чужой речи
3
3
2.6
Знаки препинания в связном тексте
4
4
ИТОГО
34 часа
34 часа
2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой элективного курса для 10-11 классов (авт.- сост. С.И. Львова), -3-е изд.-М.: Мнемозина, 2009
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задачник. Сборник заданий и методические рекомендации. -М.: «Экзамен», 2011
Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. -М.: ВАКО, 2010.
Гольцова Н.Г.,Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя.- 5-е изд., испр..- М.:»Русское слово» 2009.
Т.А. Долина. Русский язык. КИМы для подготовки к ЕГЭ.-М.: 2010
Календарно – тематическое планирование курса в 10 классе
« Русское правописание: орфография и пунктуация»
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Даты проведения
Оборудование урока
план
факт
Особенности письменного общения
2
1
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
1
Мультимед.през. «Русский язык»
2
Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний.
1
Орфография
33
Орфография как система правил правописания
2
А 3,А5 ЕГЭ
3
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
1
Таблица «Русская орфография»
4
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.
1
Правописание морфем
18
Правописание корней
6
5.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.
1
Распечатки с текстами
ПЧ+ТГ
6
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
1
Тренажер А 15
ПЧ+ТГ
КПр
7
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).
1
Лингвистическая игра-викторина
8
Группы корней с чередованием гласных
1
Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»
ПЧ
9
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
1
Мульмед.през. «Занимательная орфография»
10
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
Комплексный анализ текста
Правописание приставок
3
11
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.
1
Мультимед.през. «Правописание приставок»
12
Приставки на з/с- фонетический принцип написания.
1
ПЧ+ТГ
13
Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания.
1
Мульмед.през. тесты с заданием А14 ЕГЭ
Правописание суффиксов
6
14
.Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
1
Мультипрез. «Русский язык-это интересно»
15
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
1
Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка»
ПЧ
16
Типичные суффиксы прилагательных и их написание
1
ПЧ Тесты с заданием А 14 ЕГЭ
17
Типичные суффиксы глагола и их написание.
1
18
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1
Мультимед.през. «Причастие и дееприч.»
КПр+онлайн тестирование
19
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
1
« Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»
ПЧ+ТГ КПр
Онлайн тестирование
Правописание окончаний
3
20
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи..
1
Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ
21
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.
1
«Рассыпавшиеся» тексты .
ПЧ+ТГ
22
Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы.
1
Текстоведческий анализ
Слитные, дефисные и раздельные написания.
11
23
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
1
Модели предложений с причастным оборотом
24
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
1
Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ
25
Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.
1
Модели двусоставных и односост. Предложений
ПЧ+ТГ
26
Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.
1
Орфографический словарь
27
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.
1
Мульт.мед. през. «Правописание наречий»
28
Особенности написания производных предлогов.
1
Таблица «Правописание предлогов»
29
Смысловые,грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.
Модели ( чтобы,также и тп)
30
Образование и написание сложных слов ( имена сущ., прилагательные, наречия).
1
Модели сложных предложений различных видов.
31
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1
Мультимед.през. «Гордость России»
32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
1
Таблица
«Частицы НЕ и НИ»
33
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
1
«Рассыпанные строчки стихотворения»
Написание строчных и прописных букв
2
КИМы ЕГЭ
34
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
Распечатки текстов для работы в парах.
35
Работа со словарем «Строчная или прописная ?»
1
ИТОГО
35 часов
Календарно – тематическое планирование в 11 классе
Номер
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Даты проведения
Оборудование урока
план
факт
Речевой этикет в письменном общении
2
1
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке.
1
Мультимед.през. «Русский язык»
2
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.
1
Толковый словарь тесты
А 3,А5 ЕГЭ
Пунктуация
32
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
3
3
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основные назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
1
Цитаты лингвистов
Модели деловых бумаг
4
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
1
Модели предложений
5
Разделы русской пунктуации.
1
Таблица «Структура русской пунктуации»
Знаки препинания в конце предложения.
1
6.
Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.
1
Тренажер А 15
Знаки препинания внутри простого предложения
13
Лингвистическая игра-викторина
7.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
1
Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов»
8
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.
1
Мульмед.през. «Занимательная орфография»
9
.Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами.
1
Комплексный анализ текста
10
Однородные и неоднородные определения.
1
Карточки с заданием ЕГЭ А9
11
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
1
Задания А17
12
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.
1
Мультимед.през. «Причастный оборот»
13
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и дееприч. оборотом.
1
Мульмед.през. тесты с заданием А4 ЕГЭ
14
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
1
Распечатки тестов для работы в паре
15
. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.
1
Мультипрез. «Русский язык-это интересно»
16
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.
1
Распечатки дидактич. Карточек с разноуровневыми заданиями
17
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
1
Тесты с заданием А 10 ЕГЭ
18
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
1
19
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.
1
Мультимед.през. Тренажер к ЕГЭ А 20-22
Знаки препинания между частями сложного предложения.
8
« Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.»
20
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Тесты заданий А18 ЕГЭ
21
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
1
Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ
22
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.
1
«Рассыпавшиеся» тексты стихотворений..
23
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
1
Текстоведческий анализ
24
Семантико- интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
Редактирование текста Модели сложных предложений различных видов.
25
Грамматико - интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.
1
Модели предложений
26
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ
27
Сочетание знаков препинания
1
Модели двусоставных и односост. предложений
Знаки препинания при передачи чужой речи
3
28
Прямая и косвенная речь
1
Тесты с заданием ЕГЭ А 19
29
Оформление на письме прямой речи и диалога.
1
Таблица «Правописание предлогов»
Тесты с заданием А22
30
Разные способы оформления на письме цитат.
1
Модели ( чтобы,также и тп)
Знаки препинания в связном тексте
4
31
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.
1
Мультимед.през. «Тесты заданий В 1-6»
32
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.
1
Редактирование текста ;тест А 25
33
Авторские знаки
1
Текстоведческий анализ текста
34
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
1
Распечатки КИМов ЕГЭ для работы в парах.
ИТОГО
34 часа
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 615