Программа кружка Музейное дело


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н. КАШТАНКИНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Возраст или класс: 5
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 час
Планирование составлено на основе программы «Преподавание основ музейного дела в школе. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2011 год.
Рабочую программу составил (а) ______________________ Калёнкова Ольга Сергеевна
подпись расшифровка подписи
Дополнительная общеобразовательная программа «Музейное дело» составлена на основе программы «Преподавание основ музейного дела в школе. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2011 год.
Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации по средствам музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и общественно-воспитательных целях.
Школьный музей является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории края, школы, Школьный музей - центр музейно-педагогической работы в школе. Основу музея школы представляют три действующие сменные экспозиции: «Моя малая Родина», «Школа - вчера, сегодня, завтра…», «Память». По своему профилю музей является историко-краеведческим.
Цель основания школьного музея:Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Задачи его развития:
Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию;
Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных жителей Поволжья, гордости за свою Родину;
Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
Содействовать развитию общественной активности учащихся;
Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
Воспитывать у учащихся музейную культуру;
Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы;
Популяризация работы школьного музея.
Музейный уголок организован в школе 2010 году на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива учащихся, наличия фонда подлинных и научно-вспомогательных материалов. Собранный материал составляет фонд школьного музея. Учет фонда ведется в инвентарной книге. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения и школьного музея. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, запрещается. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой.
Задачи программы:
Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
Сформировать научные и профессиональные интересы.
Воспитать музейную культуру.
Адресность:
Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 11-16 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из учащихся примерно одинакового уровня подготовки.
Принципы функционирования программы
Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей села; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Функции музея:
Научно-документальная - реализуется в изучении определенных фактов, характеризующих развитие образовательного учреждения. В музейном уголке представлены материалы о герое Великой Отечественной войны, имя которого носит наша школа, Викторе Николаевиче Каштанкине. Кавалере трех орденов Славы Вершине М.А. и «Человеке крылатых подвигов» Бердникове В.Ф. Помимо этого собран материал о учителях ветеранах и фронтовиках нашего села. В настоящее время этими материалами пользуются экскурсоводы, учителя, при проведении бесед, уроков, выставок, классных часов.
Исследовательская. Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, докладов, сочинений, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея. В школе, районе проводятся научно-практические конференции учащихся, на которых одна из секций посвящена краеведению. В школе есть традиция проведения Уроков памяти, на которых ребята- исследователи музея выступают с результатами своих исследований.
Образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления, способствует развитию детского самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации учющихся. Музей - это место, где ребенок получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому края, поселка, школы, усваивает этические ценности. Использование символов Государственной власти при проведении школьных торжественных мероприятий создает условия для развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
Общее руководство деятельностью музейного уголка осуществляет руководитель образовательного учреждения.
Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.
Текущую работу музея осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся и представители общешкольного родительского комитета.
Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, стоящих перед школой. Актив музея пополняет фонды музея путем организации походов, экскурсий, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок. Проводит экскурсии для учащихся, родителей, жителей поселка; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.
Программа включает:
изучение истории музееведения в России;
ознакомление с основами музейного дела;
практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий), поисково - исследовательская работа (сбор информации, материалов для музея, составление и реализация проектов, популяризации музейного дела), рекламно - просветительская деятельность (связь со средствами массовой информации школы, района, области, поддержание связи с музеями г. Ульяновска, музеями РФ через Интернет, создание и пополнение своей Web страницы о музее)
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Данная программа рассчитана на три года обучения. Количество детей в группе составляет 15 человек. Время занятий составляет 45 минут, занятия проходят 1 раз в неделю Ср 14.30 – 16.10
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, круглый стол, культпоход;
творческие дела – участие в конференциях, школьных мероприятиях, оформление экспозиций музея.
Занятия и экскурсии для учащихся проводятся согласно плану работы школьного музея «Возрождение».
Содержание основной работы экспозиции «Моя малая Родина»:
Обзор литературы, подбор и систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации;
Сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта.
Сбор природного материала, оформление гербариев, изготовление поделок из собранного материала.
Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
Осуществление связи с музеями краеведения посредством посещения музеев (г. Ульяновска), сотрудничества между активами музеев.
Оформление фотовыставок на тему «село Большие Ключищи – моя малая Родина»
Организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе, мой край, в минуты вдохновения…»
Организация поисково-исследовательской работы и отчет о ней.
Организация встреч и известными людьми села, Ульяновского района, Ульяновской области.
Организация дискуссий, бесед с просмотром видеофильмов об истории края, города, поселка.
Участие в городских и школьных мероприятиях, направленных на формирование гражданско-патриотической позиции школьников.
Содержание основной работы экспозиции «Школа-вчера, сегодня, завтра…»
Сбор материала: документы, фотографии, грамоты, письма, материалы из газет, журналов, видео- документы.
Оформление стендов по данной экспозиции.
Подготовка экскурсоводов.
Разработка и проведение экскурсий.
Организация встреч с выпускниками и ветеранами школы.
Участие в школьных праздниках: «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «Юбилейные вечера»
Содержание основной работы экспозиции «Память»
Сбор материалов о ветеранах ВОВ, афганской и чеченской войны - жителях поселка, выпускниках школы.
Организация встреч с ветеранами афганской и чеченской войны, родными, друзьями, учителями воинов-интернационалистов.
Оформление экспозиций: стендов и витражей согласно тематике.
Разработка и проведение экскурсий по экспозициям.
Осуществление связи с музеями г. Ульяновска, специализирующихся в данном направлении, сотрудничество с сотрудниками музея.
Проведение тематических мероприятий по данной тематике (Уроки мужества, День Памяти, выставки детских творческих работ).
Беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов по данной тематике.
Проведение акций «Никто не забыт, ничто не забыто».
Условия для реализации программы
Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.
Направленность программы
Программа рассчитана на три года обучения. Возраст обучающихся: от 11 до 16 лет.
2. Учебно-тематическое планирование
I год обучения
№ Тема занятия Теоретическое содержание материала часы Содержание практических работ часы
1 Вводное занятие Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с программой обучения. Совет музея. Экскурсовод. 1
Правила ведения музейной документации. 1
2 Я – житель с. Большие Ключищи История с. Большие Ключищи.
Встречи со старожилами села Большие Ключищи 2
2 Фотовыставка «Виды родного села»
Создание экспозиции «с. Большие Ключищи прежде», «с. Большие Ключищи сегодня»
Подготовка экскурсий по стендам музейного уголка. 2
2
3 Музейный работник Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и память, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. 2
Ведение музейной документации. Оформление музейных экспозиций. 2
4 Экспозиция «Школа – вчера, сегодня, завтра» Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее традициями. 2
Работа над проектами.
Пополнение экспозиции. 2
5 «Гордость школы» Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. 2 Работа над проектами.
Пополнение экспозиции «Школа – вчера, сегодня , завтра» 2
6 Символика с. Большие Ключищи Символика. История символики. История создания герба и флага с. Большие Ключищи 2 Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Моя малая родина» 2
7 История моей семьи в истории поселка. Акция – конкурс « Самая интересная фотография нашей семьи» 2 Экскурсия – лекция « Из семейного альбома» 2
8 Военная история Симбирского края Изучение военной истории Симбирского края. Подготовка экскурсии. 2
Пополнение экспозиции «Память». Тематическая выставка 2
9 Встреча с участниками и ветеранами ВОВ. Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами, вдовами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. 2
2
Фотосессия «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны, вдов ВОВ). Пополнение экспозиции «Память» 2
2
10 Чтобы помнили Ознакомление с экспозицией (выпускники школы, участвующие в военных действиях) 2 Проведение экскурсии. 2
11 Быт жителей села Большие Ключищи Изучение материальной культуры села. Жилище. Одежда. Утварь. 2 Пополнение экспозиции «Моя малая родина» проведение экскурсий для учащихся. 2
2
12 Православная страница в истории родного края Изучение православия в Симбирской губернии. Церковь в селе Большие Ключищи. Встречи с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиереем Михаилом Качаловым. 2
2 Пополнение экспозиции «Православная страница в истории родного края» проведение экскурсий для учащихся. 2
13 Экология села. Экологические проблемы нашей малой родины. Пути их решения. 2 Фото-акция «Экологические проблемы» Научно-исследовательская проблема. 2
14 Музейное сотрудничество. Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями. 2 Обзорная лекция – экскурсия для гостей из других музеев. 2
15 Защита творческих проектов учащихся. 2
16 Итоговое занятие Итоги работы школьного музея.
Учет экспонатов и документального фонда школьного музея. 2
ИТОГО 70ч 4.Диагностика результативности программы
Ожидаемые результаты
Предполагается, что воспитанники научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
Разовьют наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление.
Сформируют широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
Сформируют активную гражданскую позицию.
Методы определения результативности
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
книги поступлений;
акта приемки–сдачи;
карточки описания поступающих экспонатов
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций школьного музея.
5. Участие в районной краеведческой конференции учащихся и других научно- практических конференциях.
6. В конце каждого года обучения проведение деловой игры «Создаем музей», создание и защита собственных проектов музейного дела
Методические комментарии
Раздел № 1. История музейного дела.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), районный краеведческий музей, областной краеведческий музей.Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.
Учащиеся должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.Учащиеся должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.
Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.
Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.
Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–экспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.
Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.
Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.
Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсии.
Список литературыДля учащихся:
Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
Для педагогов:
Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. «Преподавание основ музейного дела в школе. / дополнительное образование, УЦ «Перспектива» Москва, 2011 год.
Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.
Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды