Научная статья Система развития и поддержки талантливых и одаренных детей в муниципальном образовательном пространстве Красносулинского района


Система развития и поддержки талантливых и
одаренных детей в муниципальном образовательном пространстве Красносулинского района
Г.Ч.ЛавроваЧеловечество действительно нуждается
в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.
В.П.ЭфроимсонСтатуя есть в каждом камне. Надо только уметь её высечь.
Микеланджело
Сегодня в условиях модернизации общего образования одной из важнейших задач образовательной политики нашего государства является формирование профессиональной элиты общества, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей, создание благоприятных условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является развитие системы поддержки талантливых детей. Данное направление имеет долгосрочные перспективы как ресурс сохранения генофонда страны, как предпосылка социально-экономического и культурного прогресса на основе реализации творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи.
Вопросам развития и поддержки детской одаренности в Красносулинском районе уделяется большое внимание. Но сегодня необходимо отметить, что система работы с одаренными детьми в нашем районе имеет богатую историю.
Пионерами в системной и целенаправленной работе с одаренными детьми стали впервые в Ростовской области педагоги МБОУ ДОД ГЦВР «Досуг», на базе которого в 1993 году была создана лаборатория прикладных исследований «Элитарное образование. Одаренные и талантливые дети», впоследствии в рамках этой программы был организован лагерь «Теремок талантов» на базе Киселевской школы. МБОУ ДОД ГЦВР «Досуг» и в настоящее время является координатором по психолого-педагогической и методической поддержке талантливых детей Красносулинского района.
Сегодня в Красносулинском районе выявлено более 600 талантливых и одарённых детей, это – каждый десятый школьник. Система общего образования нашего района включает 37 общеобразовательных школ, 28 дошкольных образовательных учреждений и 3 учреждения дополнительного образования, в том числе инновационные учреждения – гимназия № 1 и лицей № 7, 18 учреждений, являющихся муниципальными экспериментальными площадками по реализации инновационных программ, МБОУ ДОД ГЦВР «Досуг» и МБОУ СОШ № 6, являющиеся областными экспериментальными площадками. Вся инновационно - экспериментальная деятельность общеобразовательных учреждений направлена на повышение качества обученности, развитие и поддержку талантливых и одарённых школьников.
Систему поддержки и развития одаренных детей Красносулинского района можно представить в виде следующей схемы:

В рамках целевой программы «Одаренные дети» осуществляется работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через систему различных мероприятий, количество которых возрастает, а также через реализацию особых инновационных организационных форм работы с одаренными через:
творческие мастерские Районной очно-заочной школы для одаренных и талантливых школьников Красносулинского района “Эрудит” , которая является центральной структурой, объединяющей, интегрирующей и координирующей всю деятельность по психолого-педагогической поддержке детской одаренности;
Красносулинский филиал Донской академии наук юных исследователей, Районное научное общество обучающихся «Сократ»;
Работу МАН «Эврика» образовательных учреждений города и района;
Координационный Центр ДНТО “Интеллект будущего” (г. Обнинск);
Олимпиады;
Творческие конкурсы.
Теперь подробнее о каждой форме:
На основе муниципальной комплексной целевой программы «Одаренные дети Красносулинского района», для выявления и развития талантов в нашем районе, успешно функционируют очно-заочная школа «Эрудит» для талантливых обучающихся, где педагоги города и района стараются, с40220903238500огласно учению Джозефа Рензулли, одаренность развивать в трех сочетаниях: интеллектуальные, творческие способности и католицизм мотивации.
Каждая творческая мастерская – это лаборатория для апробирования и внедрения инноватики в образовательном процессе, в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности способных, талантливых и одаренных школьников. В 2012 году в творческих мастерских занималось 294 школьника 6-11 классов из , что на 16 человек больше, чем в прошлом году. Одна из приоритетных форм деятельности творческих мастерских – исследовательская деятельность. Она осуществляется в рамках ДНОУ «СОКРАТ» и малых научных обществ образовательных учреждений.
Инновационное не только содержание, но и формы деятельности, которые очень существенно отличаются от общепринятой классно-урочной схемы и включают в себя индивидуальные и коллективные исследовательские и творческие проекты, тренинги и семинары, полевые исследования.
Кроме Районной очно-заочной школы «Эрудит», есть и другие формы работы с одаренными детьми. Одна из таких форм – олимпиадное движение. Олимпиады, конкурсы – это платформа для результативной работы не только со школьниками, которые обучаются в РОЗШ «Эрудит», но и со всеми желающими попробовать свои силы.
Сегодня в олимпиадах и различного уровня конкурсах участвуют 95% всех обучающихся РОЗШ «Эрудит».
Представители Красносулинского района принимают участие в различных конкурсах и конференциях, таких как:
- Красносулинский филиал Донской Академии наук юных исследователей (ДАНЮИ), который действует с 1997г.
- Красносулинский региональный координационный центр национальной образовательной программы «Интеллект — творческий потенциал России». МАН «Эврика» образовательных учреждений города и района.