КТП Шахматы-школе 1 год обучения


Календарно-тематическое планирование учебного материала по внеурочной деятельности «Шахматы – школе» для 2 класса
(1 часа в неделю, всего 34 часов).
Программа курса для начальных классов общеобразовательных учреждений «Шахматы – школе».
Автор Сухин И.Г. – Обнинск, «Духовное возрождение», 2011.

п / пНазвание раздела или темы Количество часов на изучение темы Темы урока Количество часов на изучение Примерная дата проведения урока Характеристика деятельности ученика
Планируемые результаты
№ занятия Название триместр число Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 1.Введение. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. 3 1 Знакомство с шахматной доской 1 I знать/понимать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры
уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Личностные УУД
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности,
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению игры в шахматы;
активная жизненная позиция:
адекватное восприятие оценки собственной деятельности одноклассниками, учителем, способности к адекватной самооценке;
понимание причин успешности/не успешности в учебе.
формирование:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные УУД
научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
определять цель учебной деятельности под руководством учителя и соотносить свои действия с поставленной целью;
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации языковых задач;
намечать план действий при работе в паре, следовать намеченному плану;
прогнозировать результаты индивидуальной и групповой работы;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и изученным правилам игры в шахматы:
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении шахматных задач, корректировать работу по ходу выполнения;
результаты собственнойдеятельности по заданным критериям (под руководством учителя);
осуществлять само и взаимопроверку;
вносить необходимые исправления и дополнения в свою работу, находить и исправлять логические ошибки;
различать способ и результат действия;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее;
осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам изучения темы;
регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные УУД.
осуществлять поиск и отбор информации для выполнения учебных заданий, в рамках занятия.
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения шахматных задач
умение прогнозировать развитие шахматной партии, умение задавать вопросы,
преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
находить, анализировать,
учиться:
обогащать свой общий кругозор
сопоставлять информацию, полученную из различных источников, в том числе с использованием ресурсов библиотек, Интернета; критически оценивать получаемую информацию;
осознанно и правильно строить речевое высказывание;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, самостоятельно делать выводы.Коммуникативные УУД.
формулировать собственное мнение;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению;
ориентироваться на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние;
ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
учиться:
передавать (достаточно точно, последовательно и полно) партнеру необходимую для выполнения действия информацию;
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций:
соблюдать при общении с одноклассниками нормы речевого этикета и правила устного общения при диалоговой форме общения.
2 Расположение доски. Горизонталь. Вертикаль. 1 I 3 Диагональ. . Центр. Форма центра. 1 I 2 ШАХМАНЫЕ ФИГУРЫ 1 4 Шахматные фигуры. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 1 I 3 НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1 5 Расстановка фигур перед шахматной партией. 1 I 4 ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР 6 Ладья. Место ладьи в начальном положении. 1 I 7 Ладья. Захват контрольного поля 1 I 8 Слон. Место слона в начальном положении 1 I 9 Слон. Захват контрольного поля. Защита контрольного поля. 1 I 10. Ладья против слона. 1 I 11. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. 1 II 12 Ферзь. Захват и защита контрольного поля. 1 II 13 Ферзь против ладьи и слона. 1 II 14 Конь. Место коня в начальном положении. 1 II 15 Конь. Захват и защита контрольного поля. 1 II 16 Конь против ферзя, ладьи и слона. 1 II 17 Пешка. 1 II 18 Пешка. Игра на уничтожение Пешка против пешки. 1 II 19 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 1 II 20 Король. 1 II 21 Король против других фигур. 1 II 22 Шах. 1 II 23 Шах. Открытый шах. Двойной шах. 1 II 5 ЦЕЛЬ ИГРЫ. 5 24 Мат. Цель игры. 1 III 25 Мат. Мат в один ход. 1 III 26 Мат в один ход: сложные примеры. 1 III 27 Ничья. Пат. 1 III 28 Рокировка. 1 III 6 ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ 3 29 Игра всеми фигурами из начального положения. 1 III 30 Принципы разыгрывания дебюта. 1 III 31 Демонстрация коротких партий. Игра из начального положения. 1 III 7 ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 32 Повторение. 1 III 33-
34 Резервные занятия. 2 III Всего 34 часа.