Взаимодействие фигур во время игры в шахматы


righttop2016
400001000002016

19177825554494003592292661557Материалы мастер-класса старшего тренера-преподавателя по шахматам Павловой Р.Р.
07300Материалы мастер-класса старшего тренера-преподавателя по шахматам Павловой Р.Р.

Сценарий мастер-класса старшего тренера-преподавателя по шахматам
МБОУ ДОД «СДЮСШОР»
Павловой Рузанны Робиковны
Дата проведения: 05 февраля 2016 года
Место проведения: шахматный класс МБУ ДО «СДЮСШОР»
Время проведения: 15.00-15.40
Тема: Применение сюжетно-ролевых технологий при обучении игре в шахматы на примере дебютных ловушек.
Цель: Ознакомить участников мастер-класса с методикой обучения юных шахматистов правильному развитию фигур в дебюте.
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, тема моего занятия «Применение сюжетно-ролевых технологий при обучении игре в шахматы на примере дебютных ловушек» и главной целью я определяю ознакомление с методикой обучения юных шахматистов правильному развитию фигур в дебюте на примере мата Легаля.
(Слайд 2) Сегодня в конце моего мастер-класса вы сможете:
Сформулировать четкое понятие дебютной ловушки;
Ознакомиться с одной из форм проведения физкультминутки с юными шахматистами;
Сформировать представление о способе подачи материала в виде шахматных сказок;
Определить воспитательную направленность при обучении игре в шахматы
Видеть возможности создания ситуации успеха для занимающихся посредством проведения «Конкурса жетонов».
Дебют в шахматной партии - это мировоззрение шахматиста, его творческое кредо. Образно говоря, дебют – это зерно, всходы которого определяют течение всей партии. Главный дебютный принцип – быстрое и эффективное развитие, взаимодействие фигур и их централизация. Для лучшего усвоения дебютных принципов необходимо производить разбор партий. Закрепление дебютных принципов невозможно без разбора дебютных ловушек. В широком смысле ловушка – это «манёвр», на первый взгляд, дающий преимущества для другой стороны, а на самом деле завлекающий противника в невыгодную для него ситуацию.
Но маленькому шахматисту довольно трудно разобраться во всех тонкостях шахматной игры, излагаемых «сухим» языком. И именно поэтому, обучая детей дошкольного возраста игре в шахматы в течение многих лет, я определила для себя наиболее эффективную форму преподавания материала – в виде шахматных сказок. Такие занятия я провожу с применением сюжетно-ролевой игры, в которой есть сюжет в виде сказки и дети исполняют роли шахматных фигур. Благодаря этому дети легче воспринимают информацию, быстрее усваивают материал и эффективней применяют полученные знания во время игры.
Итак, мы переходим с Вами непосредственно к игре в сказку «Про жадного слона» (объяснение правил игры).
МАТ ЛЕГАЛЯ, ИЛИ СКАЗКА ПРО ЖАДНОГО СЛОНА
(Слайд 3) В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата короля: Чёрный и Белый. Жили они дружно, и было у них большое королевство, которое называлось «Шахматная доска». В этом королевстве было 8 улиц «лёжа», которые называются «горизонталь» и обозначаются цифрами, 8 улиц «стоя», которые называются «вертикаль» и обозначаются буквами. Еще в этом шахматном королевстве были необычные улицы «наискосок» - «диагонали». «Горизонтали» и «Вертикали» были окрашены в черно-белый цвет, а «Диагонали» были или белые, или черные. (Слайд 4) Однажды братья поссорились между собой и разделили королевство пополам: Белый король забрал себе белых солдат и 1, 2, 3, 4 улицы, а Чёрный король забрал себе чёрных солдат и 5,6,7,8 улицы. Расставили войска и началась у них война:
- по краям доски Ладью поставили, как башню;
- рядом, будто для погони, встали красавцы Кони;
- а за ними и Слоны, в бой они идти должны;
- в центре встал сам Король, а рядом с ним его верный помощник Ферзь;
- перед всеми фигурами выстроились верные солдаты - пешки.
(Слайд 5) Пешка е2 пошла на е4 и говорит: «вот какая я смелая, вот какая умелая, встала в центр, открыла дорогу своему Ферзю и Слону»
Пешка е7 пошла на е5 и говорит: «я тоже смелая, тоже умелая, я тоже встану в центр и открою дорогу своему Слону и Ферзю»
Конь g1 пошёл на f3: «Ишь ты, негодница, за нашей пешкой повторяешь, сейчас я тебя съем!»
Пешка закричала: «Спасите, помогите, кто-нибудь меня защитите!»
Хотел Конь прийти на помощь, но пешечка-сестричка d7 пошла на d6 и говорит: «Не бойся, сестричка, я тебя подержу за ручку».
Белый Слон f1 пошёл на с4 и говорит: «Ваше Величество, я встану в центр, приглядывать за вкусненькой пешкой на f7, а вы, пожалуйста, делайте рокировку».
Чёрный Слон с8 говорит: «подумаешь, он приглядывает за вкусненькой пешкой, зато я встану на поле g4 и буду приглядывать за конем. Если конь от меня уйдет, то я съем белого ферзя!». Такой ход называется «связка».
Белый Конь b1 пошёл на с3 и говорит: «раз все мои друзья вышли в центр, то и мне тоже надо там быть, чтобы мы могли друг другу помогать!».
Чёрный Конь b8 обиделся на хвастунишку черного слона и решил встать на край доски, на поле а6 – «Не буду ему помогать, только по просьбе короля я приду ему на помощь!».
Белый Конь f3 сказал: «Надоело мне охранять своего ферзя» и срубил пешку е5.
Слон увидел, что белый конь убрал защиту от своего ферзя, обрадовался и срубил ферзя на d1 и сам себя нахваливает «Ай да я! Ай да молодец! Сколько пользы своему королю принес!».
Но оказывается, это была ловушка и жертва ферзя! Белый Слон срубил вкусненькую пешку на f7 – шах Королю!
Чёрному Королю ничего не оставалось, кроме как сходить на поле е7.
И тогда, на помощь своим друзьям пришёл белый Конь с3 на d5, шах и мат!
Вот так, из-за дружной игры белых, или говоря шахматным языком, благодаря взаимодействию фигур, армия белых победила, а из-за жадности слона, армия чёрных проиграла!
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
(Слайд 6) Такой мат впервые поставил французский шахматист по фамилии Легаль 260 лет. Так как, впоследствии, такой мат получил очень широкое распространение, он так и остался в истории шахмат как Мат Легаля.
(Слайд 7) (фото детей) Вопрос участникам мастер-класса: По каким направлениям необходимо провести анализ партии после представления сказки:
- какие фигуры с обеих сторон принимали участие в военных действиях;
- чьи фигуры были дружнее;
- поступки фигур (правильные и неправильные).
(Слайд 8) (фото детей) – физкультминутка
Шахматная физкультминутка
Исходное положение - сидя на стуле.
Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)
Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)
Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)
Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)
Засиделся, застоялся – (руки на плечи, В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)
Отдохнула голова. (вращение головы)
Смотрим вниз, смотрим вверх,(вращательные упражнения Охватить нам нужно всех. для глаз)
Обнять себя, приободрить,(обхватить себя, похлопать по плечам)
И про друга не забыть! (погладить соседа)
Побежали наши ножки (имитация бега)
Вперед, по шахматным дорожкам,
Чтоб друг с другом поиграть
И задачи порешать….
(Слайд 9) Практическое задание:
Для закрепления пройденного материала участникам предлагается выполнение 2 заданий со Слоном. (раздаются карточки). Задания от занятия к занятию усложняются.
Практически все дети справляются с этими заданиями, и для закрепления материала для самостоятельной работы учащимся раздается домашнее задание в виде задач со слоном.
\s\s
(Слайд 10) Для повышения мотивации к занятиям, формирования заинтересованности, в качестве поощрения ребят по итогам выполнения заданий проводится очередной этап конкурса жетонов. Этот конкурс начинается в начале учебного года, итоги подводятся в конце уч. года. Все решенные задачи, за которые уч-ся получает жетон, формируются в папки шахматистов (представление папок).
Каждому участнику мастер-класса выдается памятный жетон участника.
(Слайд 11)
В ходе мастер-класса участникам были продемонстрировано Применение сюжетно-ролевых технологий при обучении игре в шахматы на примере дебютных ловушек.
Для последующего применения изученного материала предложен раздаточный материал.(…..)
Тренер-преподавательР.Р. Павлова