Психолого — педагогические особенности детско-родительских отношений
Психолого - педагогические особенности детско-родительских отношений
Отношение детям в семье - особая тема. В период взросления отношения детей с родителями крайне противоречивы. Их тип определяют три потребности, которые одновременно развиваются у детей:
потребность в любви, внимании и поддержке со стороны родителей;
потребность в освобождении от опеки, контроля (то есть желание самостоятельности);
стремление к равноправным отношениям (подразумевающим для них равенство в правах при разных обязанностях).
Конечно, для нормальных взаимоотношений между родителями и детьми важно, каким образом все эти «требования» будут реализовываться в семье. Для этого стоит определить: а что значит вообще «воспитывать ребенка».
Если обратиться к науке педагогике, то на страницах учебников можно прочитать фразы: «Функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, навыки, идеи, социальный опыт, способы поведения». Или еще: «Под воспитанием понимают целенаправленную деятельность, призванную формировать у человека систему качеств или какое - нибудь конкретное качество».
Воспитывая ребенка, мы развиваем у него систему представлений, ценностей. С другой стороны, даем ему модели поведения и реагирования в различных ситуациях. Все в целом и формирует у ребенка свой собственный социальный опыт. Однако родители - это всегда просто родители, которые по-своему любят своих детей. Они не являются воспитателями в классическом понимании этого слова. И каждый из них в глубине души хочет быть хорошим родителем. Правда, под «хорошим родителем» каждый подразумевает свое, например:
«Моя обязанность смотреть за тем, чтобы мой сын нормально развивался и был честным, вежливым, помогал в семье, хорошо учился», - говорят одни.
«Я всегда знаю, как лучше. И моя дочь должна всегда меня слушаться и выполнять мои указания», - возражают другие.
«Я должна сделать все для моего ребенка, чтобы он ни в чем не нуждался, оберегать его от страданий», - будут уверять третьи.
«Моя обязанность кормить, одевать его до 18 лет. И он мне должен быть благодарен за это! Остальное не мое дело. Жизнь научит. У него и другой родитель есть, пусть он потом и воспитывает его», - отстаивают свое мнение четвертые.
Большинство родителей строят свои взаимоотношения с детьми, основываясь именно на идеях подобного рода. Они не предполагают инициативы ребенка, доверия к нему. Создается впечатление, что ребенок беспомощное существо, которое не способно что-либо сделать самостоятельно и которым надо управлять. И поэтому такие родители считают принятие всей ответственности за поступки детей своей обязанностью.
Подобные представления очень пагубны и для маленьких детей а для подростков особенно. Чаще они приводят к возникновению у ребенка низкой самооценки, боязни что - либо сделать неправильно, развитию инфантилизма. А потом родители в одночасье хотят коренных изменений самостоятельности сына (дочери). И будут укорять своего ребенка, что у того не получается... Но ситуация может пойти и по другому сценарию: наоборот, ребенок будет отчаянно бунтовать против такого обращения с собой. Он же считает себя взрослым, что в большей мере соответствует действительности. И это приведет к конфликтам, а в итоге к отчуждению.
Следуя подобным представлениям о воспитании, родители невольно закладывают в ребенка установки: «Ты сам ничего не можешь и должен нас слушаться. Мы знаем, как лучше. Хорошо себя веди и учись и будешь любимым. Ведь мы за тебя отвечаем...» А если ребенок не такой послушный, значит, он меньше любим? И как ребенок научиться самостоятельности, если родители не дают ему проявить себя, а за любую ошибку ругают?
Очень часто родители просто не могут смириться с тем, что их «малыш» вырос или не такой как все. Ведь, даже будучи взрослым, для них он остается ребенком. За него все так же переживают, волнуются. И это нормально. Так, может быть, лучшее, что можно сделать для них, - это помочь их взрослению? Может быть, в этом и заключается смысл воспитания?
Конечно, зависимость глухого ребенка от семьи очень велика. Ведь именно в семье ребенок может найти удовлетворение своим материальным и бытовым запросам. Именно в родителях он ищет эмоциональную поддержку. Основной формой воспитания ребенка является забота о нем. В детском возрасте эта забота должна проявляться в помощи и направлении ребенка в освоении им сложного мира взаимоотношений взрослых, социальных ролей и многого другого. Но эта забота иногда принимает крайние формы. Зависит это от того, сколько времени и сил тратят родители на своего ребенка. Для некоторых родителей забота и воспитание ребенка становятся смыслом всей их жизни. Мамы и папы окружают малыша повышенным вниманием, стремятся всегда и во всем его защищать. Беспокоятся по поводу и без него, удерживают ребенка около себя всеми способами, «привязывают» его к своим настроениям и чувствам, требуют совершения определенных поступков. Вторая крайняя форма практически полное отсутствие заботы о ребенке. Такие родители заняты своими делами или работой, карьерой. И основную часть времени ребенок предоставлен сам себе. Зачастую родители даже не знают, где и как проводит время их ребенок. Лишь когда что-то случается, родители вдруг «вспоминают» о ребенке и включаются в воспитательный процесс. Но и он проходит в основном в виде моралей и нотаций.
Заботясь о ребенке, родители стараются его контролировать. Однако он уже сам может в полной мере контролировать себя и свое поведение. Более того, он хочет, чтобы с ним считались. Просто так разрушить его планы уже не удастся противоречия могут вырасти до конфликта. К тому же ребенок во весь голос заявляет о своих правах. И тогда к контролю взрослые добавляют требовательность, которая подразумевает ответственность ребенка за свои действия, слова, поступки. Однако сами родители нередко подменяют это понятие другим простым приказанием сделать что - либо (и зачастую без мотивирования или объяснения смысла приказов). Отсюда и возникают конфликты.
Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Глубокие контакты с родителями создают у глухих детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.
Существуют внутрисемейные психологические факторы, имеющие большое воспитательное значение для родителей:
Активное участие в жизни семьи;
Наличие времени, на разговоры с ребенком;
Интерес к проблемам ребенка, ко всем возникающим в его жизни сложностям;
Помощь в развитии умений и талантов ребенка;
Помощь ребенку в попытке самостоятельно принимать решения;
Осведомленность о различных этапах в жизни ребенка;
Уважение права ребенка на собственное мнение;
Принятие ребенка как равноправного партнера, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;