Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматная школа» для 5-6 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании МО Согласовано «Утверждено»
Протокол № 1 Зам. Директора по УР директор МБОУ СОШ
« 30 » августа 2016г. Бывалина Л.Л. ______ с. Киселевка
Руководитель МО____ Боброва С.А. «30»августа 2016 г. Казюкина В.Н._____
Приказ №16/3 «30» августа 2016г.
Программа внеурочной деятельности
кружка «Шахматная школа»
для 5-6 классов на 2015-2017г.
Программу разработал учитель физической культуры:
Дякин Д.В.
с. Киселевка 2016 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой спортивно-оздоровительного кружка «Шахматы» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
Общая характеристика кружка
Кружок «Шахматы»реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Актуальность данного кружкаобусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
развитие потребности в занятиях спортом;
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,целеустремлённости и настойчивости в достижении результата
Ожидаемые результаты
овладение навыками игры в шахматы;
интеллектуальное развитие детей;
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Шахматы».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
К концу года учащиеся должны знать:
шахматную доску и её структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);К концу года учащиеся должны уметь:
играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути её достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
Учебно- тематический план
№ п\птемы Количество часов
всего теория практика
1. Шахматная доска и фигуры 2 1 1
2. Ходы и взятия фигур 8 3 5
3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» 8 3 5
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен 8 2 6
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта 10 3 7
6. Особенности матования одинокого короля 7 2 5
7. Тактические приёмы и особенности их применения 7 2 5
8. Начальные сведения об эдшпиле8 2 6
9. Начальные сведения об мительшпиле8 2 6
10. Подведение итогов года 2 - 2
Итого 68 20 48
Содержание работы кружка «Шахматы»
Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Ходы и взятия фигур
Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах, мат и пат»
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Понятие «мат». Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач намат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценностив зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?)
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
Особенности матования одинокого короля
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Упражнение качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах.Начальные сведения об эндшпиле
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
Начальные сведения о миттельшпиле
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то…». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттешпиля.
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Календарно-тематическое планирование кружка «Шахматы»
№п/пДата Тема занятия Кол-во часов
68 ч Содержание деятельности Формирование УУД
Шахматная доска и фигуры
1-2 Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля 2 Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.
3-4 Шахматная доска. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
2 Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". 5-6 Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. 2 Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Ходы и взятие фигур
7,8,9,10 Шахматные фигуры.
Знакомство с шахматными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
4 Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая" Личностные: формирование интереса к учению.
Регулятивные: организация своего рабочего места,
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности
Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог
11,12,13,14 Начальное положение.
4 Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог.
15,16 Ладья. Место ладьи в начальном положении 2 Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.
17,18 Ладья.
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" 2 Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности". 19,20 Слон. 2 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Регулятивные: организация своего рабочего места для игры.
Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.
21,22 Слон. "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) 2 Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности". 23,24 Ладья против слона.
Разбор дидактических заданий, ознакомление с терминами 2 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности". Личностные: целостное восприятие происходящего.
Регулятивные: организация своего рабочего места.
Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.
25,26 Ферзь. Место ферзя в начальном положении. 2 Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя.
Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре.
27,28 Ферзь – тяжелая фигура. 2 Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". 29,30 Ферзь против ладьи и слона. 2 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". Личностные: освоение смысла учения.
Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности.Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.
31,32 Конь. Место коня в начальном положении 2 Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные: соотнесение выполненных заданий с образом.
Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в паре.
33,34
Конь. Дидактические игры "Захват контрольного поля" 2 Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности". 35,36 Конь против ферзя, ладьи, слона. 2 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих.
Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний.
Познавательные: наблюдение, сравнение.
Коммуникативные: умение работать в паре.
Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат
37,38 Пешка. Место пешки в начальном положении. 2 Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение.
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.
39,40 Пешка. Дидактические игры "Игра на уничтожение" 2 Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности". 41,42 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 2 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение.
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.
43,44 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. 2 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение, развитие внимания.
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.
45,46 Король. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых" 2 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). 47,48 Король против других фигур. 2 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности". Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение внимание
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.
49,50 Шах. 2 Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Личностные: целостное восприятие окружающего мира.
Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: наблюдение.
Коммуникативные: умение сотрудничать с партнером в совместном решении проблемы.
51,52 Шах. Открытый шах 2 Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". 53,54 Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. 2 Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". 55,56 Мат. Дидактическое задание "Мат в один ход". 2 Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Запись шахматных ходов 57,58 Условные обозначения перемещения, взятия. 2 Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход". 59,60 Рокировка. 2 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
61,62 Ценность фигур.Единица измерения ценности. 2 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". 63 Размен. Равноценный и неравноценный размен. 1 Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода". Общие принципы разыгрывания дебюта
64-65 Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. 2 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. 66-67 Классификация дебютов. 2 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. 68 Анализ учебных партий. 2
Материально – техническое обеспечение
Методические пособия:
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Технические средства обучения:
Компьютер
Шахматы
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.