Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная доска» (5 — 6 класс)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫШНЕРЕУТЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307048, Курская область, Медвенский район, с. Верхний РеутецТел.: 8 (47146) 4-56-35, адрес электронной почты: vreut52@mail.ru Педсовет от __________ 2016г.
Протокол № ____________
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
Приказом №_____ от ___________2016г.
Директор школы: ___________ З.А. Калашников
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Шахматная доска»
5 - 6 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: учитель Рощупкин Михаил Сергеевич
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная доска» составлена для учащихся 5-6 классов. На изучение курса отводится 34 часа в год, (1 час в неделю).В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цели программы:
способствовать становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи курса:
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Содержание программы
5 класс
ШАХМАТНАЯ ДОСКА. (2 часа)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (6 часов)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. (4 часа)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). (6 часов)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. (2 часа)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. (6 часов)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. (8 часов)
Проведение шахматного турнира. Закрепление знаний
6 класс
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. (4 часа)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. (8 часов)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. (6 часов)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. (4 часа)
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. (12 часов)
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Учебно-тематическое планирование
5 класс.
№ Наименование разделов и тем Количество часов
1 шахматная доска 2
2 шахматные фигуры 6
3 начальная расстановка фигур 4
4 ходы и взятие фигур 6
5 цель шахматной партии 2
6 игра всеми фигурами из начального положения 6
7 шахматный турнир 8
Итого 34
6 класс.
Наименование разделов и тем Количество часов
1 краткая история шахмат 4
2 шахматная нотация 8
3 ценность шахматных фигур 6
4 техника матования одинокого короля 4
5 шахматная комбинация 12
Итого 34